Конспект урока во 2-м классе по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Закрепление"
Конспект урока во 2-м классе по русскому языку на тему
"Главные члены предложения. Закрепление"
Цель урока:
Закрепить знания учащихся по теме «Предложение»; закрепить умение выделять предложение из речевого потока, оформлять его на письме; формирование умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, создавать свои предложения; способствовать развитию связной устной речи учащихся; развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом.
Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе; закрепить знания об осенних явлениях в природе, отображение этих процессов в литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Спинку ровненько держи.
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем наш урок.
2. Мобилизующий этап.
- Для разминки выполним логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны, запоминайте.
Медведь, волк и лиса написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?
(Ученики повторяют задание и делают умозаключение: звери поставили разные знаки. Волк – точку, медведь не ставил вопросительный знак. Значит, поставил восклицательный, а лиса – вопросительный знак.)
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Выполняя логическое упражнение, мы воспользовались устной речью. Какая ещё бывает речь? Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)
- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)
- Как узнать, сколько в тексте содержится предложений? (Сколько законченных мыслей, столько и предложений.)
- Как на письме отделить одно предложение от другого? (Большая буква в начале предложения и точка на конце.)
- Какие ещё знаки могут стоять на конце предложения и в каком случае? (?,!)
На доске:
Е ЗУ СКА Е МО
Е ЖА ПОД ЛЕ ЩЕ
(слова написаны на бумаге разного цвета и разрезаны)
- Кто сможет прочитать слова?
- Что обозначают эти слова? (главные члены предложения).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)
- Что мы называем подлежащим? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?)
- Что мы называем сказуемым? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают?)
- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: какие знания мы будем закреплять на уроке? Используйте опорные слова.
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ… ИЗ ПОТОКА РЕЧИ.
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ….
(Цель нашего урока: развивать умение выделять предложение из потока речи; формировать умение находить подлежащее и сказуемое в предложении.)
- Послушайте и скажите, о чём идёт речь.
Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает.
Как это время народ называет?
- Тему нашего урока мы свяжем с любимой порой А.С.Пушкина - с осенью, и,
конечно же, вспомним её приметы.
- Улыбнитесь друг другу, пусть у вас будет хорошее настроение!
4. Чистописание и словарная работа.
Закружилась листва молодая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- Какое явление описывается в стихотворении? С кем сравниваются листья? (с бабочками).
- С чем ещё можно сравнить полёт листьев? (с медленным танцем)
- Я тоже была зачарована причудливым танцем опадающих листьев. Мне захотелось изобразить этот танец на доске.
- Вот он, посмотрите:
- Что вам напоминает этот узор? (букву Оо).
-Давайте, напишем эти буквы в своих тетрадях.
- А какое время года начинается с этой буквы? (осень).
- На следующей строке запишите слово осень.
- Сколько слогов в этом слове? Как определить, сколько в слове слогов?
- Куда падает ударение?
- Как можно перенести это слово?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса….
- Писал об этом времени года А.С.Пушкин.
- Какие месяцы мы называем осенними? (Запись осенних месяцев).
- Кто может сказать, от какого дерева лист? А этот?
- Давайте запишем слово « листок» (ударение, слоги, перенос).
- А эти листочки необычные: Это листья – загадки. Ну-ка, кто попробует отгадать?
Расселась барыня на грядке.
Одета в шумные шелка.
Мы на неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Видали вы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас.
«Чирик-чирик! Чирик- чирик!»
К этой песне я привык.
(Воробей)
- А что это за слова? (словарные).
– Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
- Давайте их запишем.
5. Работа по теме урока.
1) - Перед вами иллюстрации. Посмотрите, все ли они соответствуют определённому нами времени года?
- Какие из знакомых стихотворений вспоминаются вам, глядя на иллюстрации:
(Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
- Названия цветов: лиловый – фр. название сирени «лиля», багряный – тёмно-красный, близкий к цвету крови.)
2) - Придумайте по этим картинкам предложение об осени. (устно)
- О чём говорится в предложении?
(-На какой вопрос отвечает слово «листья»? Каким членом предложения оно является?
- Что говорится о «листьях»? Слово «желтеют» - это какой член предложения? На какой вопрос оно отвечает?)
- Подлежащее и сказуемое выражают главную мысль предложения.
- Какая главная мысль этого предложения?
- Молодцы!
3) А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот».
Ранней весной старая ежиха выбралась из норы.
- Составьте предложение, заменив каждое слово, кроме последнего, на противоположное по смыслу. (Поздней осенью молодой ёж забрался в нору.)
/Запись предложения./
- Назовите главные члены предложения. Подчеркните их. Давайте проверим, как подчеркнули.
4) - Следующее задание называется «Приметы осени».
- Каждому ряду я дам по листочку, где записаны приметы осени. Вы должны по очереди подчеркнуть грамматическую основу предложения и быстро передать листок другому. Чья команда правильно и быстро это сделает – та и выиграет.
Приметы осени для работы по рядам.
1. Последние листочки опали с деревьев.
2. Птицы спешат на юг.
3. Проходит осенняя пора.
4. Осыпался с деревьев золотой лист.
5. Пылают красные ягоды рябины.
6. В октябре деревья теряют свой наряд.
1. На лёгких паутинках висят листочки.
2. У берегов озера лёг тонкий лёд.
3. Дни становятся холоднее.
4. Весь день идёт дождь.
5. Ударил первый мороз.
6. Низкое солнце уже не греет.
1. Ветер гонит опавшие листья.
2. Утихают птичьи голоса.
3. Опавшие листья надёжно укрывают всё живое от морозов.
4. Иней покрывает землю и траву.
5. Солнце скрылось за тучами.
6. Наступили длинные, осенние вечера.
- Давайте проверим: по 1 представителю от команды.
Физминутка.
А у нас физкультминутка:
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись (наклоны вперёд–назад)
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
5). – Восстановление деформированного текста.
- Подели текст на предложения. Подчеркни главные члены предложения.
Осень.
День стал короче солнце светит мало часто идёт дождь птицы улетают в тёплые края.
Уже пришла осень улетели чижи стрижи и другие птицы весь день идёт дождь в парках тишина только изредка встретишь воробья или сороку.
- Все ли птицы улетают? Какие птицы остаются с нами на зиму? Как их называют? Чем и как мы можем помочь им перезимовать? /Воспит. момент/.
6). Работа с учебником.
Коллективно-индивидуальная работа над упражнением № 134, стр. 75.
7). - Составьте из данных слов предложения и запишите в тетради:
на, упал, лист, землю, клёна.
птицы, на, осенью, юг, улетают.
- Подчеркните главные члены предложения.
6. Домашнее задание.
Стр. 74 упр. № 133.
7. Итог урока.
- Так какое же самое любимое время года было у А.С. Пушкина? У кого из вас это время года тоже самое любимое? Почему?
- А сейчас я буду читать начало предложений, а вы закончите их.
Речь бывает…. и … .
Наша речь состоит из … .
Предложение – это … .
В конце предложения ставится …, или …, или … .
В конце предложения ставится точка, если … .
В конце предложения ставится вопросительный знак, если … .
В конце предложения ставится восклицательный знак, если … .
Главные члены предложения – это … .
Подлежащее отвечает на вопрос … и обозначает … .
Сказуемое отвечает на вопрос … и обозначает … .
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке!
Приложение.
1. Подготовить ответы на вопросы. Записать их.
1) Кто осенью строит жильё? │ ёжик
2) Что он носит под старый пень? │сухие листочки.
2. - Составьте небольшой рассказ по опорным словам.
В сентябре.
Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята.
Карточки.
- Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
Вариант 1.
- Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
В, парке, красиво, осенью.
Из, улетают, птицы, лесов.
Вариант 2.
- Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
Лесу, осеннем, в, красиво.
Медведи, зимней, к, готовятся, спячке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ