Конспект занятия "Автоматизация звука [Ш] в словах"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида «Ромашка»











Конспект занятия

"Автоматизация звука [Ш] в словах"








Подготовила учитель-логопед

Колисниченко Оксана Владимировна















п.Унъюган 2014г.

Цель: Формирование звуковой стороны речи, Продолжа. Обучать использованию звука [Ш] в самостоятельной речи.

Исходя из цели занятия, поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах;

  • Расширять словарный запас;

  • Подбирать прилагательные к существительным;

  • Формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь;

  • Артикуляционный аппарат;

  • Зрительное и слуховое внимание;

  • Мелкую моторику;

  • Фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к занятиям;

  • Воспитывать контроль за собственной речью и умение выслушивать своих товарищей, не перебивая их;

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


























Ход занятия

Учитель-логопед

- Ребята вы хотите узнать, кто к нам сегодня пришел на занятия. (Да)

- Отгадайте загадку и тогда узнаете, кто пришел к нам в гости.



Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

(Змея)

Логопед показывает резиновую змею.

-Посмотрите какой у змеи язычок (Дети рассматривают язычок змеи)

- А у нас есть язычок? (Ответы детей: Да)

- А зачем нам с вами язычок. (Язычок нам нужен чтоб, говорить)

- Давайте, возьмем зеркала и поиграем с нашим язычком, чтобы красиво, говорить.

Жил-был язычок. Был он очень озорной, и за это его иногда наказывали. Давайте накажем язычок, чтоб он нас слушался.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

- Язычок решил поиграть в песок, но лопатки у него не было, и он превратился в лопатку.

Упражнение «Лопатка».

- Еще язычок любил качаться на качели.

Упражнение «Качели».

- Устал наш язычок качаться на качели и решил попить чаю.

Упражнение «Чашечка».

- Пил наш язычок час с малиновым вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».

- С помощью этих упражнений, какой звук мы научимся красиво говорить? (Мы научимся говорить звука [Ш]).

- Какой это звук гласный или согласный, звонкий или глухой? (Это звук согласный, глухой).

- Давайте с вами проверим, подставил тыльную сторону ладошки к горлышку, и произнесем звук [Ш]. (Дети выполняют вместе с логопедом).

- Что происходит с нашим горлышком? (Оно молчит, значит, этот звук глухой).

- А теперь подставим ладошку к губам и произнесем звук [Ш]. (Дети выполняют вместе с логопедом)

- Какую воздушную струю, вы почувствовали? (Теплую).

- Какую преграду встречает воздух на своем пути? (Воздух встречает преграду язычок).

- Скажите, кто умеет шипеть? (Шипеть умеет змея)

- Послушайте как шипит змея Ш-ш-ш. Давайте и мы с вами пошипим. (Дети произносят звук [Ш] изолированно)

- Когда змея к нам ползла, то встретила на поляне своих подружек змеек. (На доске выставляются картинки пяти змеек)

Игра на развитие фонематического слуха

- Змея с ними решила поиграть, давайте все вместе поиграем в игру «Поймай звук», я буду называть вам разные звуки вы как только услышите звук [Ш] хлопните в ладоши, [Щ], [Ж], [Д], [Ш], [С], [З], [Ш], [П], [Ж], [Ш]. Сейчас я вам буду называть слоги как только вы услышите слог со звуком Ш топните ногой.

- Сейчас я буду называть слова, как только вы услышите слова со звуком [Ш] хлопните в ладоши шапка, кукла, шуба, мяч, стол, машина, пирамида, яблоко, малыш, книга, камыши.

Дети выполняют соответствующие действия, когда слышат звук [Ш]

- Змейки понравилось с вами играть, и она предлагает вам проговорить чистоговорки.

Ша-ша-ша – наша маша хороша

Ши-ши-ши – новые карандаши

Шо-шо-шо – нам играть хорошо

Ша-ша-ша – мама моет малыша

Дети повторяют за логопедом чистоговорки.

Согласование числительных с существительными

- Поиграла змейка со своими подружками и поползла дальше. Давайте с вами посчитаем, сколько змеек с ней играли. (Одна змейка, две змейки, три змейки, четыре змейки, пять змеек).

Определение звука [Ш] в словах

- Поползла змейка дольше и встретила Вини- Пуха который хотел достать мед с дупла у пчел, но не мог залезть на дерево. И тогда змейка подсказала ему, что на дерево можно забраться с помощью воздушных шаров, но не на всех шарах, а только на тех на которых нарисован предмет в названии, которого есть звук [Ш]. Давайте посмотрим и выберем те шары, на которых медвежонок сможет добраться до меда. (Дети выбирают нарисованные воздушные шары, на которых нарисованы картинки, в которых есть звук [Ш])

- Давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику «Воздушный шар»

(Дети под музыку выполняют движения)

- А еще змея встретила звукоеда который погрыз слова. Отгрыз первые звуки в словах и змейки не понятны эти слова. Давайте вернем звуки словам. (Логопед читает слова, а дети добовляют первый звук …апка, ..уба, …околад, …каф, …ишка, …арик, …ина, …лёпки, …ашки, …торм)/

Деление слов на слоги.

- А ещё повстречала змейка на своем пути трудолюбивую пчелу Майю. Майя раскладывала соты в улья, но не просто раскладывала, а клала их по позиции звука [Ш] в название слова.

Давайте ей тоже поможем и разложим соты в улья. В это улье мы положим те соты в названии которой звук [Ш] находится в начале слова, в это улье положим те соты в название которых звук [Ш] находится в середине слова, а в это улье положим те соты в название которых звук [Ш] находится в конце слова. (На доске выставляются улья со схемами расположения звука в слове. Дети раскладывают соты, на которых нарисованы картинки)

- Мы с вами знаем, что у каждого звука есть домик, который называется буквой. Давайте узнаем, как выглядит буква Ш.

- У каждого из вас есть вот такая бумажная буква, но она засекречена. Мы с вами должны рассекретить ее и узнать, как выглядит буква Ш. Для этого снимите пленку со скотча. Затем посыпьте силуэт буквы манной крупой. Вот так. Показать детям.

Теперь аккуратно стряхните остатки крупы.

Дети выполняют.

-Какая буква у вас получилась? (Буква Ш)

-Из каких элементов состоит буква Ш. (Буква Ш состоит из четырех палочек)

- Давайте подарим букву Ш змейки, а она покажет букву своим друзьям змейкам, Винни-Пуху, пчеле Майе. (Дети дарят свои буквы Змее)

- Змейки пора возвращаться в лес. До свидания! (Логопед убирает змею за ширму)

-Ребята вам понравилось играть с змеёй. (Да)

-А с каким звуком вы играли со змеёй. (Играли со звуком [Ш])























Литература:

  1. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособия для практических работников ДОУ / Швайко Г.С.; под ред. В.В.Гербовой – М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

  3. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н.Родионова. – 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Картинный материал сайт «Материнство», « ДЕТсад».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ