Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ 10-11 Класс

Департамент Образования администрации г. о. Самара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 165



Утверждаю к исполнению

в образовательном процессе школы

Директор ______________________

Дата __________________________






Программа факультативного курса по русскому языку

«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ»

10-11 класс





Составитель:

Шишкина Татьяна Ильинична,

учитель русского языка и

литературы высшей категории








Самара, 2011

Пояснительная записка


Программа «Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ» предназначена для учащихся 10-11 классов средней школы и рассчитан на 68 часов.

Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения.

Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Поэтому при создании данной программы прежде всего учитывались уже имеющиеся знания учащихся из области русского языка и литературы.

Курс позволяет учащимся обобщить и углубить знания по русскому языку и литературе, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в форме ЕГЭ.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ. В данной программе подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением-рассуждением формирует литературные взгляды и вкусы детей, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует учащихся, позволяет реализовать себя в написанном.

Особенностью данной системы обучения является то, что углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса «блоками».

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Задачи:

- повторение с учащимися основного теоретического материала курса русского языка; систематизация и обобщение полученных знаний;

- совершенствование орфографических, пунктуационных, лингвистических и коммуникативных навыков;

- овладение основными нормами русского литературного языка;

- свободное пользование разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.

Ожидаемые результаты курса.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания части А минимум на 70-75 %;

- выполнять тестовые задания части В минимум на 70 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип, стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию, аргументировано выражать свою)




























Содержание курса

«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».

10 класс.

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии её оценки.

Фонетика и орфоэпия. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.

Лексика и фразеология. Паронимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы.

Морфемика и словообразование. Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи.

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Морфологические нормы. Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий. Склонение числительных.

Орфография. Виды орфограмм в корне. Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов. Одна и две Н во всех частях речи. Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ. Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов. Правописание служебных частей речи. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.









Тематическое планирование факультативного курса в 10 классе

«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма контроля

Введение (3 ч.)

1

Введение. (Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ и критерии её оценки)

1

Слушание. Зрительное ознакомление с тестами


2-3

Пробный ЕГЭ (тест для определения исходного уровня подготовки учащихся)

2

Уточнение кондификатора- перечня тем курса, подлежащих проверке на экзамене

Выполнение тестовых заданий

Фонетика и орфоэпия (1 ч.)

4

Фонетика и орфоэпия. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.

1

Повторение основных орфоэпических правил. Фонетический анализ слов. Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем.

Выполнение задания

А-1

Лексика и фразеология (4 ч.)

5

Паронимы

1

Запись основных понятий. Работа со словарем паронимов. Лексический анализ текстов.

Выполнение задания

А-2

6

Контекстуальные синонимы и антонимы

1

Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов.

Выполнение заданий

А-2,

А-30

7

Фразеологизмы. Употребление слов, используемых в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

Запись основных понятий. Работа с фразеологическим словарем.

Выполнение заданий

А-2,

А-30

8

Трудности лексического анализа текста. Лексические нормы.

1

Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.

Выполнение заданий

А-1, А-2, А-30

Морфемика и словообразование (3 ч.)

9

Способы образования слов в русском языке. Морфемный анализ слов.

1

Запись опорного конспекта. Морфемный и словообразовательный анализ слов.

Выполнение задания

В-1

10

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

1

Работа с текстом. Морфемный и словообразовательный анализ слов.

Выполнение задания

В-1

11

Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую.

1

Запись опорного конспекта. Работа с текстом. Морфемный и словообразовательный анализ слов

Устный опрос. Тест. Выполнение задания

В-1

Морфология (6 ч.)

12

Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи.

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль.

1


Запись опорного конспекта. Работа с таблицами. Морфологический анализ слов

Определение роли частей речи в тексте. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Устный опрос. Тест. Выполнение заданий

А-10, В-2


13

Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи.

1

Работа с таблицами. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи

Устный опрос.

Выполнение заданий

А-10,

В-2

14

Морфологические нормы

1

Запись опорного конспекта. Тренировочные упражнения.

Выполнение заданий

А-3

15

Употребление предлогов. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий

1

Составление и запись опорного конспекта. Тренировочные упражнения.

Выполнение заданий

А-3,

А-5

16

Склонение числительных.

1

Повторение разрядов числительных, правописание числительных.

Выполнение заданий

А-3, А-4, А-5, А-6

Орфография (17 ч)

17-18

Виды орфограмм в корне.

2

Составление алгоритма. Тренировочные упражнения. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Словарный диктант. Выполнение задания

А-14

19-20

Правописание приставок. Трудные случаи правописания приставок

2

Составление алгоритма. Тренировочные упражнения орфографический анализ слов

Словарный диктант. Тест. Выполнение задания

А-15

21

Правописание Ъ и Ь

1

Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Составление словарных диктантов.

Тест. Выполнение задания

А-15

22-23

Правописание суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов

2

Составление алгоритмов. Тренировочные упражнения. Орфографический анализ слов.

Словарный диктант. Тест. Выполнение заданий А-14, А-15, А-16

24-25

Одна и две Н во всех частях речи.

2

Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Орфографический анализ слов. Составление словарных диктантов.

Тест. Выполнение заданий А-13, А-14, А-15,

А-16

26-27

Правописание НЕ-НИ. Трудные случаи правописания НЕ-НИ

2

Работа с алгоритмом. Тренировочные упражнения. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Тест. Выполнение задания А-17

28-29

Трудности слитного, дефисного и раздельного написания слов

2

Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Тест. Выполнение задания А-18

30-31

Правописание служебных частей речи

2

Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Тест. Выполнение задания с А-13 по А-18

32

Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.


Тренировочные упражнения. Орфографический и морфологический анализ слов. Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций)

Тест. Выполнение задания с А-13 по А-18,

А-5

33-34

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ

2

Решение тестовых заданий

Тест


Всего

34






























Содержание курса

«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».

11 класс.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.

Простое предложение. Двусоставное и односоставное предложения. Виды односоставных предложений. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обращение. Вводные слова и предложения. Трудные случаи расстановки знаков препинания при вводных словах и предложениях. Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений. Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточными определительными. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастными оборотами. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами).

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Простое и сложное предложение с союзом И. Знаки препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. БСП. Двоеточие и тире в БСП. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания на стыке союзов.

Стили и типы речи. Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные черты.

Текст. Последовательность предложений в тексте. Основная мысль текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Выразительные средства в тексте.

Подготовка к сочинению (уровень С). План сочинения-рассуждения. Проблема и её комментарий. Виды комментирования. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление. Авторская позиция и её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. Заключение. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Итоговое сочинение. Выявление степени готовности к итоговой аттестации.




Тематическое планирование факультативного курса в 11 классе

«Секреты русской грамотности: готовимся к ЕГЭ».

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма контроля

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (3ч.)

1-2

Типы связи слов в словосочетании

2

Работа с таблицей. Составление алгоритма. Тренировочные упражнения

Выполнение задания В-5. Тренировочный тест.

3

Грамматическая основа предложения. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Работа с таблицами. Синтаксический разбор предложения. Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение задания А-9. Тренировочный тест

Простое предложение (13 ч)

4-5

Двусоставное и односоставное предложения. Виды односоставных предложений.

2

Работа с таблицами. Составление опорных схем. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение задания В-4. Тренировочный тест

6-7

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

2

Работа с таблицей. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение заданий А-23, А-20.

8-9

Обращение. Вводные слова и предложения. Трудные случаи расстановки знаков препинания при вводных словах и предложениях

2

Работа с таблицами. Работа с пунктуационными задачами (решение проблемных ситуаций) Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение задания А-22. Тематический тест.

10-11

Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений

2

Работа с таблицами. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение заданий

А-21, В-5 Тематический тест.

12

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточными определительными

1

Практикум. Замена придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно

Выполнение задания А-6. Тренировочный тест.

13-14

Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства

2

Работа с таблицами. Составление опорных схем. Пунктуационный анализ предложений. Тренировочные упражнения.

Устный опрос. Выполнение задания А-21, В-5. Тематический тест.

15

Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастными оборотами

1

Практикум. Построение предложений с деепричастными оборотами. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы

Выполнение задания А-4 Тренировочный тест.

16

Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами)

1

Практикум. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Тренировочные упражнения.

Выполнение задания А-5. Тематический тест (задания А-4, А-5, А-6)

Сложное предложение (7 ч.)

17-18

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Простое и сложное предложение с союзом И

2

Составление опорных схем. Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Тренировочные упражнения

Выполнение заданий А-10, А-20, В-6.

Тест.

19-20

Знаки препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Виды придаточных предложений

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Определение видов придаточных предложений. Тренировочные упражнения

Выполнение заданий А-10, А-25, В-6.

Тест.

21

БСП. Двоеточие и тире в БСП.

1

Составление опорных схем. Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Тренировочные упражнения

Выполнение заданий А-24, В-6.

Тест.

22-23

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания на стыке союзов

2

Работа с пунктуационными задачами (решение проблемных ситуаций). Работа с текстом. Тренировочные упражнения

Выполнение заданий А-26, В-6. пунктуационный диктант. Тренировочный тест.

Стили и типы речи (2 ч.)

24-25

Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные черты

2

Запись опорного конспекта. Работа с текстом. Тренировочные упражнения

Выполнение задания А-29. Тренировочный тест.

Текст (3 ч.)

26-27

Текст. Последовательность предложений в тексте. Основная мысль текста. Способы и средства связи предложений в тексте.

2

Практикум. Работа с текстом. Определение основной мысли текста. Восстановление последовательности предложений в тексте.

Выполнение заданий А-7, А8, А-27, А-30 Тренировочный тест.

28

Выразительные средства в тексте

1

Работа с текстом. Анализ выразительно-изобразительных средств. Тренировочные упражнения

Выполнение задания В-8. Тест.

Подготовка к сочинению (уровень С) (6 ч.)

29-30

Подготовка к сочинению (уровень С). План сочинения-рассуждения. Проблема и её комментарий. Виды комментирования. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление.

2

Работа с текстом. Формулировка проблем исходного текста. Коллективное составление фрагмента комментария к проблеме исходного текста

Мини-сочинение К1, К2

31-32

Авторская позиция и её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

2

Работа с текстом. Выявление позиции автора, отражение своего отношения к проблеме с помощью оценочных слов и специальных речевых клише. Подбор аргументов.

Мини-сочинение К3, К4, К6, К11

33

Заключение. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.

1

Работа с текстом. Использование приемов написания заключения.

Проект заключительной части

34

Итоговое сочинение. Выявление степени готовности к итоговой аттестации

1

Работа над сочинением.

Сочинение-рассуждение































Список рекомендуемой литературы

  1. Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2009.

  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 128 с.

  3. Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Выполнение заданий части 1 (А). – М.: Экзамен, 2011.

  4. Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В). – М.: Экзамен, 2011.

  5. Егораева Г. Т. ЕГЭ-2011. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 3 (С). – М.: Экзамен, 2011. ЕГЭ-2011.

  6. Иванова С.Ю., Еричева Е.В. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Тренировочные материалы. – Самара: ООО «Офорт», 2011

  7. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация, культура речи, текст): учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. И доп. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – 380 с.

  8. Львов В. В. ЕГЭ-2011. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011.

  9. Маслов В.В., Щепа В.А. Единый государственный экзамен – 2011. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ. Выполнение заданий части «С». – Самара, 2011

  10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. – 776 с.

  11. Цыбулько И.П,, Гостева Ю.Н, Васильевых И.П., Курятова В.М. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ФИПИ;– М.: Интеллект-Центр, 2011.

  12. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю, Соколова Н.В Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ-2011. Русский язык/ ФИПИ . – М.: Астрель, 2011.

  13. Цыбулько И.П., Капинос В.И., Пучкова Л.И, Бисеров А.Ю, Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: – М.: Эксмо, 2011.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ