Конспект урока русского языка в 3 классе «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Я.Першина г. Благовещенска республики Башкортостан



















Конспект урока русского языка в 3 классе
«Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»



подготовила

учитель начальных классов

Михайлова Елена Алексеевна











г. Благовещенск 2014

Список использованной литературы


1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина Русский язык учебник 3 класс часть 2Москва Баллас 2013


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

14. http://sitename.ru







































Тема: Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Цель:

Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Задачи:

образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;

социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:

- формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-  закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;

- повышение активности на уроках;

- формирование умения высказывать собственное суждение;

- улучшение результатов обучения.

№ п/п

Содержание урока

УУД

1.Организационный момент


























2. Актуализация знаний Чистописание. Словарная работа







Друзья мои, сердечно приглашаю

В мой тихий, добрый и уютный класс!

Садитесь же за парты, точно знаю!

Сегодня всё получится у нас!


- Здравствуйте, мои хорошие. Меня зовут Елена Алексеевна. Я очень рада видеть вас снова.. Когда-то, когда вы были первоклассниками, я приходила к вам в гости на открытый урок. Мне очень понравились. Сейчас вы стали гораздо старше. Ваша учительница Ирина Сергеевна многому вас научила. Разрешите и мне передать вам частичку своих умений. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите мне, а я вам свою. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения

- Итак, начнём наш урок русского языка с разминки для пальчиков.

«Перчатки»

В декабре, в феврале

Будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки,

Будем надевать перчатки.

Будем так их надевать.

А потом вот так снимать.

-Молодцы, согрели ваши ручки, подготовили к письму. А теперь откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа.

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями

Что значит исследовать?

Свои успехи вы будете фиксировать на листе самооценки по следующим критериям


- доволен своей работой, всё получилось


- доволен своей работой, но были ошибки




. - не доволен своей работой, было много ошибок


- Какими должны быть исследователи?

- Чтобы начинать исследовать новое, мы должны повторить прошлый материал.

- Я предлагаю вам это сделать при помощи карточки – сорбонки. НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ)

-Сигналом для окончания работы будет звук колокольчика.


Карточка – сорбонка


Тест


  1. Вставьте пропущенные буквы. Какое слово лишнее:

А ш…фёр

Б в…кзал

В м…роз

Г в…гон

Д с…сед




Г


  1. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

А существительное

Б прилагательное

В глагол



А


  1. Назовите часть слова без окончания:

А основа

Б суффикс

В корень

Г окончание

Д приставка



А



- Проверим, обратите внимание на слайд, исправьте ошибки.

- Для чего мы выполняли это задание?

- Что повторили?

-Оцените себя на листе самооценки.

-Молодцы! Замечательно у вас получилось. Продолжаем работу.


  1. Постановка проблемы. Целеполагание.

Откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа. Обратите внимание на посадку и на правильное соединение букв.


-Перед вами на слайде стихотворение прочитайте его. Давайте его исследуем.


Ели надели белые шапки,

Спрятали в варежки белые лапы.

Скачет под ёлками белый заяц,

Белый заяц в лёгком пальто.

Ни рукавиц у косого, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.


- Вам нравится как звучит стихотворение? Почему?

- Что в нём нужно изменить, чтобы оно звучало мягче? Какие слова нужно изменить?

-Давайте выпишем эти слова в столбик и через тире запишем слово в изменённом виде.


Лапы- лапки

Заяц – зайчишка

Пальто- пальтишко


-Чем отличаются слова этих двух столбиков?

-Что помогло сделать слова ласковыми,

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

-Сегодня имена существительные с ласковым значением станут предметом нашего исследования. Это первая тема нашего нового раздела «Словообразование имён существительных»

-Что интересного в слове «Словообразование»

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? ….

Мы с вами составили информационную карту урока


Тема

Вопросы

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением


  1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

  2. Какие суффиксы помогают?

  3. Когда мы употребляем в речи такие слова


Оцените этот этап работы на листе самооценки


Физминутка






  1. Открытие нового знания.

Продолжим наше исследование

Вернёмся к записи на доске.

Понаблюдаем, как образовались слова

Как образовались слова второго столбика.

Давайте обозначим это графически.

- Как образовались эти слова?

От основы существительного при помощи суффиксов – оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.

Какое значение придают словам выделенные суффиксы?

Сделаем вывод. Как образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?

Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением образуются от основ имен существительных при помощи суффиксов –оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.

Сравним наш вывод с выводом учебника с. 44.

Прочитайте вопрос, который записан после правила, Как бы вы на него ответили?

(Люди используют ласковые слова в речи, показывая доброе отношение, любовь друг к другу или чему-либо)

Оцените свою работу на листе самооценки


  1. Работа в парах. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Выполнив упр. 266 на стр. 44.

Прочитайте задание. Выполнять его будем по вариантам: 1в. – работает только со словами ед. числа, 2 в. – со словами мн.ч.

Самопроверка , опираясь на слайд

Оцените свою работу на листе самооценки

- Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в следующий раз обязательно получится.


7. Итог урока. Рефлексия деятельности



Вернёмся к информационной карте урока


1.Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

2.Какие суффиксы помогают?

3.Когда мы употребляем в речи такие слова


Перед вами лежат модельки человечков. Сейчас вы возьмете своего человечка и расположите его на лестнице успеха» («Лестница успеха» на магнитной доске)

Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку, если справлялись, но иногда испытывали затруднения – то на среднюю желтую ступеньку, а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.


- Из вас получились хорошие исследователи! Молодцы!







Личностные УУД









































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ