Конспект урока русского языка "Сочинение по картине Василия Поленова "Золотая осень"

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине Василия Поленова "Золотая осень"


Тема: Сочинение по картине В. Поленова «Золотая осень»

Цели урока:

  • обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);

  • пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи;

  • развивать языковое чутьё, учить редактированию текста;

  • способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

-Доброе утро. Мне очень приятно видеть вас сегодня всех здоровыми и красивыми.

II. Подготовка к восприятию нового.

(Учитель читает строки из стихотворения  И. Бунина «Листопад»)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
- Какому времени года посвятил поэт Иван Бунин эти строки?

-Именно сейчас в природе господствует Её Величество Золотая Осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать последние осенние мгновения счастья. И пусть бунинские  строки послужат мостиком к теме нашего урока. На нашем уроке присутствуют: искусствовед, биографы, экскурсоводы, поэты, языковед.

- Скажите, где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья? (на картине)

-Картины природы, леса, луга, реки - написаны художником пейзажистом.

- Кто такие пейзажисты – расскажет наш искусствовед.

Пейзажист – это художник, рисующий пейзажи, т.е. картины природы.

Художник разговаривает с людьми без слов, линиями, мазками, цветом.

III. Формулирование цели и темы урока.

- Кто уже догадался, какова цель нашего урока?  (Будем писать сочинение по картине) 

- Верно, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова и напишем сочинение по одной из его картин.

Наши биографы познакомят вас с творческой биографией художника и его необычными дарованиями.

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова.Многогранное творчество художника, где он стремился,  применить все свои дарования не знали границ. Он  живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

- Наши экскурсоводы расскажут о самых знаменитых его картинах и покажут их.

Самые знаменитые картины Василия Поленова:

 «Московский дворик». Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.

 «Заросший пруд». Тенистый уголок парка, небольшой пруд в окружении высоких деревьев. Пруд зарос водорослями и кувшинками. В глубине сада видна аллея со скамейкой. На ней женская фигура в светлом платье. Разве можно себе представить  место, лучшее для отдыха и размышлений о жизни?

IV. Знакомство с картиной «Золотая осень»

- Какое название вы бы дали этой картине?

- Художник назвал свою картину «Золотая осень». Почему именно это название художник дал своему полотну?

-Чем привлёк художника этот уголок природы?

- Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

-Какой день изобразил художник?

-Каким вам кажется небо?

-Что ещё вы видите на картине? (реку)

-Что вы можете о ней сказать? Холодная или тёплая вода в ней сейчас? Как художник это показал?

- Какие деревья на картине? Все ли деревья одевают золотые сарафаны? Составьте предложение со словом «наряд».

- Что вы ещё заметили на картине? (тропинку). Видимо, её протоптали местные жители.

- Что изображено на заднем плане картины? (поля по берегам реки) Какие берега – пологие или крутые?

- Вам понравилась эта картина? А теперь я даю слово нашим поэтам, которые дома подбирали и заучивали наизусть четверостишия на осеннюю тему. А вы подумайте, какие из этих стихотворений могут послужить эпиграфом к вашему сочинению.

( прослушивание стихотворений)

Вывод: Обычно осень - время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая солнечная и тёплая погода, то появляется чувство бодрости и хорошее настроение.

V. Составление плана сочинения.

План (примерный)

  1. Художник и его картина.

  2. Осенний день.

  3. Деревья в чудесном наряде.

  4. Лесная река.

  5. Моё отношение к картине.

Работа по первому и второму  пунктам  плана.

- Подберите синонимы к словам – художник, создаёт, картина.

- Каким предложением можно начать сочинение?

-Какие красивые слова и словосочетания можно употребить при описании осеннего дня?

- Как вы понимаете смысл слова «лучезарный»?

-Что можно описать в этой части сочинения? (небо, воздух, землю)

Работа по третьему  пункту плана.

- Какие прилагательные, глаголы, образные выражения вы подобрали для описания деревьев?

-Придумайте предложение о берёзках, о соснах.

Работа по четвёртому  пункту плана.

- Как можно описать реку? Придумайте предложение о реке.

Работа по пятому пункту плана.

-Подумайте над выражением «прощальная краса». О чём можно так сказать? Придумайте продолжение этой фразе.

  1. . Речевая и орфографическая подготовка.

- Найдите неточное употребление слова и замените его.

Солнечные лучи ярко греют природу.

Молодые берёзки сплошь накрыты золотистой листвой.

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вдали, вблизи.

  1. . Написание сочинения.

  2. . Проверка. Зачитывание отдельных сочинений.

  3.  . Итог урока.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ