Конспект урока русского языка на тему «Сова»
Конспект урока русского языка на тему «Сова»
Задачи: содействовать развитию речи, критического мышления,
творческой активности;
формировать умение определять жанр произведения, основную
мысль произведения,
содействовать воспитанию внимательного отношения к природе
и её обитателям, нравственности.
Орг. момент
Настрой.
Целевая установка.
«Мозговая атака»
«Предположение»
Слово об авторе.
Работа в парах.
Инсценирование сказки.
«Поиск ответов».
Рефлексия.
«Мозговая атака»
«Ассоциации».
«Знаю…»
«Поиск ответов»
Рефлексия.
Предсказание.
«Поиск ответов».
Работа в группах.
«Дневник двойной записи»
Работа в парах.
Рефлексия.
Подведение итога.
Д/з.
5 минутка чтения.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Что мы должны знать и уметь?
Что будем развивать?
Что будем в себе воспитывать?
Какие правила должны соблюдать, работая на уроке?
Выполнив математические действия, вы сможете назвать имя автора, с произведением которого познакомимся на уроке.
Вика+талия-ка+й-я= Виталий
Бим+лань-м-ль+ки= Бианки
Мы познакомимся с произведением Виталия Валентиновича Бианки, определим его жанр, проанализируем и определим его основную мысль.
Посмотрите на выставку книг писателя и подумайте, чему он посвящал свои произведения.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Он не любил слово «природа», считая, что его затаскали. А на вопрос, как любит природу он, помолчав ответил: «Как волк!»
- Попробуйте объяснить эти слова автора.
Виталий Бианки объяснил свой ответ, рассказав одну сказку.
«Про сороку и волка».
Инсценировка сказки.
Автор: Спросили однажды сороку: «Сорока, сорока, ты любишь природу?»
Сорока: - А как же, (затарахтела) я без леса жить не могу: солнце, простор, свобода!
Автор: Спросили и волка: «А ты, волк, природу любишь?»
Волк проворчал: - Откуда я знаю, я о том не гадал и не думал.
Автор: Поймали тогда охотники сороку и волка и посадили в клетку. Подержали в клетке и спрашивают: « Ну, как, сорока, жизнь?»
Сорока: - Да ничего, жить можно, подкармливают.
Автор: Хотели и волка спросить, да глядь, а волк –то издох! Не знал волк, любит ли он природу, он просто не мог без неё жить…
- Какой вывод можно сделать из этой сказки?
(Волк не мог жить без природы).
- Виталий Валентинович Бианки любил природу так, что не мог без неё жить. Он всю жизнь её изучал, наблюдал за животными и птицами, и старался поделиться тайнами природы со своими читателями.
Разгадав ребус, узнаете название произведения Виталия Бианки, с которым будем работать на уроке.
Слон-л-н+овал-ол=Сова
«Сова».
- Какие ассоциации возникают, когда слышите слово «сова»?
сова
птица хищница
охотиться ночью большие глаза
- Что знаете о сове?
«Чтение с пометками».
Сова.
У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. Летает сова бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.
Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В дупле, в ямке на земле, на камнях – везде может устроить гнездо сова. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху.
- Что нового для себя узнали из текста?
Мудрейшая птица на свете – сова.
Всё слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Если вы соедините точки на листочках, лежащих перед вами на столе, то получите изображение действующих лиц произведения.
(Индивидуальная работа)
- Покажите, что у вас получилось.
Разложите полученные рисунки и попробуйте предположить, о чём будем сегодня читать.
- В тексте встретится слово «цветень». Как вы думаете, что означает это слово?
ЦВЕТЕНЬ – цветочная пыльца.
Чтение с остановками
- Понравился ли вам разговор старика с совой?
- Что в этом разговоре вам не понравилось?
- Какими словами старик обидел сову?
- Как вы думаете, сможет ли старик обойтись без совы?
- Предположите, что произойдёт дальше.
- Можно ли утверждать, что сова продолжает беспокоиться о старике? Докажите это словами из текста.
- Можно ли назвать сову мудрой? Докажите.
- Когда, по-вашему мнению, старик понял какую ошибку совершил? Прочитайте эпизод, когда старик пошёл сове кланяться.
- Как вы думаете, простит ли сова старика?
- Попробуйте объяснить слова совы: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
«Кубик».
1. Представьте, что вы старик. Какой вывод вы сделаете для себя из этой истории?
2. Составьте пятистишье о сове.
3. Найдите в тексте пословицы и объясните их смысл.
(«Трава без клеверу, что каша без масла».
«Мыши не волки, не зарежут тёлки».
«Дружно не грузно, а врозь, хоть брось».)
4. Определите жанр произведения. Докажите свой ответ.
5. Расположите рисунки в определённой последовательности и сделайте вывод.
6. Расскажите, о чём заставил вас задуматься Виталий Бианки.
- Близка ли сказка к народной? Чем?
- В чем заключается основная мысль сказки?
(В природе всё взаимосвязано. Если нарушается одно звено цепи, это может привести к большой беде.)
- Выберите верное утверждение:
«Человек – царь природы. Человек – часть природы.)
Вывод: раз человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему живому.
Пересказ сказки.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ