Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ 10-11 Класс
Департамент Образования администрации г. о. Самара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 165
Утверждаю к исполнению
в образовательном процессе школы
Директор ______________________
Дата __________________________
Программа факультативного курса по русскому языку
«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ»
10-11 класс
Составитель:
Шишкина Татьяна Ильинична,
учитель русского языка и
литературы высшей категории
Самара, 2011
Пояснительная записка
Программа «Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ» предназначена для учащихся 10-11 классов средней школы и рассчитан на 68 часов.
Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения.
Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Поэтому при создании данной программы прежде всего учитывались уже имеющиеся знания учащихся из области русского языка и литературы.
Курс позволяет учащимся обобщить и углубить знания по русскому языку и литературе, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в форме ЕГЭ.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ. В данной программе подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением-рассуждением формирует литературные взгляды и вкусы детей, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует учащихся, позволяет реализовать себя в написанном.
Особенностью данной системы обучения является то, что углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса «блоками».
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Задачи:
- повторение с учащимися основного теоретического материала курса русского языка; систематизация и обобщение полученных знаний;
- совершенствование орфографических, пунктуационных, лингвистических и коммуникативных навыков;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- свободное пользование разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.
Ожидаемые результаты курса.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выполнять тестовые задания части А минимум на 70-75 %;
- выполнять тестовые задания части В минимум на 70 %;
- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
- определять тип, стиль речи предложенного текста;
- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию, аргументировано выражать свою)
Содержание курса
«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».
10 класс.
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии её оценки.
Фонетика и орфоэпия. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.
Лексика и фразеология. Паронимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы.
Морфемика и словообразование. Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи.
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Морфологические нормы. Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий. Склонение числительных.
Орфография. Виды орфограмм в корне. Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов. Одна и две Н во всех частях речи. Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ. Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов. Правописание служебных частей речи. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.
Тематическое планирование факультативного курса в 10 классе
«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».
п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Форма контроля
Введение (3 ч.)
1
Введение. (Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии её оценки)
1
Слушание. Зрительное ознакомление с тестами
2-3
Пробный ЕГЭ (тест для определения исходного уровня подготовки учащихся)
2
Уточнение кондификатора- перечня тем курса, подлежащих проверке на экзамене
Выполнение тестовых заданий
Фонетика и орфоэпия (1 ч.)
4
Фонетика и орфоэпия. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.
1
Повторение основных орфоэпических правил. Фонетический анализ слов. Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем.
Выполнение задания
А-1
Лексика и фразеология (4 ч.)
5
Паронимы
1
Запись основных понятий. Работа со словарем паронимов. Лексический анализ текстов.
Выполнение задания
А-2
6
Контекстуальные синонимы и антонимы
1
Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов.
Выполнение заданий
А-2,
А-30
7
Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов)
1
Запись основных понятий. Работа с фразеологическим словарем.
Выполнение заданий
А-2,
А-30
8
Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы.
1
Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.
Выполнение заданий
А-1, А-2, А-30
Морфемика и словообразование (3 ч.)
9
Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов.
1
Запись опорного конспекта. Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Выполнение задания
В-1
10
Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
1
Работа с текстом. Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Выполнение задания
В-1
11
Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую.
1
Запись опорного конспекта. Работа с текстом. Морфемный и словообразовательный анализ слов
Устный опрос. Тест. Выполнение задания
В-1
Морфология (6 ч.)
12
Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи.
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль.
1
Запись опорного конспекта. Работа с таблицами. Морфологический анализ слов
Определение роли частей речи в тексте. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Устный опрос. Тест. Выполнение заданий
А-10, В-2
13
Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи.
1
Работа с таблицами. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи
Устный опрос.
Выполнение заданий
А-10,
В-2
14
Морфологические нормы
1
Запись опорного конспекта. Тренировочные упражнения.
Выполнение заданий
А-3
15
Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий
1
Составление и запись опорного конспекта. Тренировочные упражнения.
Выполнение заданий
А-3,
А-5
16
Склонение числительных.
1
Повторение разрядов числительных, правописание числительных.
Выполнение заданий
А-3, А-4, А-5, А-6
Орфография (17 ч)
17-18
Виды орфограмм в корне.
2
Составление алгоритма. Тренировочные упражнения. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Словарный диктант. Выполнение задания
А-14
19-20
Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок
2
Составление алгоритма. Тренировочные упражнения орфографический анализ слов
Словарный диктант. Тест. Выполнение задания
А-15
21
Правописание Ъ и Ь
1
Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Составление словарных диктантов.
Тест. Выполнение задания
А-15
22-23
Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов
2
Составление алгоритмов. Тренировочные упражнения. Орфографический анализ слов.
Словарный диктант. Тест. Выполнение заданий А-14, А-15, А-16
24-25
Одна и две Н во всех частях речи.
2
Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Орфографический анализ слов. Составление словарных диктантов.
Тест. Выполнение заданий А-13, А-14, А-15,
А-16
26-27
Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ
2
Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Тест. Выполнение задания А-17
28-29
Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов
2
Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Тест. Выполнение задания А-18
30-31
Правописание служебных частей речи
2
Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Тест. Выполнение задания с А-13 по А-18
32
Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.
Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)
Тест. Выполнение задания с А-13 по А-18,
А-5
33-34
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
2
Решение тестовых заданий
Тест
Всего
34
Содержание курса
«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».
11 класс.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.
Простое предложение. Двусоставное и односоставное предложения. Виды односоставных предложений. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обращение. Вводные слова и предложения. Трудные случаи расстановки знаков препинания при вводных словах и предложениях. Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений. Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточными определительными. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастными оборотами. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами).
Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Простое и сложное предложение с союзом И. Знаки препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. БСП. Двоеточие и тире в БСП. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания на стыке союзов.
Стили и типы речи. Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные черты.
Текст. Последовательность предложений в тексте. Основная мысль текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Выразительные средства в тексте.
Подготовка к сочинению (уровень С). План сочинения-рассуждения. Проблема и её комментарий. Виды комментирования. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление. Авторская позиция и её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. Заключение. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Итоговое сочинение. Выявление степени готовности к итоговой аттестации.
Тематическое планирование факультативного курса в 11 классе
«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Форма контроля
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (3ч.)
1-2
Типы связи слов в словосочетании
2
Работа с таблицей. Составление алгоритма. Тренировочные упражнения
Выполнение задания В-5. Тренировочный тест.
3
Грамматическая основа предложения. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым
1
Работа с таблицами. Синтаксический разбор предложения. Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение задания А-9. Тренировочный тест
Простое предложение (13 ч)
4-5
Двусоставное и односоставное предложения. Виды односоставных предложений.
2
Работа с таблицами. Составление опорных схем. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение задания В-4. Тренировочный тест
6-7
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
2
Работа с таблицей. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение заданий А-23, А-20.
8-9
Обращение. Вводные слова и предложения. Трудные случаи расстановки знаков препинания при вводных словах и предложениях
2
Работа с таблицами. Работа с пунктуационными задачами (решение проблемных ситуаций) Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение задания А-22. Тематический тест.
10-11
Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений
2
Работа с таблицами. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение заданий
А-21, В-5 Тематический тест.
12
Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточными определительными
1
Практикум. Замена придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно
Выполнение задания А-6. Тренировочный тест.
13-14
Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства
2
Работа с таблицами. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.
Устный опрос. Выполнение задания А-21, В-5. Тематический тест.
15
Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастными оборотами
1
Практикум. Построение предложений с деепричастными оборотами. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы
Выполнение задания А-4 Тренировочный тест.
16
Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами)
1
Практикум. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Тренировочные упражнения.
Выполнение задания А-5. Тематический тест (задания А-4, А-5, А-6)
Сложное предложение (7 ч.)
17-18
Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Простое и сложное предложение с союзом И
2
Составление опорных схем. Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Тренировочные упражнения
Выполнение заданий А-10, А-20, В-6.
Тест.
19-20
Знаки препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Виды придаточных предложений
2
Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Определение видов придаточных предложений. Тренировочные упражнения
Выполнение заданий А-10, А-25, В-6.
Тест.
21
БСП. Двоеточие и тире в БСП.
1
Составление опорных схем. Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Тренировочные упражнения
Выполнение заданий А-24, В-6.
Тест.
22-23
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания на стыке союзов
2
Работа с пунктуационными задачами (решение проблемных ситуаций). Работа с текстом. Тренировочные упражнения
Выполнение заданий А-26, В-6. пунктуационный диктант. Тренировочный тест.
Стили и типы речи (2 ч.)
24-25
Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные черты
2
Запись опорного конспекта. Работа с текстом. Тренировочные упражнения
Выполнение задания А-29. Тренировочный тест.
Текст (3 ч.)
26-27
Текст. Последовательность предложений в тексте. Основная мысль текста. Способы и средства связи предложений в тексте.
2
Практикум. Работа с текстом. Определение основной мысли текста. Восстановление последовательности предложений в тексте.
Выполнение заданий А-7, А8, А-27, А-30 Тренировочный тест.
28
Выразительные средства в тексте
1
Работа с текстом. Анализ выразительно-изобразительных средств. Тренировочные упражнения
Выполнение задания В-8. Тест.
Подготовка к сочинению (уровень С) (6 ч.)
29-30
Подготовка к сочинению (уровень С). План сочинения-рассуждения. Проблема и её комментарий. Виды комментирования. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление.
2
Работа с текстом. Формулировка проблем исходного текста. Коллективное составление фрагмента комментария к проблеме исходного текста
Мини-сочинение К1, К2
31-32
Авторская позиция и её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
2
Работа с текстом. Выявление позиции автора, отражение своего отношения к проблеме с помощью оценочных слов и специальных речевых клише. Подбор аргументов.
Мини-сочинение К3, К4, К6, К11
33
Заключение. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.
1
Работа с текстом. Использование приемов написания заключения.
Проект заключительной части
34
Итоговое сочинение. Выявление степени готовности к итоговой аттестации
1
Работа над сочинением.
Сочинение-рассуждение
Список рекомендуемой литературы
Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2009.
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 128 с.
Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Выполнение заданий части 1 (А). – М.: Экзамен, 2011.
Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В). – М.: Экзамен, 2011.
Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 3 (С). – М.: Экзамен, 2011. ЕГЭ-2011.
Иванова С.Ю., Еричева Е.В. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Тренировочные материалы. – Самара: ООО «Офорт», 2011
Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация, культура речи, текст): учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. И доп. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – 380 с.
Львов В. В. ЕГЭ-2011. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
Маслов В.В., Щепа В.А. Единый государственный экзамен – 2011. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ. Выполнение заданий части «С». – Самара, 2011
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. – 776 с.
Цыбулько И.П,, Гостева Ю.Н, Васильевых И.П., Курятова В.М. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ФИПИ;– М.: Интеллект-Центр, 2011.
Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю, Соколова Н.В Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ-2011. Русский язык/ ФИПИ . – М.: Астрель, 2011.
Цыбулько И.П., Капинос В.И., Пучкова Л.И, Бисеров А.Ю, Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: – М.: Эксмо, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ