Конспект урока русского языка «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» аула Панахес

Тахтамукайского района Республики Адыгея











Конспект урока русского языка
«Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»





подготовила

учитель – логопед

Хагур Зульфа Хазреталевна











а. Панахес
2014

Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях».

Цель: автоматизация произношения звука [Р].

Задачи:

образовательные:

- закреплять навыки правильного и чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

- формировать умения составлять предложения;

коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- обогащать словарный запас;

- развивать познавательные и психические функции: память, внимание, мышление;

воспитательные:

- воспитывать усидчивость и самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Р], пуговицы, карандаш, компьютер, шары разных цветов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй. У тебя хорошее настроение? Давай повторим наше правило.

Ученик: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим,

Никуда мы не спешим!

2.Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Начнём с разминки.

3.Разминка.

А). Артикуляционная гимнастика.

Упражнение « Окошко».

Упражнение « Заборчик».

Упражнение « Маляр».

Упражнение « Чистим зубки».

Упражнение « Лошадка».

Упражнение « Грибочек».

Упражнение « Барабанщик».

Б). Упражнения на дыхание.

Упражнение « ладошки замёрзли».

Упражнение « ладошки остужаем».

Упражнение « дуем на чашечку» тихонько и посильнее.

  1. Анализ артикуляционного уклада звука [Р] в стихах.

Логопед: Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем.

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

« Это сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

- Мы продолжаем заниматься с трудным звуком [Р]. Давай вспомним, при каких условиях у нас получается правильный и красивый звук [Р].

Ребёнок: Губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик поднят и вибрирует.

Логопед: Молодец!

5.Характеристика звука [Р], сопоставление с буквой.

Логопед: Дадим характеристику звуку. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Ребёнок: Согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким. На письме обозначается буквой «Р».

Логопед: Молодец!

6. Упражнение на мелкую моторику.

Логопед: Выложи из пуговичек букву «Р» и преврати её в букву «Ф».

А теперь посмотри внимательно на «Волшебные картинки» и найди все буквы «Р», которые спрятались среди картинок и обведи эти буквы.


7. Давай немного потренируем язычок. Повторяй за мной:

РА-РА-РА-РАМА

РО-РО-РО-РОЗА

РУ-РУ-РУ-РУКА

РЫ-РЫ-РЫ-РЫБА

АР-АР-АР-КОМАР

8. Развитие фонематического восприятия (ИКТ).

- А сейчас мы поиграем на компьютере в игру «Поймай звук» ( если в слове есть звук [Р], ребёнок мышкой ловит предмет.

( Картинки: капуста, огурец, банан, яблоко, морковка, апельсин, лимон, помидор, баклажан, горох, фасоль, картошка).

9. Тренировочные упражнения в употреблении уменьшительно-ласкательной формы слова.

Логопед: Найди среди картинок те, в которых встречается звук [Р] и скажи ласково.

Ученик: Огурец – огурчик,

морковка – морковочка,

помидор – помидорчик,

горох – горошек,

картошка – картошечка.

10. Игра «Голова, живот, ноги». ( Определение места звука в словах: в начале, середине, конце.)

Логопед: Я буду называть слова со звуком [Р], а ты указываешь на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

РУБАШКА, БАРАН, КОМАР, ЖИРАФ, ВЕТЕР, РЫСЬ, ГРАЧ, РЫЖИК, НОРКА, КАРАНДАШ.

11. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

- К нам в гости пришёл Незнайка, он приготовил для тебя несколько заданий:

1. Помоги Незнайке дополнить по картинкам предложения и прочитать их.

Мама сварила компот из (картинка ФРУКТЫ).

Игрушки лежат в (картинка КОРОБКА).

Рома пишет в (картинка ТЕТРАДЬ).

2.Незнайка не умеет говорить звук [Р]. Прочитай предложения, которые он сказал.

ома покупает …озы.

ая пишет …учкой.

-Какой звук повторялся?

Ученик: Звук [Р].

3.Исправь ошибки.

Дорога едет по грузовику. ( Грузовик едет по дороге.)

Дровами рубят топор. ( Топором рубят дрова.)

Мухомор несёт Макара. (Макар несёт мухомор.)

Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

Логопед: Молодец! Справился и с этим заданием. Ты сегодня очень старался, поэтому чётко и правильно произносил звук [Р]. А теперь повтори за мной чистоговорки, которые будешь учить дома с мамой.

12.Домашнее задание.

Логопед: Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры- у мальчиков шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

13. Заключительная часть.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Постарайся вспомнить всё, что мы сегодня делали на занятии.

Ученик: Сегодня на занятии мы вспоминали, как правильно произносится звук [Р] в слогах, словах предложениях, находили звук [Р] в словах и определяли его место , помогали Незнайке, учили чистоговорку.

Логопед: Молодец! Ты сегодня занимался очень хорошо, и за это я подарю тебе шары, но тех цветов, в которых есть звук [Р]. Выбирай.

Ученик: Я возьму красный, оранжевый и розовый шары.

Логопед: Бери и не забывай всё время правильно произносить звук [Р]. До свидания!





































Список использованной литературы


1. Епифанова О.В. Автоматизация звука [Р].- Волгоград.: ООО «Экстремум», 2006 г.

2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – Москва.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2008 г.

3. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград.: Учитель, 2011 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ