конспкт урока литературы "И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с басней "Ворона и Лисица" 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты
Ростовской области
Конспект урока по литературе по ФГОС
в 5 классе
«И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лисица».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Ирина Александровна
г. Шахты
2013
Учебник: Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Название раздела, темы: Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цели урока: знакомство с И.А.Крыловым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ басни, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению,
Ход урока.
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организация начала занятия
личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: мобилизация сил и энергии.
Психологический настрой детей на урок.
Учитель: Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке будем: думать, размышлять,
на вопросы отвечать, выразительно читать.
Самоопределение
Мотивация к учебной деятельности
личностные:
самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли
Учитель читает отрывки из знакомых басен. Назовите.
- Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»?
- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру?
-Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Крылова?
Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
Выявление желания знакомиться с творчеством автора.
Актуализация знаний
Постановка цели (целеполагание)
Организация деятельности по восприятию рассказа
Открытие обучающимися нового знания
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Домашнее задание
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
личностные: моральный выбор;
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;
регулятивные: составление плана и последовательности действий;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.
логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;
логические: построение логической цепочки рассуждения;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляция.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ
Посмотрите, пожалуйста, на портрет.
Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами.
- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки (экскурсия по выставке)
- Кто из вас знает, что такое басня? - Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.
- Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?
- Какие основные задачи урока стоят перед нами?
- Составим свое определение басни.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?
А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?
Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.
Лесть
Гнусный –
Не впрок –
Взгромоздиться –.
Пленить –
Плутовка –.
Ангельский (голосок) –
Царь – птица –.
Вещуньина (голова) –.
Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
Каркнула очень громко - во всё горло; Исчезла, скрылась - была такова; Трудно стало дышать - дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138
Работа с текстом басни.
- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (^ Нет).
- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (^ Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (^ Нет, скромный не стал бы ее слушать).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?
Ворона
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая
Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
Работа над моралью басни.
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
Работа с пословицами.
Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке - медок, а на сердце - ледок.
У лести нет чести
Чтение произведения по ролям.
Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
Дается по выбору:
Выразительное чтение басни.
Чтение по ролям
Инсценировка басни
Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).
Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.
Восприятие прослушанной басни.
Работают в парах , обосновывают свои выводы
Дети подтверждают ответы примерами из текста.
Работа по алгоритму с цель сделать выводы по данному этапу урока.
Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.
Дети работают в группах
Взаимооценивание
Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ