Урок русского языка в 4 классе "Разряды наречий по значению"

Урок русского языка по теме "Разряды наречий по значению»

Цели:

  • уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая

  • между ними существует;

  • учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи;

  • развивать речь, обогащать словарный запас,

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • на доске карточки со словами “НАРЕЧИЕ – ПРИГЛАГОЛИЕ”;

  • - карточки с ребусами;

  • на DVD отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев”;

Введение в тему урока:

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и

подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово 
“высоко” произнеси – 
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты 
“темно” - 
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь 
“ароматно” ты – 
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты 
“красиво” - 
Пред тобою сразу вся Россия!

Какие же слова привлекли маленькую поэтессу?

Что это за слова? Что у них общего?

Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия)

Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы будем говорить о наречиях и о разрядах наречий по значению.

НАРЕЧИЕ – слово очень старое.

В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.

А древние римляне называли наречие ПРИГЛАГОЛИЕМ.

Как вы думаете почему? (Наречие используется только вместе с глаголом)

Упражнение в определении разрядов наречий по значению:

распределить наречия в столбики по разрядам

место действия

время действия

образ действия

оттуда

давно

прямо

сзади

поздно

легко

издалека

вчера

весело


утром

красиво

отгадать ребусы, определить разряд наречий:

а) (РЯДОМ)

б)(ВНИЗУ)

 в)(ВОКРУГ )

 Знакомство с новыми наречиями.

Сказка “Кто важнее”. Инсценирование детьми.

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.

Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.

- А стоит подставить меня, - хвастается другое, - так сразу все исполнится. А ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

Когда-нибудь, - лениво отвечает то.

- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, так все делается медленно.

- И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, как все дело портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

- Где же наречие Ярко?

- Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.

- А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. – Ведь вы все-все можете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.

А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по прежнему.

Только никто уже больше не хвастался.

  • составить и записать предложение с одним из наречий, которые встретились в сказке.

Физминутка.

Выполняем действия, характеризуя их наречиями.

руки поднять (как?) высоко

идем (как?) легко

развести (как?) широко

(как?) быстро

опустить (как?) низко

(как?) по-медвежьи



хлопаем (как?) тихо

дуем (как?) сильно

(как?) громко

(как?) слабо

6. Работа над развитием речи.

  • заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу.

  1. Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)

  2. Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)

  3. Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)

  4. От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)

  5. В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)

  • посмотреть отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев” и

  • охарактеризовать происходящее с помощью словосочетаний глагол + наречие (например: горит ярко, говорит капризно, ругаются громко и т.д.)

Проверочная работа.

1) услышать в предложении наречие, выписать словосочетание гл.+н., определить разряд наречия по значению.

  • Русалочка подплыла к краю близко.

  • Сегодня удача улыбается мне.

  • Принца Эрика волна легко выплеснула на берег.

  • Сердце принца часто забилось.

2) взаимопроверка

Итог.

  • Какие новые наречия узнали на уроке?

  • Как иначе можно назвать наречие?

  • Чем отличается наречие от других частей речи?

Домашнее задание.

По выбору:

  • выписать из любого произведения 6 предложений с наречиями;

  • написать сочинение “На уроке”, используя наречия.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ