Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка

Отдел образования «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» по Советскому району.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 126» Советского района г. Казани






«Приёмы и формы работы над словарными словами

на уроках русского языка»








Методическое пособие для учителей начальных классов.




















г. Казань

2014 г

Пояснительная записка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов,правописание которых правилами не проверяется. Повышение орфографической грамотности  учащихся  остается одной  из важнейших проблем  методики преподавания русского языка  в начальной  школе. Поэтому  перед  учителем  начальных классов, стоит серьезная  задача—научить  детей  видеть  свои  ошибки, добиваться самостоятельного  орфографического  мышления - а это  и  есть одно  из требований  к освоению  результатов  УУД(ФГОС).

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.Основными целями методического пособия являются:

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;

- овладение грамматическим строем речи;

- овладение навыками грамотного письма слов с непроверяемым написанием.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей. Некоторые авторы (В.П. Канакина, Г.Е. Окулова и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике, и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, составляющим систему языка.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем его проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. (Жедек П.С. «Вопросы  теории и методики обучения  фонетики, орфоэпии, графике и  орфографии»)

В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так,

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов..Крупные  ученые –методисты К.Д.Ушинский, Д.Т.Тихомиров, И.И.Срезневский  связывали словарную работу с развитием  мыслительных способностей: специально  организованные наблюдения  за  словарной  работой  помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к  слову, развитию языкового  чутья и языкового  мышления.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями рекомендуется проводить следующим образом:



Первый подготовительный этап

  1. Систематизация слов программы 1-4; запись их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;

  2. Систематизация карточек и запись новых слов в двух экземплярах;

  3. Планирование ознакомления со словами по классам на все учебные годы в алфавитном порядке, понедельно.

  4. Изготовление словариков

Ставятся цели:

- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи

Слова с непроверяемыми написаниями используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Не оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе, видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснение.

Ученики имеют индивидуальный словарик, с ним они начинают работу со второго полугодия первого класса. Слова дети пишут с одной стороны листа, а обратную сторону оставляют свободной, на ней они записывают словарные диктанты. В основном работа со словарём проходит коллективная, а со второго полугодия второго класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной.

Второй этап ознакомительный .

На нём дети знакомятся со словом или группой слов. Работа по предъявлению слов проводится следующим образом:

  1. Рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;

  2. Проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

  3. Чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

  4. Решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо при письме запомнить.

  1. Подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений;

  2. Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно. Кроме того, надо помнить, что в начальной школе изучаются слова такие, как быстро, весело, вдруг…

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов проводится через карточки – картинки, иллюстрации; пословицы, поговорки; загадки; тексты, описательные тексты; предложения.

На этом этапе обращается внимание детей на осмысление значения слова – предмета, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связываю с орфограммой. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев.

(Ствол у берёзы белый.)

7. Найти ассоциативный образ и записать его под словарным словом.



ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному  образу.

1) Ассоциативная связь может быть :     

По цвету-месту расположения   Н-Р собака

                                                              Кость

                                                              Коврик

                                                              Посуда

                                                             Мойка

По  форме- звучанию                        Береза

                                                            Гребень  Е ,напоминает гребень по форме,т.к.

                                                           Береза  кудрявая

По  действию                                   Сапоги

                                                            Сам  надеваю

По материалу                                   Сапоги

                                                          Латекс

2) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании  не  вызывающую сомнений  букву, которая является сомнительной  в  словарном слове.

3) Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным  образом  через  рисунок или пересечение слов  через сомнительную орфограмму.

4) Прочитать словарное слово и  четко воспроизвести  вслух  найденный  ассоциативный  образ, представляя  их объединение и связующую  их  сомнительную  орфограмму.

5) Нельзя  навязывать  ученику  свой  ассоциативный образ.

ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО  ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при  данных требованиях: связь и общая  заданная  орфограмма.

Словарную работу с непроверяемыми гласными используя  ассоциативный  образ  я  проводится следующим образом:

- знакомство со словом через  загадку ,кроссворд и т. Д

- проговаривание орфоэпически ,т.е. так  как говорим

- запись  слова—возможно кто-то  знает  как писать орфографически?

- проверка по словарю.

- запись , под диктовку (орфографически).

- определение  ударения, корня, подбор  однокоренных  слов.

- подчеркивание места ,где можно « споткнуться»  при  написании.

- применение правила- безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ

- Что же  делать? Запомнить, а может кто-то из детей  предложит  как лучше, интереснее  запомнить? Выслушиваем  версии…

При работе со словарными словами дети часто делают  ошибки в словах- ПОСУДА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ЗАВОД и т.д.

Детям предлагается подобрать свою версию:

- подберите слова, которые  были бы близки по какому-то признаку  с данным  словом, но так, чтобы  сомнительная гласная, которую  проверяем,  в этом  слове  была  ударной.

Дети говорят—ПОСУДА , потому что МОЙКА

                           ПОСУДА, потому что МОЮ

- запишите слово под словарным так,  чтобы  безударная гласная в словарном слове совпадала с  ударной , найденном слове по ассоциации, обводим  их вместе.

Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник  и  т. д.

Применяя  прием  ассоциативных связей  %  запоминания  словарных  слов  повысился с 40%  до  75%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к  родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную  активность, способствует формированию учебных универсальных действий(познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных)

На этом этапе привлекаются слуховая память, далее зрительная и моторная. Работа на этом этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять в устной речи. « Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности»

Третий этап – тренировочно – закрепительный.

Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе используется многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Уроки русского языка следует начинать с чтения слов по словарику (или из карточек) или орфографической разминки.

Даётся слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный, разнообразный материал. Например, в 1 классе – письмо по трафарету, списывание с доски с пропуском букв, работе в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов или кроссвордов, игр типа «Подскажи словечко», например:

На жарком солнышке подсох,

И рвётся из стручков…(горох)

Прошу вас все слова назвать,

Где – оро- надо написать.

Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.

В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога…

В каких словах ель «растёт»?

Понедельник, учитель…

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие, ребусы; иллюстрации; творческие работы ( по развитию связной речи) - письмо текста по памяти, свободный диктант; изложения, сочинения, ответы на вопросы; таблицы(вводятся в 4 четверти в 3 классе).

Четвёртый этап – учётно – контрольный.

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты( в словариках, в рабочих или контрольных тетрадях; 1 класс – 8 слов, 2 класс – 10 слов, 3 класс -12 слов, 4 класс – 15 слов); проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаю слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель: траектория продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.







ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Виды упражнений по работе над словарными словами.

1 класс

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.


2. Выпишите слова два столбика:

в первый столбик – с глухими согласными на конце слова,

во второй – со звонкими согласными на конце слова:

завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.


3.Запшите слова, начинающиеся на букву «Р» ( Т, М, О и т.д.)


4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот.


5. Заучивать небольшие по объёму стихотворения, чистоговорки, фонетические загадки.

Чистоговорки: са-са-са, ца-ца-ца – наша Таня умница

су-су-су, цу-цу-цу - пойду на мельницу


ля-ля-ля, ля-ля-ля – расцвела кругом земля

ла-ла-ла, ла-ла-ла – в лесу ягодку нашла



Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан

И плясали бабочки под окном у бабушки

По заданию (фонетические загадки) школьники подбирают слова и делают их фонетический анализ.


6. Игра «Апельсины или мандарины?»

- Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.


7. Пулька и Пончик – так зову коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков.


8. Астры или розы?

Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А. де Сент–Экзюпери?

В названии цветка все согласные звуки звонкие.


9. Прочитайте слова, назовите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

Орёл малина самолёт

Комар дуб поезд

Муха сирень автобус


10. Мрамор, ремни, армия, норма, умение, Ира, море, нора, рана.

Прочитайте слово, которое обозначает: имя девочки; водное пространство; камень, который используют в строительств; вооружённые силы государства; длинную полоску кожи, которую носят как пояс; повреждения на теле; количество работы, которое надо выполнить; способность делать что-нибудь.Какое слово осталось непрочитано? Что оно обозначает?


11. Выпиши из словаря слова на тему : «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.


12. Выпиши 4-5 слов на определённую букву: п, с, к и т.д.


13. Выпиши слова с мягким знаком в середине.


14. Выпиши 3-5 слов с безударной гласной: а, о, е.


15. Выборочный диктант (дети из текста выписывают только словарные слова)


16. Ответы на вопросы. (Вопросы детям читаются или пишутся на доске). Например:

- кто готовит уроки?

- кто живёт в лесу?


17. Составление небольших рассказов на тему: «Школа», «Учебные вещи»,

«Наш огород», «Наш класс», «Мои друзья» и т.д.


18. Загадывание загадок на темы: «Одежда», «Растения», «Посуда», «Учебные вещи», «Животные» и т.д.


19. Допиши предложение: В класс вошла …

Весело чирикают …

В берлоге спит …

20. Группировка слов по месту ударения.


21. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.


22. Игры :А) первый слог потерялся

радь (тетрадь)

нал (пенал)

бака (собака)

хар (сахар)


Б) Собери слоги:

Де, ный, жур (дежурный)

Воч, де, ка (девочка)

Ки, ва, лен (валенки)


В) Угадай слово:

Мо…

са…

во…

ко..

Г) Из каких слов «выпали» гласные?

М…ш…н… (машина)

З…в…д (завод)

Л…с…ц… (лисица)

Д…р…г… (дорога)

23. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

24. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

Д.р.вн., п.ртр.т, м.л.т.к, к.ньк., т.л.ф.н, с.л.м.


25. Игра «Догадайся, что это за слово?»


О


о




О


о




О


о




О


о




О


о



ворона

сорока

молоко

корова

солома



о














Овёс

Овощи

Огород



26. Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова

ГО


(город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.
..суда, ..рёза, ..сква.


27. Игра «Апельсины или мандарины»

Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой. В слове-отгадке букв больше, чем звуков.



28. Игра «Начинай с буквы К»

Третье блюдо за обедом (компот)

Домашнее животное (компот)

Льётся речка – мы лежим, лёд на речке – мы бежим (коньки)



2 класс


1. Выпиши слова, отвечающие на вопрос: кто? что?


2. Выпиши слова, обозначающие предметы или признаки предметов.


3. Выпиши слова, обозначающие овощи, орудия труда и т.д.


4. Задание на классификацию: а) запиши дни недели в нужном порядке;

б) запиши названия месяцев в нужном

порядке;

в) запиши названия деревьев, птиц, овощей,

одежды.


5. Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам, по различным признакам и т.д.)


6. Ответь на вопросы предложениями или односложно

- Чем рубят дрова?

- Какой день недели первый?

7. Комментированное письмо или выборочный диктант (для этого вида работы часто используют пословицы). Например:

- Корми корову сытнее, молоко будет жирнее

- Москва – всем городам мать

- Нет в мире краше Родины нашей


8. Допиши пропущенные слова

Береги нос в большой … (мороз)

Январь год начинает, а … заканчивает (декабрь)


9. Группировка и запись слов по орфографическим признакам

Игры:

А) Кто какой голос подаёт?

С..бака стрекочет

С…рока поёт

П…тух мычит

К…рова лает


Б) Где начало слова?

на

род

вод

фель

В) Догадайся (в пропущенные клеточки дети вставляют пропущенные буквы)

м

о



м

о



м

о




10. Развитие устной речи

А) Составь предложения с данными словами:

-огород, овощи, помидор, огурец.

Б) Составь предложения с данными словосочетаниями:

- дружные ребята, берёзовый сок, новая машина, красивые ботинки

В) Подбери однокоренные слова к данным словам:

дорога - …

Жёлтый - …

Завтрак - …

11. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.




12. Игра «Волшебные домики»

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

Лаг.рь т.традь

К.стёр с.рень

Р.бята св.бода

Ул.ца р.стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.


13. Игра «Собери слово»

Пус, ка, та; рос, мо; же, ин, нер; тор, трак.

14. Игра «Расшифруй слово»

Замените цифры буквами алфавита, прочитайте слово.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16

(билет) (шофёр) (яблоко)

15. Игра «Добавление слов в предложение используя словарные слова»

- Работа сделана. Как? (Хорошо, аккуратно , прекрасно, плохо, кое-как, наспех, небрежно)

- Ответь одним словом на вопрос. Кто ты? (Мальчик, девочка, ребёнок, сын, внук, дочь)

- Назови по-разному одну и ту же игрушку. (Заяц, зайчишка, зайчонок, заинька)

- Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами.

- На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Прочитать и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу)

Не велик … да краснеет нос. (Мороз)

любит чистоту. (Посуда)

Чужбина- калина, родина-…(малина)

.. человек добро помнит. (русский)

Нет ничего краше, чем … наша. (Родина)

- всем… мать. (Москва, городам)

Крепкую дружбу и … не разрубишь. (топор)

Не… красит человека, а его добрые дела. (одежда)

Кто … солгал, тому и … не поверят. (вчера, завтра)

Всякая .. мастера хвалит. ( работа)

Без хлеба нет …(обед)

Вьюги да метели под… налетели. (февраль)

Не … тешет, а плотник. ( топор)

На чужой стороне и сокола зовут … (ворона)

Сам погибай, а … выручай. (товарищ)

Слово не …, вылетит – не поймаешь. (воробей)

Береги … снову, а честь и здоровье смолоду. (одежда)

К дому друга … никогда не бывает длинной. (дорога)

16.Игра «Фотоглаз»

Предлагаются карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать по памяти в тетрадь только выделенное словарное слово.


3 -4 класс

1. При изучении нового слова предложить учащимся:

- указать, какой частью речи оно является;

- разобрать данное слово по составу;

От имени существительного образовать прилагательное (и наоборот);

- просклонять новое слово по падежам;


2. Написать названия месяцев в алфавитном порядке.


3.Написать 5-6 слов, начинающихся с букв: п (с. т, д, и т.д.), которые являются именами существительными и прилагательными.


4.Выпиши 5 имён существительных 1-го или 2-го склонения.


5.Напиши 5-6 слов с безударной гласной е (а, о) и образуй новые слова с суффиксами –к-, -н-. Например: беседа- беседка.


6.Напиши 5 имён существительных с ь на конце слова и укажи склонение.


7.Подбери однокоренные слова к данным словам.


8.Поставь словосочетание в нужном падеже .Например: весенняя погода (винительный, творительный падеж)


9.Творческие работы по опорным словам.

Например:

-на тему «В библиотеке» со словами портрет, библиотека, автор, плакат, и т.д.

-опиши свою комнату или квартиру, используя для этого слова: ванна, комната, квартира, коридор, телевизор, диван, кровать.


10.Подбери однокоренные слова (другой частиречи). Например: металл – металлический, группа – групповой, группировать.


11.Подбери и запиши синонимы и антонимы к данным словам. Например: граница- межа, рубеж, край, предел.


12.Замени описательные обороты словами – синонимами. Ящик для ручек, карандашей. – Пенал.

Коллективная поездка, посещение чего – либо. – Экскурсия.


13. Игра – диктант «Кто больше запомнит?»

(Учитель подбирает 10-12 словарных слов. Зачитывает их. Дети записывают по памяти.)

14. Игра «Самый внимательный»

Ребята любят светлый класс, где учатся, читают…

(выбрать и записать словарные слова)

15. Игра «Присмотрись к слову». (к слову подбирают слова, обозначающие признаки предметов)

16. Составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом:

Квартира, комната, картина, завтрак, ракета, трамвай

Мы живём в большой квартире. В квартире много комнат, и в каждой комнате висит картина. В доме есть кухня, где мы завтракаем. Сегодня на завтрак мама купила печенье, на котором нарисованы трамвай и ракета.

Здание, здесь, здоровье, здравствуй.


Здание санатория «Левадия» расположено у реки. Сюда приезжают люди восстанавливать своё здоровье. И когда человек говорит «Здравствуй!», он желает здоровья. Да здравствует здоровый образ жизни!

Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, президент, столица, метро.

В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство, его возглавляет президент. В Москве проложено метро.

Сегодня, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.

Сегодня ясный, солнечный день. Я пошла в школу. Перед тем как переходить через дорогу, я посмотрела налево, а потом направо. В школе мы писали словарные слова: сверху, снизу.

Праздник, лестница, здравствуй

Сегодня праздник 8 марта. Лера поднялась по лестнице и у двери своей квартиры встретила маму.

- Здравствуй, мама!

- Здравствуй, доченька!

Лера протянула маме букет цветов.


17. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.


18. Игра «Кто больше придумает слов»

Дано несколько букв, нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

19. Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше

БЕРЕГ

ГОРЕТЬ

АГРОНОМ и т.д.


20. Выборочный диктант

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной:

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

В субботу наш класс идёт на экскурсию в городскую библиотеку.

На полянке остро пахло земляникой.

В ванной комнате новая душевая кабина.

К перрону подошёл пассажирский поезд.

На второй этаж дома вела крутая лестница.


21. Составление словариков, в которые слова записываются группами, объединенные одной орфограммой или определённым смыслом:

-о-: хорошо, быстро, скоро, весело

-о-: комбайн, корабль, троллейбус

-а-: ананас, апельсин, мандарин

-а-: платок, пальто

-а-:самолёт, трамвай, машина


22.При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, обьяснить, когда так говорят.

1) Ворона в павлиньих перьях.

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

2) Прикусить язык.

Это выражение употребляется в значении «помолчать»

3) Дом построить на песке.

Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.

4) Сгореть дотла.

Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло – значит основание)

Сгореть дотла – сгореть до основания.

5) Ждать у моря погоды.

Рассчитывать, надеяться на что- либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

6) Желторотый птенец.

Очень молодой, неопытный человек.

7) Проглотить язык.

Замолчать, перестать говорить, болтать.

8) Ищи ветра в поле.

Не вернёшь обратно, не найдёшь.

9) Жечь свои корабли.

Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему.

10) Медвежья услуга

Выражение употребляется в значении неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

11) Обвести вокруг пальца.

Ловко, хитро обманывать.

12) На ухо медведь наступил.

Кто- либо совсем лишён музыкального слуха.

13) Длинный язык

Означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.

14) Филькина грамота.

Так мы называем, не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой – либо реальной ценностью документ. Буквально: глупо составленный, плохо написанный документ.

15) Ни к селу, ни к городу.

Ни туда и не сюда.

16) Заячья душа.

Так говорят о трусливом человеке.

17) Потёмкинские деревни.

Выражение употребляется в значении показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего – либо.

18) При царе Горохе.

Это выражение говорит о том, что события происходили давным – давно.

19) Одна нога здесь, другая там.

Когда дела требуют быстрого действия, употребляют данное выражение.

20) Яблоку негде упасть.

Так говорят, когда очень тесно в каком – либо месте или помещении.





Литература:

Жинкин Н.И. «Психологические  основы развития речи .В защиту  живого слова.»М.1989

Репкин В.В. «Организация  развивающего обучения  русскому  языку».М.1998

Жедек П.С. «Вопросы  теории и методики обучения  фонетики, орфоэпии, графике и  орфографии».М.1992

ЯковлеваВ.И. «Слово  о словарном  слове»М,1989

Канакина В.П. Окулова Г.Е. « Этимологический анализ словарных слов». М.1999

18


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ