Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Дулова Наталья Васильевна

г. Астрахань

МБОУ «СОШ № 40»



В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

  • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников,

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

  • умение выражать свою точку зрения (ясно и понятно формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение)

К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Поэтому необходимо на своих уроках включать в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. Необходимо отметить, что перед детьми, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны). Работа на лексическом уровне, наблюдениях явлений многозначности, синонимии, антонимии, омонимии вылилась в создание проекта «Ах, эти разные слова». Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности. Проект выполняют ученики 3 класса под руководством учителя и логопеда.

Цель исследования: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи:  на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;  развивать грамматические и умения, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта:   третьеклассники, родители, учитель начальных классов, учитель.

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (1 месяц)

Направления работы проекта:  

  1. Слова-сорняки

  2. Слова - неприятели (антонимы).

  3. Слова – приятели (синонимы).

  4. Слова близнецы (омонимы).

  5. Многозначные слова.

Предполагаемые результаты проекта:  правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;

Этапы проекта:  

1 этап. На начальном этапе называем слова-сорняки, антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Для этого нужно:

  • вспомнить самим;

  • спросить у родителей, знакомых;

  • найти информацию в литературных источниках, Интернете.

2 этап. На следующем этапе объясняем значения слов-сорняков, антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов, их употребления в речи. Для этого нужно:

  • с данными словами составить словосочетания и предложения;

  • найти некоторые из них в учебной литературе;

3 этапНа заключительном этапе распределяем все слова по группам. Для этого нужно:

  • дифференцировать эти слова;

  • записать их в таблицы.

Использование проектной деятельности вполне возможно как на коррекционно-логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Педагогическая деятельность  при этом будет строиться с учетом целеполагания, моделировании учебного процесса: планирования процесса поэтапного освоения знаний, формирование навыков оценивания. Для учащегося учебный проект дает возможность выполнить работу самостоятельно или в группе, максимально использовать свои возможности, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.



Список литературы

  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993. – 205 с.

  2. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся”. М., 2003. – 134 с.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2011. – 192 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ