Конспект урока русского языка в 3 классе «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Я.Першина г. Благовещенска республики Башкортостан
Конспект урока русского языка в 3 классе
«Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
подготовила
учитель начальных классов
Михайлова Елена Алексеевна
г. Благовещенск 2014
Список использованной литературы
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина Русский язык учебник 3 класс часть 2Москва Баллас 2013
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
14. http://sitename.ru
Тема: Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Цель:
Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Задачи:
образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;
социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием.
Категория детей: 3 класс
Ожидаемый результат:
- формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;
- повышение активности на уроках;
- формирование умения высказывать собственное суждение;
- улучшение результатов обучения.
№ п/п
Содержание урока
УУД
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний Чистописание. Словарная работа
Друзья мои, сердечно приглашаю
В мой тихий, добрый и уютный класс!
Садитесь же за парты, точно знаю!
Сегодня всё получится у нас!
- Здравствуйте, мои хорошие. Меня зовут Елена Алексеевна. Я очень рада видеть вас снова.. Когда-то, когда вы были первоклассниками, я приходила к вам в гости на открытый урок. Мне очень понравились. Сейчас вы стали гораздо старше. Ваша учительница Ирина Сергеевна многому вас научила. Разрешите и мне передать вам частичку своих умений. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите мне, а я вам свою. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения
- Итак, начнём наш урок русского языка с разминки для пальчиков.
«Перчатки»
В декабре, в феврале
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
-Молодцы, согрели ваши ручки, подготовили к письму. А теперь откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа.
Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями
Что значит исследовать?
целенаправленно систематично изучать(Викисловарь) (Зачитать из словаря)
-Подвергнуть (-гать) научному изучению (Ожегов)
Свои успехи вы будете фиксировать на листе самооценки по следующим критериям
- доволен своей работой, всё получилось
- доволен своей работой, но были ошибки
. - не доволен своей работой, было много ошибок
- Какими должны быть исследователи?
- Чтобы начинать исследовать новое, мы должны повторить прошлый материал.
- Я предлагаю вам это сделать при помощи карточки – сорбонки. НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ)
-Сигналом для окончания работы будет звук колокольчика.
Карточка – сорбонка
Тест
Вставьте пропущенные буквы. Какое слово лишнее:
А ш…фёр
Б в…кзал
В м…роз
Г в…гон
Д с…сед
Г
Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
А существительное
Б прилагательное
В глагол
А
Назовите часть слова без окончания:
А основа
Б суффикс
В корень
Г окончание
Д приставка
А
- Проверим, обратите внимание на слайд, исправьте ошибки.
- Для чего мы выполняли это задание?
- Что повторили?
-Оцените себя на листе самооценки.
-Молодцы! Замечательно у вас получилось. Продолжаем работу.
Постановка проблемы. Целеполагание.
Откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа. Обратите внимание на посадку и на правильное соединение букв.
-Перед вами на слайде стихотворение прочитайте его. Давайте его исследуем.
Ели надели белые шапки,
Спрятали в варежки белые лапы.
Скачет под ёлками белый заяц,
Белый заяц в лёгком пальто.
Ни рукавиц у косого, ни шапки,
Греют его только быстрые лапки.
- Вам нравится как звучит стихотворение? Почему?
- Что в нём нужно изменить, чтобы оно звучало мягче? Какие слова нужно изменить?
-Давайте выпишем эти слова в столбик и через тире запишем слово в изменённом виде.
Лапы- лапки
Заяц – зайчишка
Пальто- пальтишко
-Чем отличаются слова этих двух столбиков?
-Что помогло сделать слова ласковыми,
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
-Сегодня имена существительные с ласковым значением станут предметом нашего исследования. Это первая тема нашего нового раздела «Словообразование имён существительных»
-Что интересного в слове «Словообразование»
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? ….
Мы с вами составили информационную карту урока
Тема
Вопросы
Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением
Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?
Какие суффиксы помогают?
Когда мы употребляем в речи такие слова
Оцените этот этап работы на листе самооценки
Физминутка
Открытие нового знания.
Продолжим наше исследование
Вернёмся к записи на доске.
Понаблюдаем, как образовались слова
Как образовались слова второго столбика.
Давайте обозначим это графически.
- Как образовались эти слова?
От основы существительного при помощи суффиксов – оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.
Какое значение придают словам выделенные суффиксы?
Сделаем вывод. Как образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?
Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением образуются от основ имен существительных при помощи суффиксов –оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.
Сравним наш вывод с выводом учебника с. 44.
Прочитайте вопрос, который записан после правила, Как бы вы на него ответили?
(Люди используют ласковые слова в речи, показывая доброе отношение, любовь друг к другу или чему-либо)
Оцените свою работу на листе самооценки
Работа в парах. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Выполнив упр. 266 на стр. 44.
Прочитайте задание. Выполнять его будем по вариантам: 1в. – работает только со словами ед. числа, 2 в. – со словами мн.ч.
Самопроверка , опираясь на слайд
Оцените свою работу на листе самооценки
- Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в следующий раз обязательно получится.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности
Вернёмся к информационной карте урока
1.Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?
2.Какие суффиксы помогают?
3.Когда мы употребляем в речи такие слова
Перед вами лежат модельки человечков. Сейчас вы возьмете своего человечка и расположите его на лестнице успеха» («Лестница успеха» на магнитной доске)
Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку, если справлялись, но иногда испытывали затруднения – то на среднюю желтую ступеньку, а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.
- Из вас получились хорошие исследователи! Молодцы!
Личностные УУД
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ