Конспект урока русского языка для 3 класса «Относительные прилагательные»

Муниципальное автономное учреждение детский сад комбинированного вида №107 г. Хабаровска













Конспект урока русского языка для 3 класса

«Относительные прилагательные»



подготовила

учитель-логопед

Лопухова

Любовь Яковлевна








г. Хабаровск

2011 г.

ЦЕЛЬ: развивать понимание и практическое усвоение категории относительных прилагательных у детей 6 лет с ОНР.

ЗАДАЧИ:

1. Закреплять навык образования относительных прилагательных.

2. Закреплять умение употреблять относительные прилагательные в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного в форме винительного и творительного падежа единственного числа.

3. Закреплять навык включения в предложение отработанных грамматических конструкций.

4. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

ОБОРУДОВАНИЕ: три поросёнка (куклы); три домика (из картона); чашки с крупами; кастрюлька с грибами (рисунок); мешок с вещами из разных материалов (деревянными, стеклянными, кожаными, глиняными, бумажными, меховыми и т.д.); карточки с изображением листьев разных деревьев; картинки с изображенными пирожками и банками с вареньем.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Спрашиваю у детей, знают ли они, чем занимаются строители? (Образец ответа: «Строители строят дома».)

-Из каких материалов можно строить дома (Настоящие и игрушечные)? (Дети перечисляют материалы и называют относительные прилагательные.)

Образец ответа: «Из кирпичей можно построить кирпичный дом».

Из кирпичей – кирпичный дом.

Из камней – каменный дом.

Из бревен – бревенчатый дом.

Из досок – дощатый дом.

Из дерева – деревянный дом.

Из соломы – соломенный дом.

Из панелей – панельный дом.

Из глины – глиняный дом.

Из бумаги – бумажный дом.

Из пластилина – пластилиновый дом.

Из снега – снежный дом.

Изо льда – ледяной дом и т.д.

-Скажите, в каких домах живете вы? (Образец ответа: «Я живу в кирпичном доме»; «Я живу в деревянном доме» и т.п.) Из чего построен детский сад? (Образец ответа: «Детский сад построен из панелей, значит он панельный».)

-Вспомните сказку про трех поросят. Что строили поросята? (Образец ответа: «Поросята строили домики».)

-Из каких материалов они построили свои домики? (Образец ответа: «Ниф-Ниф построил соломенный домик, Нуф-Нуф построил деревянный домик, Наф-Наф построил каменный домик».)

-Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у трех поросят? (Дети: «Да!»)

2. Нас приглашает в свой соломенный домик Ниф-Ниф. (Вношу поросенка и его домик.) Дети садятся за столы.

-Ниф-Ниф, чем так вкусно пахнет у тебя в домике? (Рассказываю детям, что Ниф-Ниф сварил суп и предлагает им пофантазировать, какой это может быть суп.)

Образец ответа: «Ниф-Ниф сварил рыбный (гороховый, овощной, мясной, вермишелевый, куриный, овощной, луковый, грибной) суп».)



-Ниф-Ниф, назвали ребята суп, который ты сварил? (Ниф-Ниф подсказывает детям и загадывает им загадку:

Под сосною у дорожки Ножка есть, но нет сапожек,

Кто стоит среди травы? Шляпка есть – нет головы. (Гриб).

(Образец ответа: «Ниф-Ниф сварил грибной суп». ).

(Показываю кастрюльку с нарисованным на ней грибом.)

Ниф-Ниф хотел сварить еще и кашу. Но крупы рассыпались и перемешались. Предлагаю помочь Ниф-Нифу перебрать крупу и сказать, какой кашей он угостит своих братьев. (Образец ответа: «Ниф-Ниф угостит своих братьев гречневой (рисовой, гороховой, овсяной) кашей».)

3. Дети благодарят Ниф-Нифа и переходят к домику, в котором живет Нуф-Нуф.

Рассказываю им о том, что однажды Нуф-Нуф мирно сидел в своем домике, и вдруг в дверь кто-то постучал. Нуф-Нуф очень испугался. Он подумал, что это стучит волк и стал быстро собирать свои вещи, чтобы с ними убежать. (Показываю мешок с собранными вещами). Но это оказался его братец Ниф-Ниф.

Предлагаю детям достать из мешка и назвать вещи, которые собрал Нуф-Нуф.

(Образец ответа: «Нуф-Нуф взял бумажный стаканчик».)

Стаканчик из бумаги – бумажный стаканчик.

Губка из поролона – поролоновая губка.

Замок из металла – металлический замок.

Бинт из марли – марлевый бинт.

Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.

Ремень из кожи – кожаный ремень.

Рукавицы из шерсти – шерстяные рукавицы.

Бутылочка из стекла – стеклянная бутылочка.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Ваза из глины – глиняная ваза.

Ленточка из капрона – капроновая ленточка.

Тарелка из пластмассы- пластмассовая тарелка.

4. Идем в гости к Наф-Нафу. (Выставляю поросенка и показываю его домик.)

Рассказываю о том, что домик каменный, а дверь сделана из дерева, деревянная. Показываю листья разных деревьев, дети образуют относительные прилагательные. (Образец ответа: «Наф-Наф сделал березовую (сосновую, еловую, кленовую) дверь».)

Выясняем, что Наф-Наф сделал дубовую дверь, потому что она самая крепкая.

Наф-Наф очень хозяйственный поросенок. Он любит печь пирожки и варить варенье.

Показываю пирожки, дети называют, с какой они начинкой.

(Образец ответа: «Наф-Наф испёк пирожки с капустной (картофельной, морковной, рыбной, мясной, яичной) начинкой».)





Выставляю на н/полотно «банки с вареньем»: апельсиновое, грушевое, малиновое, абрикосовое, клубничное, смородиновое, сливовое, вишневое.

(Образец ответа: «Наф-Наф угостил своих братьев апельсиновым вареньем»).




5. Итог. Выясняю, понравилось ли детям в гостях у поросят. Отмечаю работу детей.






















Список использованной литературы:


  1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». С-П. Издательство «Акцидент», 1998 г.


  1. Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи». С-П. Издательство «Детство-пресс», 1999 г.


  1. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. С-П. Издательство «Детство-пресс», 1999 г.


  1. Фотографии автора.






















6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ