Конспект урока русского языка «Душа слова. Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью»

Жабина Е.С., учитель начальных классов.

Тема урока: «Душа слова.

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью»

(открытый урок, посвященный Неделе русского языка)

Цели урока.

Образовательные:

совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

формировать умения определять тему и цели урока;

работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.


Развивающие:

развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

развивать умения аргументировать, доказывать;

развивать интерес к русскому языку;

развивать орфографическую зоркость;

развивать навыки контроля и самоконтроля.


Воспитательные:

воспитание культуры речи;

воспитание товарищества и взаимопомощи;

воспитание эстетического вкуса.


Оборудование: портрет О.Н.Трубачёва, схема простого и сложного предложения, памятка-алгоритм, карточки с заданием «Найди пару».


Ход урока:


1.Организационно-психологический момент.

На доске эпиграф к уроку:

«Слова имеют свою собственную душу» Брехт Б.

- Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку. Запишите его в тетрадь. Как вы понимаете данное высказывание «Слова имеют свою собственную душу»?

- Что такое душа? (Душа - внутренний мир человека, мир, полный тайн). Что вы испытываете, когда душа поёт? (радость) когда душа волнуется? (переживание) Плачет? (грусть) Что происходит в вашей душе, когда вас не понимают? (обида) Когда хвалят? (гордость, счастье)

- А теперь давайте заглянем в кладовую слова. Как вы думаете, есть ли душа у слова? Ответить нам на этот вопрос поможет следующее стихотворение:

Словно травы шелестят слова,
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава, - 
Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если входят в речи сорняки.

Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слезы, - 
Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из добрых, нежных слов!


- Итак, есть ли душа у слова? (…)

- А мне хотелось бы ответить на этот вопрос словами Л.Н.Толстого: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».  

2. Сообщение о О.Н.Трубачёве.

- Познать слово глубже, верно определить его душу нам помогают словари: орфографические, толковые, фразеологические, этимологические. Большой этимологический словарь перевёл с немецкого языка наш земляк, учёный-лингвист О.Н.Трубачёв (показать портрет и фото словаря)

Трубачев Олег Николаевич  родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Знал более 50-ти языков, в том числе древние, что помогло сделать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13-ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет! За фундаментальный труд "Этимологический словарь славянских языков» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).



3. Актуализация опорных знаний.

- Вернёмся к эпиграфу. Назовите грамматическую основу предложения (слова имеют). Это предложение простое или сложное? (простое) Нарисуйте его схему [ ____ ‗‗‗‗ ].



4. Формулирование темы и цели урока.



- Используя схемы, определите тему урока.

[ ____ ‗‗‗‗ ]. [ ____ ‗‗‗‗ ],[ ____ ‗‗‗‗ ].



- Тема урока: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.



5. Повторение пройденного.



1) Сложное предложение. Схема сложного предложения.



- Как отличить простое предложение от сложного? (по количеству грамматических основ).

- Какое предложение называют сложным? ( В сложном предложении две и более грамматических основ)



- Откройте учебник на с. 64, найдите упр. 66.

- Прочитайте стихотворение. Сколько предложений в каждой строфе? (одно) Что это за предложения? (сложные) Как вы определили? (две грамматические основы в каждом предложении).

- Назовите грамматические основы. Спишите (списывают по рядам - по строфам). Нарисуйте схему предложения.



2) Знаки препинания в сложном предложении. Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами.

- У вас на партах лежат карточки с алгоритмом, который нужно завершить. Поработайте в парах, составьте инструкцию, как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

Алгоритм

«Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении».

1.Найти и подчеркнуть_________________________________________________________.
2. Посчитать ________________________________________________________________.
3. Если основ две или больше, то предложение_____________________________________.
4.Найти границы частей сложного предложения и поставить между ними ___________.
5. Проверить написанное.

- Давайте сравним вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на стр.160



2. Упр. 68 (коллективная работа)

Прочитайте текст. Подумайте, как нужно расставить знаки препинания, пользуясь алгоритмом.

- Спишите. Составьте схемы 1 и 2 предложений.



3. Игра «Найди пару».


Возьмите карточки. На них написаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запишите в тетради.


Чёрная туча закрыла небо.

Проливной дождь застучал в окно.

Наступила осень.

Перелётные птицы стали собираться в стаи.

Холодное небо часто хмурится.

По утрам бывают лёгкие заморозки.



4. Итог урока

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

- Как на письме разделяются части сложного предложения?


5. Домашнее задание.

Упр.1 с. 78







4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ