Конспект урока "СОСТАВ СЛОВА" 3 Класс
1001 идея интересного занятия с детьми
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ТДМ Л.Г. ПЕТЕРСОН
ТЕМА: «СОСТАВ СЛОВА»
ТИП УРОКА: РЕФЛЕКСИЯ
Новикова Елена Викторовна, ГБОУ гимназия № 405,учитель начальных классов, Санкт - Петербург
Предмет (направленность): русский язык
Возраст детей: 3 класс
Место проведения: класс
Цель как деятельность учеников:
1.Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, овладение умением соотносить слова и схемы.
2.Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения, умениями строить алгоритмы действий, обосновывать «шаги» рассуждений, а также умениями соотносить информацию, представленную в разных формах.
3.Развитие умений работать в группе, договариваться о совместных действиях, контролировать и оценивать свою деятельность.
4.Развитие воображения, языковой догадки на основе работы со значениями морфем.
Этап урока
Ход урока
УУД
Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске: На ошибках учатся. У: Ребята! Я предлагаю эту фразу сделать девизом нашего урока. -Как вы её понимаете? -Как вы думаете, какой урок (тип) будет сегодня? -А над какой темой мы работали с вами на предыдущих уроках?
На доске: Состав слова. (Открываем). -Молодцы! Вы правильно её определили. -А какую цель урока мы поставим, если у нас урок закрепления? -Давайте запишем наш девиз и найдем все орфограммы в словах, ведь мы их раньше называли ошибкоопасными местами. На ошибках учатся.(У доски дети выделяют орфограммы).
− самоопределение (Л);
− смыслообразование (Л);
− внутренняя позиция школьника (Л)
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
У: Мы с вами определили, что тема нашего урока: «Состав слова». -А пригодились бы нам знания о составе слова при работе с предложением? У: Какие еще орфограммы связаны с составом слова?
У: Раздел науки о языке, изучающий состав слова называют словообразованием. (На доске слово).
У: Как вы думаете почему? -О чем говорит это слово? У: Давайте вспомним, из каких частей состоит слово и выполним блиц - турнир по определениям. Ответы запишите на планшете в столбик. (Блиц - турнир). (Фронтальная проверка по образцу на доске). У: Посмотрите внимательно на последовательность, которая у нас получилась (Алгоритм разбора по составу). У: Давайте воспользуемся им и разберем слова (Разбор 2 слов на доске и в тетрадях фронтально). У: Это все нам необходимо повторить.- Что теперь нам следует сделать? (Написать с/р № 1). -Для чего? А если будут ошибки? (Необходим алгоритм исправления ошибок). -Молодцы! Мы о нем еще вспомним. У: Возьмите конверт и найдите задания к с/р № 1. Время пошло. (Выполнение). У: Стоп, время закончилось. -Что мы должны сейчас сделать? -Как будем отмечать результаты?
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− использование знаково-символических средств (П);
− умение структурировать знания (П);
− контроль и оценка результатов
деятельности (П);
− контроль, коррекция (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Локализация затруднений.
У: Проверяем 1 задание. (Показ эталона фронтально). -Проверяем 2 задание. На доске фиксируем:
совпало: не совпало
1 . 1.
2 . 2.
У: Кто может объяснить причину затруднения? (2-3 человека).
-У кого не было ошибок? (Вывод).
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− использование знаково-символических средств (П);
− умение структурировать знания (П);
− контроль и оценка результатов
деятельности (П);
− контроль, коррекция (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Коррекция выявленных затруднений.
У: Какая цель наших дальнейших действий для тех, кто допустил ошибки? (Вспомнить алгоритм исправления ошибок, исправить их).
-Для учащихся, не допустивших ошибки?
(Распределение по группам, работа по карточкам).
(Если справятся раньше, то в д\т стр. 39 з. 15).
− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);
− целеполагание (Р);
− планирование (Р)
Обобщение затруднений во внешней речи.
У: Повторим алгоритм разбора слова по составу.
-Как определить однокоренное слово?
-Все ли тренировочные задания надо выполнять? (Нет, только те, в которых допустили ошибку).
-Мы повторили основные алгоритмы для работы.
-К чему можем приступать? (С/р № 2).
− установление
причинно−следственных связей (П);
− умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У: Возьмите из конверта карточку с с/р № 2.
(Выполнение).
У: Стоп. Время закончилось. (Для обеих групп).
-Возьмите эталоны для самопроверки.
-Зафиксируйте результаты.
(На доске приплюсовать тех, кто справился с с/р № 2 полностью).
− использование
знаково−символических средств (П);
− выполнение действий по алгоритму (П);
− контроль (Р);
− коррекция (Р);
− оценка (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Включение в систему знаний.
У: Можем ли мы по суффиксу определить часть речи?
-О чем может рассказать суффикс -л?
-У какой части речи нет окончаний?
-О чем могут рассказать окончания -ая, -яя?
-Каким живым существам дают названия с суффиксами -ат, -ят?
− нравственно− этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− установление причинно−следственных
связей (П);
Рефлексия деятельности.
У: Вспомним девиз нашего урока.
-Чему был посвящен урок?
-Удалось ли вам учиться на своих ошибках?
-Что нужно будет сделать тем, кто еще делает ошибки?
-Кому удалось поработать на более высоком уровне?
(Заполнение таблицы рефлексии деятельности).
Конец урока.
− контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
− самооценка на основе критерия успешности (Л);
− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Учебник по русскому языку. 3 класс. Москва. Баласс - (ФГОС), 2012г.
2. Л. Г. Петерсон. «Мир деятельности». 3 класс. Пособие для учителя.
М. издательство Национальное образование, 2012г.
3. М. Ю. Полникова. Дидактическая тетрадь по русскому языку для 3 класса. Санкт – Петербург. СМИО Пресс, 2012г.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ