Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Ударение. Слоги ударные»

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему:

«Ударение. Слоги ударные»

Цели:

Актуализировать знания об ударении.

Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.

Научить:

различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов;

определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной;

выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

УУД:

Познавательные умения:

определять постановку ударения на примере слов-омографов;

различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

проверять правильность выполненного задания при работе в паре.

Коммуникативные умения:

формулировать понятные для партнёра высказывания.

Предметные умения:

выполнять деление слова на слоги;

определять ударный слог.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

–  Все друг дружке улыбнулись,

Лень прогнали, подтянулись.

Ладошка к ладошке,

Мы вместе, дружок!

Теперь потихоньку начнём наш урок.

Запишите число, классная работа.

Минутка  чистописания

2. Актуализация знаний

Определить тему нашего урока вам поможет небольшое  задание

- Выделите  первые  звуки  в  словах

[ у-у]тка,

[ д-д]ом,

[ а-а]ист,

[ р-р]учка,

[ э-э ]жи

[ н-н ]оты,

[ и-и]ндюк,

[ э-э ]нот

- Какое  слово  получилось?

Прочитайте  его.

Тема нашего урока: «Ударение».

Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?

А что оно означает?

Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

3. Изучение нового материала

Какую задачу урока для себя мы  поставим?

1. Определить что такое «ударение».

2. Выяснить роль ударения в русском языке.

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним исследовательскую   работу. 

Задание 1 (З) Учебник, с. 86, № 122.

Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

-Назовите пару слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы.

На доске: Я – зима. Люблю моро_ .

Довожу людей до сле_ .

 А сама их зря не трач_ ,

 Уходя, однако, плач_.    

- В каких словах нет знака ударения?

- Какие орфограммы  встретились?

Задание 2 (З) Учебник, с. 86, № 123.

Что    заметили  в  записи  предложений? Запишем  одинаковые  слова  парами.

Замок-замок,  кружки-кружки

Как  же  отличить  одно  слово  от  другого?  Что  нам  поможет?

–  Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.

На какой слог падает ударение в словах?

Произносят под руководством учителя

–  Как можно назвать слог, на который падает ударение? Ударный

Сколько таких слогов в слове? По одному

А как назвать слог, на который не падает ударение? Безударный

Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.

Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове? Нет

А как?

Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?

Задание 3 (П) Учебник № 124, с взаимопроверкой.

Можно ли утверждать, что слова, которые пишутся одинаково, всегда одинаково произносятся? Обоснуйте своё мнение.

Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.

4. Физминутка

Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась

5.  Первичное закрепление

Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова

Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок,  кружки) Да

Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.

Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

6. Закрепление

Коллективная  работа

1. Рабочая тетрадь, с. 46, № 76.

В выделенных словах укажите дугой ударный слог и поставьте ударение.

А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. Читают  полученные  предложения. Запись  последнего  предложения.

Задание 9 (У) Учебник, с. 91, № 132.

Спишите текст загадки, поставьте в словах ударение.

7. Рефлексия

Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

Что такое ударение?

Какова его роль в русском языке?

Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и  продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

8.Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 46, № 77.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ