Конспект урока русского языка для 4 класса "Простое и сложное предложение"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»









Урок

русского языка в 4 классе

по системе Л. В Занкова

«Простое и сложное предложение»












Подготовила

Тупикина Людмила Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»






2010г.



Конспект урока русского языка, проведённого в 4 классе (система Л.В.Занкова, УМК: Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1, 2, 3, 4 кл. М.: Просвещение.)

Учитель: Тупикина Людмила Александровна

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»


Тема « Простое и сложное предложения»


Цели: - создать условия для актуализации теоретических знаний учащихся о сложных предложениях; совершенствовать умение пользоваться пунктуацией при записи сложных предложений, умение работать в парах;

- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;

-содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, речи; способствовать повышению интеллекта; воспитанию любви к русскому языку, к родной природе.


Оборудование:

карточки с тестовыми заданиями, портрет Пришвина, произведение «Берёзы» (читает Пришвин), текст «Берёзы».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мы школьники прилежные,

Послушны и дружны.

Мы знаем: Пятницкой школе

Лентяи не нужны!

- Вспомним правила поведения на уроке.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай!

II Актуализация знаний.

Тестирование.

Предложение – это слово или несколько слов…

П – связанные по смыслу

У – стоящие рядом

2. Грамматическая основа предложения – это…

С – определение

Р – подлежащее и сказуемое

А – второстепенные члены предложения


3. Предложение, в котором две или более грамматические основы, называется предложением…

Д – с однородными членами

М – бессоюзным

И – сложным

4. Если части сложного предложения соединены союзами, то оно называется…

Ш – союзным

Г – бессоюзным

5. В сложном бессоюзном предложении связь между словами осуществляется…

Б – с помощью союза

В – по смыслу

С – без союза

6. Несколько предложений, связанные по смыслу, это …

О – рассказ

И – текст

7.Тема « Простое и сложное предложение» изучается в разделе…

Н – синтаксис

Д – Орфография

Е – лексика

Пришвин.

  1. Сообщение целей и задач урока.

-Какой общей темой объединены все вопросы тестовой работы? (предложение)

- Какие виды предложений сейчас изучаем? (Простое и сложное)

-Над какой же темой будем работать на этом уроке? (Простое и сложное предложение)

  1. Рассказ о Пришвине (готовят дети).

Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать. Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие.


  1. Словарно – орфографическая работа.

  1. На коре какого дерева писали в старину на Руси? (берёза)

  2. Какая маленькая серая птичка никогда не улетает на юг? (воробей)

  3. Какая голубая ягода растёт в лесу? (голубика)

  4. Какая птичка на свете самая маленькая? (колибри)

  5. У какого дерева хвоя осенью опадает, как листочки? (лиственница)

  6. Листья какого растения останавливают кровь? (подорожник)

  7. Из какого колючего кустарника человек вывел самый красивый цветок на Земле – розу? (шиповник)

  8. Какой овощ стали выращивать в России по приказу Петра Великого? (картофель)

  9. Какое морское животное учёные считают самым умным? (дельфин)

  10. У какого растения большие листья сворачиваются в кочан? (капуста)

- Распределите эти имена существительные по группам. (По родам или одуш., неодуш. им. сущ.)


Проверка.

ж.р. м.р.

берёза воробей

голубика подорожник

колибри шиповник

лиственница картофель

капуста дельфин

лимон


  1. Работа по теме урока.

Составление сложных предложений со словарными словами.

-Составьте сложные предложения из двух простых. Подчеркните основу.

  • Дельфины удивляют нас своим мастерством.

  • Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью.

  • Шиповник радует нас своими полезными плодами.

  • Маленькая колибри пленяет своей красотой.

  • Мы его с удовольствием употребляем в пищу.

  • Картофель в Россию был завезён Петром Первым.

Проверка.

Дельфины удивляют нас своим мастерством, а маленькая колибри пленяет своей красотой.

  • Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью, а шиповник радует нас своими полезными плодами.

  • Картофель в Россию был завезён Петром Первым, и мы его с удовольствием употребляем в пищу.

  1. Физкультминутка. ( Звуки леса)

Все встали, закрыли глазки. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами. Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки.

  1. Комплексный анализ текста.

Звуковой фрагмент «Берёзы» (читает М.М. Пришвин). (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия)

- Какие литературные средства использовал автор в своём произведении? (приём олицетворения, сравнения, эпитеты)

Работа в парах.

- На столах у вас лежат карточки с текстом М.Пришвина «Берёзы». Найдите в нём и подчеркните названные литературные приёмы.


  1. Работа в учебнике.

- Выпишите предложения с однородными сказуемыми. (упр.374)

Проверка.

  • Теперь ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине.

  • Я сижу под ёлкой на середине лесной поляны и слушаю шелест листьев берёзы.

  • Вот заяц вышел из густых ёлок и остановился.

  • Он встал на задние лапки, огляделся.


Творческая работа

- Составить предложения о красоте родной природы.

  1. Итог урока. Рефлексия.

На столах у детей зелёные и жёлтые берёзовые листья. Кому на уроке было интересно, приклеивают к нарисованной берёзе зелёные листочки. Кому было скучно – жёлтые.

-Закончить урок хочется словами М.М. Пришвина

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

  1. Домашнее задание.

Составить текст на тему «Мой самый счастливый день в году», употребив в нём простое и сложное предложения.


Карточка для работы в парах.


Берёзы.

Зимой берёзы таятся в хвойном лесу. А весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более - менее не сравняется с цветом хвойных деревьев. И ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем, как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. - М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1977.

  2. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова). – М.: ЦОР, 2001.

  3. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников . Самара: Корпорация «Федоров», 2001.

  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Корпорация «Федоров», 2004.


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ