Конспект урока русского языка для 5 класса «ТЕМА ТЕКСТА»
Конспект урока русского языка для 5 класса
«ТЕМА ТЕКСТА»
Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.
Оборудование: учебники русского языка для 5 класса.
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Определение темы текста. (слайд № 3)
Учитель читает стихотворение, опустив его название.
Дождь
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
С. Маршак
(слайд № 4)
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
III. Работа с текстом. (слайд № 5)
Задание. Прослушайте текст, определите тему.
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
Вопросы и задания:
– Удачно ли озаглавлен текст?
– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.
– Где можно расширить повествование?
– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?
IV. Выполнение упражнения 80.
V. Сообщение учителя. (слайд № 6)
Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.
Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.
Задание 1. Определите узкие или широкие темы:
«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».
Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».
Домашнее задание: упражнение 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ