Контрольные работы по русскому языку для 8 класса (учебный комплекс В.В.Бабайцевой)


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее % заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. -5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.





Учебно и учебно-методическое обеспечение:


для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 330 с.

  2. Бабайцева В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006. – 140 с.

  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. – М.: Дрофа, 2006. – 310 с.

  4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 112 с.

  5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.

  6. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2005. – 300 с.

  7. Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предло­жение. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 195 с.


для учителя:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведе­ния изобразительного искусства). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.

  6. Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.

  7. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.

  8. Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое посо­бие. – М.: Дрофа, 1998.

  9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.

  10. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.

  11. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редак­цией Ю.С. Пичугова.М.: Дрофа, 2002.

  12. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.


Контрольно-измерительные материалы по курсу русского языка в 8 классе



Контрольная работа №1

Контрольный диктант с грамматическим заданием


Рассвет

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращает­ся в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче про­ступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, воз­вращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубит­ся водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(3. Воскресенская.) (106 слов.)


Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор слов:

I в. – проглядывает, водопадом

II в. – разгорается, водяная


2. Выполнить морфологический разбор слов:

I в. – обращенный к востоку

II в. – сдувает с деревьев


3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиренева­тый цвет. (Для обоих вариантов.)


4. Выписать по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.










Контрольная работа №2

Изложение, близкое к тексту.

Очерк К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»



В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Ми­хайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличают­ся друг от друга так же, как отличались их владельцы.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет ле­жит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, об­рывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженного в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, де­вичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушки­ным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельников. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и раз­мышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величе­ственные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Толь­ко на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствую­щий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единствен­ном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувши­ми на нем облаками.

В Петровском парке был дом пушкинского деда – строп­тивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо ви­ден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петров­ское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.


Задание

1. Составить сложный план, включив в него все микротемы.

2. Написать изложение, близкое к тексту.









Кодификатор

умения

Проверяемое умение

задания

1

Составление сложного плана текста

1

2

Выделение микротем в плане

1

3

Написание изложения по плану

2

4

Написание изложения близкого к тексту

2



Схема анализа грамматического задания

задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся










1

Составили сложный план текста










Выделили все микротемы текста в плане










2

Написали изложение по плану










Написали изложение, близкое к тексту










Сумма баллов










Отметка
































Контрольная работа №3

по теме «Словосочетание и предложение»

Тест №1


Обведите номера правильных ответов.

1. Раздел науки о языке, в котором изучается стро­ение и значение словосочетаний и предложений, называется:

1) пунктуацией;

2) морфологией;

3) синтаксисом.


2. Главное слово обозначает предмет в словосоче­тании:

1) небольшой городок;

2) планета людей;

3) человек, надеющийся на успех.


3. Главное слово обозначает признак в словосочетании:

1) человек, делающий добро;

2) быстро бежать;

3) очень старательный.


4. Главное слово обозначает действие в словосоче­тании:

1) езда верхом;

2) возможность увидеть;

3) убирать постель.


5. Схема прилаг. + сущ., соответствует словосочетанию:

1) изучение млекопитающих;

2) открытый люк;

3) теплый вечер.


6. Схеме гл. + сущ., соответствует словосочетание:

1) заботиться о родителях;

2) конспект статьи;

3) просить о помощи.


7. Наречие является главным словом в словосоче­тании:

1) крайне застенчивый;

2) ответили по-разному;

3) очень далеко.






Контрольная работа №3

по теме «Словосочетание и предложение»

Тест №2


Обведите номера правильных ответов.

1. Определительное значение выражает словосоче­тание:

1) наш дом;

2) лист березы;

3) борщ по-украински.

2. Обстоятельственное значение выражает слово­сочетание:

1) синий от холода;

2) вредный для здоровья;

3) быстро действовать.


3. Дополнительное значение выражает словосоче­тание:

1) чтение книги;

2) читать книгу;

3) быстро прочитать.


4. Связь «управление» между словами в словосоче­тании:

1) сияние луны;

2) известный давно;

3) увлекаться спортом.


5. Связь «согласование» между словами в словосо­четании:

1) треск дерева;

2) тихий треск;

3) потрескивавшие сучья.


6. Связь «примыкание» между словами в словосо­четании:

1) звучит по-весеннему;

2) их звучание;

3) увлечение всерьез.


7. Допущена ошибка в словосочетании:

1) препятствовать распространению (клеветы);

2) удостоить наградой;

3) базироваться на сведениях (о нем).








Контрольная работа №3

по теме «Словосочетание и предложение»

Тест №3

Предложение…

1. По количеству грамматических основ предложе­ния бывают:

1) сложными;

2) двусоставными;

3) простыми.


2. Грамматическая основа правильно определена в предложении:

1) Жизнь обитателей деревни была скучна.

2) Кто пришел?

3) Куда идти?


3. Повествовательным восклицательным является предложение:

1) Не сокрушай ты меня, старуху (И. Тургенев)

2) Сможешь ли ты сегодня зайти к нам

3) Как хорошо ты, о море ночное (Ф. Тютчев)


4. Побудительным невосклицательным является предложение:

1) Цветите, юные, и здоровейте телом (С. Есе­нин)

2) Кто из вас не любовался чудесным звездным небом (И. Соколов-Микитов)

3) А теперь, пожалуйста, подойдите к окну


5. Побудительным восклицательным является пред­ложение:

1) Не оставь меня, кум милый (И. Крылов)

2) Зайдите ко мне сегодня, пожалуйста

3) Как же долго я тебя ждал


6. Вопросительным является предложение:

1) Надо бы зажечь свет

2) Неужели выедете

3) Нужно ли об этом говорить













Контрольная работа №3

по теме «Словосочетание и предложение»

Тест №4

Обведите номера правильных ответов.

1. Простые предложения по строению грамматиче­ской основы бывают:

1) односоставными;

2) нераспространенными;

3) двусоставными.


2. Грамматическая основа правильно определена в предложении:

1) Словосеребро, а молчаниезолото.

2) Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лер­монтов)

3) Несколько человек опоздало на урок.


3. Повествовательным восклицательным является предложение:

1) Холодное ли сегодня море

2) Ух и море же сегодня холодное

3) Море было холодным


4. Побудительным восклицательным является пред­ложение:

1) Приходи, пожалуйста, завтра

2) Когда же ты закроешь эту дверь

3) Закройте же окно


5. Побудительным невосклицательным является предложение:

1) Вы не дадите мне этот словарь дня на три

2) Вам бы полечиться

3) Не сметь меня учить


6. Вопросительным является предложение:

1) И чему он только рад

2) Чему он только не радовался

3) Порадовался бы успехам друга


Контрольная работа №4

Р/р. Изложение с элементами сочинения


Незадолго до первой мировой войны газеты всего ми­ра сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В откры­том море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг...

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе...

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палу­бу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пасса­жиров. Они вышли со своими инструментами в руках, рас­селись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли...

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость...

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слуша­ли музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепля­ла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, за­глушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способ­ная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, челове­ческое достоинство...



Задание

1. Написать изложение.

2. Ответить на вопрос: «Почему «Третья симфония» Людвига Ван Бетховена получила еще одно название «Героическая»?».

3. Сформировать идею текста.

4. Озаглавить.






Контрольная работа №5



Барсук

В лесу по утрам мне не раз приходилась встречать барсу­ков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на сдои короткие ноги. И не всегда удается услышать их шаги.

Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожа­лению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населенные барсучьи норы. Бар­сук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днем барсуки обычно спят в своих темных конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 ел.)

(По И. Соколову-Микитову.)


Задание

1. Разобрать слово по составу:

обнюхивает (I вариант);

разыскивает (II вариант).


2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Барсук – безобидное и очень полезное животное (I вариант).

Барсук – умный лесной зверь (II вариант).


3. Выписать из данного предложения все словосочетания и про­извести их разбор:

К неволе барсук привыкает трудно (I вариант).

Охотиться на барсуков нетрудно (II вариант).


4. Объяснить постановку знаков препинания:

во втором предложении (I вариант);

в четвертом предложении (II вариант).











Контрольная работа №6

Р.Р. Сжатое изложение


Текст для изложения

1. На войне человек иногда может проявиться так, как порой он и сам от себя не ожидает. Преодоление лишений, постоянный риск, балансирование на грани смерти, колоссальные психологические нагрузки – все это, словно увеличительное стекло, выпукло показывает и достоинства, и недостатки каждого. И недаром бывалые солдаты говорили, что за две недели на передовой можно узнать человека так, как в спокойной мирной жизни не узнаешь и за два года.

2. Война – это жизнь, предстающая в особенном, исключительном измерении, к ней бессмысленно подходить с привычными мерками. И кажется, что там, на войне, человек должен превратиться в некий механизм, подчиняющийся только инстинктам и движимый единственным стремлением – выжить. Но так ли это на самом деле?

3. Ничего подобного! Иначе не было бы тех примеров отваги и самопожертвования, которыми так богата военная история нашего Отечества. Но даже в суровой, грубой военной повседневности, казалось бы, не требовавшей от человека подвигов, не ставившей его перед труднейшим выбором: «жизнь или смерть», проявлялись его лучшие качества – надежность, чувство долга, товарищество.

4. Что же помогало выносить эти запредельные нагрузки, не теряя при этом, что называется, человеческого облика? Что давало человеку устойчивую нравственную опору? Ярость? Боевой порыв? Спору нет, это эмоции сильные, но на таком накале нельзя продержаться долго. Чувство мести? И оно когда-нибудь иссякает. Что же тогда? Может быть, совесть – нечто вроде бы зыбкое, трудно определяемое словами, но безошибочно ощущаемое в том, у кого она есть? То, что не позволит ему перекладывать свою ношу на чужие плечи, прятаться в бою за спины товарищей. Что заставит самой жизни не пожалеть. Потому, что в опасности находится Родина.

(По А. Москвину)

(250 слов)


Задание

1. ИК1 Точно передать содержание и отразить все микротемы.

2. ИК2 Применить приемы сжатия текста.

3. ИК3 Последовательность изложения.









Кодификатор

умения

Проверяемое умение

задания

1

Точная передача содержания текста

1

2

Отразить все микротемы

1

3

Применять приемы сжатия текста

2

4

Отразить последовательность событий, изложенный в тексте

3

Схема анализа изложения

задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся










1

Точно передали содержание текста










Отразили все микротемы










2

Применили приемы сжатия текста










3

Отразили последовательность событий










Сумма баллов










Отметка











Контрольная работа №7

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»


Тест №1

Продолжите предложение.

1. Дополнение – это второстепенный член предло­жения, который ____________

________________________________________________________________________


Обведите номера правильных ответов.


2. Дополнения правильно указаны в предложении:

1) Дом был без крыши.

2) Доволен ли ты своим домом?

3) Мне нравится осень в Крыму.


3. Дополнение выражено именем существительным в предложении:

1) Мы разделили триста семьдесят на два.

2) И вашей радости беспечной сквозь слезы улыб­нулся я. (А. Пушкин)

3) Эта задача правильно была решена нами.


4. Дополнение выражено отрицательным местоиме­нием в предложении:

1) Они о чем-то болтали, смеялись. (К. Паустов­ский)

2) Все это меня мучило.

3) Никто от нас ничего и не ждал.


5. Выделенное слово является дополнением в пред­ложении:

1) Прошу вас привезти мне книгу.

2) Желание служить общему благу должно не­пременно быть потребностью души. (А. Чехов)

3) События прошлого года я никак не мог вспом­нить.


6. Указанное дополнение является прямым в предложении:

1) Пахло жареной индейкой и маринованными вишнями. (А. Чехов)

2) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко. (А. Чехлов)

3) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (М. Лермонтов)










Контрольная работа №7

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

Тест №2


1. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос:

1) какой?

2) чей?

3) когда?


2. Определение правильно указано в предложении:

1) Поездки верхом очень занимали меня.

2) Его охватила волна воспоминаний. (М. Горький)

3) Каждое слово раздавалось где-то внутри его, как удар в большой барабан. (М. Горький)


3. Определение, выраженное именем прилагательным, есть в предложении:

1) Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан. (А. Пушкин)

2) А между тем Петино сердце тосковало. (В. Катаев)

3) Обезумевшие лошади бешено рванули и понеслись по шоссе. (А. Серафимович)


4. Определение, выраженное причастием, есть в предложении:

1) Вчерашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились. (А. Пушкин)

2) Главное очарование моря заключалось в ка­кой-то тайне. (В. Катаев)

3) В поредевшем лесу далеко видна дорога. (И. Бу­нин)


5. Согласованное определение есть в предложении:

1) Обычай ездить к соседям не нами выдуман. (А. Чехов)

2) Одинокий тюлень остался дремать на месте. (И. Соколов-Микитов)

3) Как сладостно журчат в густом вишеннике кроткие горлинки! (И. Бунин)


6. Несогласованное определение есть в предложении:

1) В реве ветра слышатся тяжелые стоны.

2) Среди нас не было человека деятельнее Ми­хаила.

3) Мне понравились прогулки на велосипеде.









Контрольная работа №7

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

Тест №3


Продолжите предложение.

1. Приложение – это определение, выраженное _____________________________.


2. Приложение есть в предложении:

1) Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. (М. Пришвин)

2) Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. (М. Горький)

3) Царь Салтан сидит в палате. (А. Пушкин)


3. Выделенное слово является приложением в пред­ложении:

1) Люди с бакенбардами стояли и курили труб­ки. (К. Паустовский)

2) Деревня Горки стояла на высоком берегу реки.

3) Чижа захлопнула злодейка-западня. (И. Кры­лов)


4. Несогласованное приложение есть в предложении:

1) Я узнал об этом из газеты «Известия».

2) Камердинер подал ему башмаки с красными каблуками. (А. Пушкин)

3) Старик сторож поднялся на колокольню.


5. Имя собственное является приложением в пред­ложении:

1) Первое мое серьезное знакомство с озером Бай­кал состоялось в пешем походе. (Д. Соловьев)

2) Мы добирались почти сутки на древнем паро­ходе «Комсомолец». (Д. Соловьев)

3) Поэт Н. А. Некрасов свое детство провел на берегу Волги.


6. Дефис пропущен в предложении:

1) Дорога шла по крутому берегу реки Урал.

2) Сестрички кунички по елкам бегают. (И. Соколов-Микитов)

3) В картине Левитана «После дождя» заключе­на вся прелесть дождливых сумерек в приволж­ском городке. (К. Паустовский)










Контрольная работа №7

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

Тест №4


Продолжите предложение.

1. Обстоятельство – это второстепенный, член предложения, который ________

________________________________________________________________________.


2. Обстоятельство есть в предложении:

1) В реве ветра слышались стоны, визг и тихий смех.

2) Метель к вечеру расходилась все сильнее.

3) Порою чей-то голос врывался и в мою ком­нату. (А. Куприн)


3. Выделенное слово является обстоятельством в предложении:

1) Говорить с ним было бесполезно.

2) Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все. (М. Лермонтов)

3) Сознаюсь, не очень люблю городских сизяков-голубей.


4. Обстоятельство образа действия есть в предло­жении:

1) Я проснулся поутру довольно поздно. (А. Пуш­кин)

2) Впереди роты, прихрамывая, шел командир.

3) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопья­ми. (А. Пушкин)


5. Обстоятельство времени есть в предложении:

1) Я хотел засветло попасть в село Святое.

2) Я сидел неподвижно и глядел с изумлением и усилием.

3) Несмотря на слово, данное Ипатову, Влади­мир Сергеевич решил обедать дома. (И. Тургенев)


6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Ветер за стенами дома бесился как старый озябший голый дьявол. (А. Куприн)

2) Около получаса шел я так с трудом перестав­ляя ноги. (И. Тургенев)

3) Знания опекают, как мать, учат добру, как отец.












Контрольная работа №8

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Односоставные предложения»


Река Нара

Бежит небольшая извилистая речка. Заросли тростника и осоки. А рядом луга, свежие, ярко-зеленые, пестреющие цветами. Видно, весной разливается речка и доходит до са­мого того леса с подмытыми берегами. Лес – ельник с ду­бом. И еще орешник, осока в траве, яркие колокольчики, и земляника, и листья ландыша. По соседству мхи и лишай­ники. Целые ковровые острова!

Чуть дальше по реке – бузина, ивняк, шиповник. Ветви кустарников свисают с крутых, подмытых берегов прямо в воду. В воде – осока, и белая кувшинка, и желтая кубышка, и хвощ. Речка как бы огибает бурно растущую зелень и жмет­ся вправо, к низкому берегу. Точит-точит Нара правый бе­рег, а здесь уже намыт песчаный пляж. Купайся хоть до одури!

Или на левый берег взгляни. Да что там – взгляни! Пе­ребирайся вплавь, а местами и вброд, выходи на крутой пес­чаный берег к сосновому бору. Дальше по Наре пойдешь и березовые леса встретишь. (139 ел.)

(По С. Баруздину.)


Задание

1. Разобрать слова по составу:

земляника, свисают (I вариант);

шиповник, огибает (II вариант).


2. Произвести морфологический разбор слова:

выгляни (I вариант);

выходи (II вариант).


3. Сделать синтаксический разбор предложения:

Чуть дальше по реке – бузина, ивняк, шиповник (I вариант).

В воде – осока, и белая кувшинка, и желтая кубышка, и хвощ (II вариант).


4. Подчеркнуть грамматическую основу:

в назывных предложениях (I вариант);

в определенно-личных предложениях (II вариант).










Контрольная работа №9

«Однородные члены предложения»


Тест №1

Продолжите предложение.

1. Однородные члены выражаются ________________________________________

________________________________________________________________________


2. Однородные члены есть в предложении:

1) Мал золотник, да дорог.

2) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (А. Пушкин)

3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся при­рода оживляется. (М. Лермонтов)


3. Однородные члены правильно указаны в пред­ложении:

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. (И. Тургенев)

2) Встречались женщины с корзинами на голо­вах, солдаты на повозках, скрипящие арбы на буйволах. (Л. Толстой)

3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бе­жит. (А. Пушкин)


4. Однородные дополнения есть в предложении:

1) В детстве видел я в окнах своего дома небо, птиц, аллеи.

2) С гордостью, с любовью, с восторгом говорили о победителях соревнований.

3) Я лежу и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю. (М. Горький)


5. Однородные определения есть в предложении:

1) Глаза у нас то синие, то карие, то черные. (Л. Татьяничева)

2) Короткие сумерки быстро сменились чудною, ласковою тропической ночью. (К. Станюкович)

3) Откуда-то издалека доносился странный, пре­рывистый, протяжный звук. (Г. Николаева)


6. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Яркий майский день заиграл всеми своими, голубыми, сиреневыми и зелеными красками. (В. Катаев)

2) Сильный, порывистый ветер раскачивал де­ревья и гудел в лесу. (В. Арсеньев)

3) За окном золотом сиял осенний, погожий, хо­лодный день. (Ю. Герман)







Контрольная работа №9

«Однородные члены предложения»

Тест №2

.

1. Союз И соединяет однородные члены в предло­жении:

1) И поля цветут, и леса шумят. (И. Никитин)

2) И листья, и травы, и цветы были полны вла­ги. (И. Никитин)

3) Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и зве­нит. (П. Вяземский)

2. Между однородными членами противительный союз в предложении:

1) Весна пришла поздно, зато началась дружно. (С. Голованевский)

2) Время не изменяет, а лишь совершенствует нас.

3) Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.


3. Между однородными членами соединительный союз в предложении:

1) Цветы лучше всего собирать или утром, или вечером. (К. Паустовский)

2) Изредка слышалось то посвистывание охот­ника, то храп лошади. (Л. Толстой)

3) Вокруг была лишь черная тайга да темная ночь. (В. Короленко)


4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:

1) Звуки и запах, тучи и люди были странно красивы. (М. Горький)

2) И поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. (М. Горький)

3) Как при подъеме на перевал, так и при спуске с него видна была дорога. (В. Арсеньев)


5. Однородные члены разделяются запятыми в пред­ложении:

1) Он бы сам к вам явился да побоялся. (И. Тур­генев)

2) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

3) Ты меня или не слышишь или не понимаешь? (А. Пушкин)


6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Трава лежала не только на подоконнике, но и на полу. (К. Паустовский)

2) Ни я ни Катя ничего не сказали. (А. Толстой)

3) Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя. (К. Паустовский)









Контрольная работа №9

Тест №3


1. Союз И соединяет однородные члены в предло­жении:

1) Светлые полосы от огня и черные тени ночи плясали вокруг костра.

2) Непрекращающийся дождь и постоянная при­быль воды в реке осень беспокоили наших про­водников.

3) Сумерки приближались, и надо было торопить­ся. (В. Арсеньев)


2. Между однородными членами противительный союз в предложении:

1) Лист в лесу сочен, густ и зелен. (Л. Толстой)

2) Нам нужно сажать лес не только для восста­новления природных сил земли, но и для наше­го хозяйства. (К. Паустовский)

3) Звезды высоко, но не ярко блестели на небе. (Л. Толстой)


3. Между однородными членами соединительный союз в предложении:

1) На мельнице и стук и гром. (И. Никитин)

2) Ни одна травка внизу, ни один лист на верх­ней ветви дерева не шевелились. (Л. Толстой)

3) Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.


4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:

1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных жи­вотных. (В. Арсеньев)

2) Многие птицы уничтожают не только насеко­мых, но и грызунов.

3) Дуб, береза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку. (В. Арсеньев)


5. Однородные члены разделяются запятыми в пред­ложении:

1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок. (С. Есенин)

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую. (М. Лермонтов)

3) Я не мог открыть в нем страсти ни к еде ни к охоте. (И. Тургенев)


6. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, и засверкала росой. (А. Чехов)

2) Глубокая тишина в природе нарушалась толь­ко однообразным шумом, да жужжанием насе­комых. (В. Арсеньев)

3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков. (И. Бунин)





Контрольная работа №9

«Однородные члены предложения»

Тест №4


1. Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

1) Все было хорошо знакомо и широкие окрест­ности и весенние поля и рощи и дороги.

2) Спереди сзади с боков всюду стояли Красноватые сосны. (М. Горький)

3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов)


2. Правильно подчеркнуто обобщающее слово в предложении:

1) Берега реки еще некоторое время дают приют широколиственным, древесным породам: ясеню, березе, клену. (В. Арсеньев)

2) В лесу нам попадались разные грибы: борови­ки, подосиновики, подберезовики.

3) Все мне было дорого: и лес, и поле, и бесконечные дали.



3. Пропущено двоеточие в предложении:

1) На песках все свое особенное и травы, и кус­тарники, и птицы. (К. Паустовский)

2) Гости говорили о многих приятных и полез­ных вещах о природе, о собаках, о пшенице. (Н. Гоголь)

3) Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках, у ворот, в домах – происходили шумные разгово­ры. (В. Гаршин)


4. Пропущено тире в предложении:

1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над за­бором, свет фонарей все казалось значитель­ным. (К. Паустовский)

2) Все: топор, котелок, ветки было ледяным.

3) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и ов­раги. (А. Пушкин)


5. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и кон­сервы мы имели в достаточном количестве.

2) Утесы, и море, и горы, и берег – все это при­няло общую окраску.

3) Изредка кое-где попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. (В. Арсеньев)

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Все вокруг Ильи: дома, мостовая и небо – вздрагивало, прыгало, лезло на него черной мас­сой. (М. Горький)

2) Каждый звук шорох птицы, полет упавшего листа – кажется громким. (М. Горький)

3) Океан как будто лелеет эти островки: то играет с берегами то ревет, сердится. (И. Гончаров)

Контрольная работа №10

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»



Позади дома был старый сад, уже одичавший, заглушен­ный бурьяном и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От пре­жних цветников уцелели одни пионы и маки, которые подни­мали из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорож­кам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уце­левшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. (144 ел.)

(По А. Чехову.)


Грамматическое задание

1. Разобрать слово по составу:

непроходимым (I вариант);

раскидистые (II вариант).


2. Произвести морфологический разбор слова:

одичавший (сад) (I вариант);

(к реке) поросшей (II вариант).


3. Графически обозначить в третьем абзаце обособленные оп­ределения.


4. Сделать синтаксический разбор:

первого предложения (I вариант);

первого предложения третьего абзаца (II вариант).


5. Начертить схему последнего предложения.










Контрольная работа №11

Урок-зачет по теме «Обособленные члены предложения»

Тест №1


1. Обособленный член есть в предложении:

1) Савельич от меня не отставал не прерывая желобных своих молений.

2) Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков вооруженных дубинами.

3) Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.

(По А. Пушкину)


2. Обособленное определение есть в предложении:

1) Войдя в комнату человек изо всех сия стук­нул посохом по полу. (Л. Толстой)

2) Белые, причудливых форм тучки с утра пока­зались на горизонте. (Л. Толстой)

3) Над черными нивами вился легкий парок на­полнявший воздух запахом оттаявшей земли. (А. Куприн)


3. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении:

1) Это была прежняя Катя 9 косами вокруг голо­вы, с завитками на лбу. (В. Каверин)

2) Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. (И. Бунин)

3) Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал восточную часть горизон­та. (К. Паустовский)


4. Обособленное определение выражено прилага­тельным с зависимым словом в предложении:

1) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким светом зари. (И. Бунин)

2) Прохваченный ночной свежестью холодный воздух заставлял вздрагивать. (Д. Мамин-Сибиряк)

3) В стороне обращенной в поле на правом углу стояла башня построенная очень давно. (А. Че­хов)


5. Обособленное определение выражено прилага­тельными в предложении:

1) Это была прямо русская душа правдива честная простая. (И. Тургенев)

2) Одаренный необычайной силой Герасим работал за двоих. (И. Тургенев)

3) Подошел маленький поезд весь из пустых то­варных вагонов. (К. Паустовский)



6. Распространенное определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих как алмаз седой незыблемый Кавказ. (М. Лер­монтов)

2) Усталый и зноем томимый он в роще дубовой прилег. (Н. Некрасов)

3) Бежит он дикий и суровый и звуков и смя­тенья полн на берега пустынных волн. (А. Пуш­кин)









































Контрольная работа №11

Урок-зачет по теме «Обособленные члены предложения»

Тест №2


1. Обособленное определение относится к личному местоимению в предложении:

1) Внизу далека подо мной поток усиленный грозой шумел. (А. Пушкин)

2) Южный крест загадочный и кроткий в душу льет свой нежный свет ночной. (И. Бунин)

3) Лучезарным теплом очарованный в полусне я лежу у костра. (И. Бунин)


2. Обособленное определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Дед в бабушкиной кацавейке в старом карту­зе без козырька щурится, чему-то улыбается. (М. Горький)

2) Дальше вечно чуждый тени моет желтый Нил раскаленные ступени царственных могил. (М. Лермонтов)

3) Меня мокрого до последней нитки сняли с ло­шади почти без памяти. (С. Аксаков)


3. Причастный оборот не обособляется в предложе­нии:

1) Я сидел погруженный в глубокую задумчи­вость. (А. Пушкин)

2) Мягкие шаги людей обутых не в сапоги при­ближались. (Л. Толстой)

3) Позади дома был старый заглушенный бурья­ном и кустарником сад.


4. Определение, стоящее перед определяемым сло­вом, обособляется в предложении:

1) Босая в одной рубахе она быстро сошла вниз. (М. Горький)

2) Уверенный в своей правоте Андрей Гаврило­вич мало беспокоился о деле. (А. Пушкин)

3) Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия. (Н. Гоголь)


5. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Я, зараженная его веселостью, тоже стала смеяться. (А. Чехов)

2) Ветер, злой и холодный уныло запел свою песню, похожую на голодного волка. (А. Федосеев)

3) Была белая ночь, облачная и тихая. (В. Вересаев)



6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Окруженное темнотою пылало багровое пламя костра. (А. Федосеев)

2) В разрывах гор открывались, облитые росой, кудрявые долина. (К. Паустовский)

3) Палатка, наполовину скрытая мелкими лиственницами казалась совсем маленькой. (И. Ефремов)

Контрольная работа №11

Урок-зачет по теме «Обособленные члены предложения»

Тест №3


1. Обособленное приложение есть в предложении:

1) Аксинье на руки отдали хохлатого дымчато­го селезня единственную «господскую» птицу. (И. Тургенев)

2) На дороге стоял сам Алехин мужчина лет со­рока. (А. Чехов)

3) На телеге стоит высокий мужик в белой руба­хе и в черной шапке. (М. Горький)


2. Распространенное приложение есть в предложе­нии:

1) Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренно полюбил Лаврецкого. (И. Тургенев)

2) Чаще всего я встречался с дедом корзинщи­ком. (К. Паустовский)

3) Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. (А. Пушкин)


3. Приложение относится к местоимению в предложении:

1) К нам подошел Ваня мальчик лет шести. (А. Пушкин)

2) Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края. (А. Пушкин)

3) Все мы пассажиры сидели или лежали на па­лубе буксирного парохода. (К. Паустовский)


4. Приложение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин... (А. Пушкин)

2) Вдали показалась пристань маленький крас­ный домик. (А. Куприн)

3) Он близок, близок день свиданья тебя мой друг увижу я. (Е. Баратынский)


5. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Вот от лесу, как передовой вестник, пронесся свежий ветерок. (И. Гончаров)

2) В воде трепещут красные факелы отражения огней берега и судов. (М. Горький)

3) Перед нами вдоль тропы лежал пень, по­лусгнивший остаток когда-то могучего дуба. (М. Горький)


6. Пунктуационная ошибка допущена в предложе­нии:

1) Илюше иногда, как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому. (И. Гончаров)

2) Низко плыли первые предшественники непо­годы – рваные клочья облаков. (М. Шолохов)

3) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Л. Толстой)




Контрольная работа №11

Урок-зачет по теме «Обособленные члены предложения»

Тест №4


1. Обособленное обстоятельство есть в предложении:

1) Пролетая над садами ветер шелестел листвой деревьев. (М. Горький)

2) На сером фоне зари начинавшей уже покры­вать восточную часть неба там и сям видны бы­ли силуэты неспавших овец. (А. Чехов)

3) Вдали на небе распахнувшись над горизонтом дрожало багровое красивое зарево. (А. Чехов)


2. Распространенное обстоятельство есть в предло­жении:

1) Теснясь и выглядывая друг из-за друга холмы сливаются в возвышенность. (А. Чехов)

2) Прибой поднявшись падал грохоча на песок. (К. Паустовский)

3) Теперь помимо своей воли мальчик стал вслу­шиваться в рев моторов. (В. Катаев)


3. Слово, к которому относится распространенное обстоятельство, правильно указано в предложе­нии:

1) Час спустя я опять сидел в постели, облоко­тившись локтем на подушку. (И. Тургенев)

2) Словно угадавши мои мысли, она бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд. (И. Тур­генев)

3) Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. (М. Лермонтов)


4. Распространенное обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится, в предложении:

1) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу... (М. Лермонтов)

2) Окончив труд дневных работ я часто о тебе мечтаю. (М. Лермонтов)

3) Думы мешали ему внезапно возникая в неудобные часы. (М. Горький)


5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Он работал не покладая рук.

2) Вечером, ложась спать и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору! (В. Короленко)

3) Страшная туча надвигалась не спеша. (А. Чехов)


6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Старушка привстала и поклонилась мне не выпуская из сухощавых рук ридикюля в виде мешка. (И. Тургенев)

2) Он любил пофилософствовать, оставаясь с самим собой. (А. Чехов)

3) Поют, позванивая рельсы. (К. Паустовский)


Контрольная работа №12

Диктант с грамматическим заданием.

Тема «Вводные слова и обращения»


На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша че­рез край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние наше­го дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжествен­но пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей. Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем. В ту минуту, при­знаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (141 сл.)

(По И. Тургеневу.)


Грамматическое задание

1. Сделать фонетический разбор слова:

вслед (I вариант);

вовсе (II вариант).


2. Разобрать слово по составу:

наклонилось (I вариант);

зачерпнулось (II вариант).


3. Найти вводные слова и вводные предложения и указать их значение.


4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем (I вариант).

В ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило сме­яться (II вариант).


Контрольная работы по р/р №13

Контрольное изложение (сжатое)



Текст для прослушивания

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия­нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув­ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить су­ществование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование ис­тинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обще­ством.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за­датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсо­лютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, лично­стью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружаю­щим.

(По Г.А. Маслову)


Задание:

Сжать текст












Контрольная работа №14

Итоговый контрольный диктант


После боя

Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто желтыми, круглыми, различной величины ворон­ками, окаймленными спекшейся землей. Косые просеки, проделанные в саду бомбами и загроможденные поваленными и расщепленными деревьями, обнажали стены, ранее сокры­тые ветвями, и крыши хуторских домов, и все вокруг вы­глядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.

Неподалеку от окопа Звягинцева зияла крупная воронка, у самого бруствера лежало до половины засыпанное землей, погнутое и отсвечивавшее рваными металлическими краями хвостовое оперение небольшой бомбы. Но почти всюду над стрелковыми ячейками уже курился сладкий махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой, полуразрушенной силосной яме, доносился чей-то подрагивающий веселый голос, прерывае­мый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!..»

Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного. (148 сл.)

(По М. Шолохову.)


Задание:

1. Объяснить условие выбора н или нн в суффиксах слов:

в первом абзаце (I вариант);

во втором абзаце (II вариант).


2. Объяснить условие выбора слитного или раздельного напи­сания не со словами:

во втором абзаце (I вариант);

в первом абзаце (II вариант).


3. Сделать синтаксический разбор: первого предложения

(I вариант);

последнего предложения (II вариант).











Контрольная работа №15

Итоговый тест за курс 8 класса

I вариант


1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

A. Парус белый из тумана начинает выплывать.

Б. Охвачено сердце тревогою смутной.

B. Росы напился соловей с кленового куста.

Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.

A. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

Б. Черепицы стеклом светиться будут.

B. Была равнина снежная бела.

Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

A. Молодость бескорыстна и великодушна.

Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.

B. Глаза как ночь.

Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

4. Найдите двусоставные предложения.

A. Вновь зарею восток озарило.

Б. Легки облака на рассвете.

B. С крыши сбросили снег.

Г. Липким запахом веет полынь.


5. Определите вид простого предложения «Люблю читать приключенческую литературу».

А. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

В.безличное

Г. двусоставное

6. Найдите определенно-личное предложение.

A. Вновь к черемухе душистой пчелы ранние летят.

Б. Из полей тянуло гречишным медом.

B. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

Г. Золотым лучом деревню облило.


7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

A. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

Б. Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

B. Самолет-истребитель показался над лесом.

Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.


8. В каком предложении перед «как» ставится запятая?

A. Дождь лил как из ведра.

Б. У тебя брошка как пчелка.

B. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

Г. Молодость как песня жаворонка на заре.


9. Укажите, чем осложнено предложение «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».

A. обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Б. вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом

B. вводным словом и однородными обособленными определениями

Г. обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом


10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения?

Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь помчался прочь.

A. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался ...

Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...

B. ... с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...


11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A. Мир этот предстает перед ним как мир крушения личных надежд.

Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

B. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.

Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.

Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.


12. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмыс­ленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.

A. 1, 4 ,5.

Б. 2, 3, 4, 5.

B. 1, 2, 3, 4.

Г. 1, 2, 3, 4, 5.


13. Где надо поставить знаки препинания?

Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.

A. 1,3 – тире , 2, 5, 6 – запятые.

Б. 1 – тире , 2, 3, 5, 6 – запятые.

B. 1, 3 – тире , 4 – двоеточие , 5, 6 – запятые.

Г. 1 – тире , 2, 3, 4, 5, 6 – запятые.

Контрольная работа №15

Итоговый тест за курс 8 класса

II вариант


1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

Б. Большая радость – делать счастливыми других.

B. Для меня жить – значит работать.

Г. Удивительное зрелище – видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

A. Жизнь без движения пуста.

Б. Все у нас с тобой по-прежнему.

B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.

A. На завтрак подали яйцо всмятку.

Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

B. Печальная песня доносилась издалека.

Г. День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.

A. Сирень начинает отцветать.

Б. Мать велела мне поставить чайник.

B. Дом будут строить каменщики.

Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложения, в котором между главными членами должно быть тире.

A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

Б. Охранять природу означает охранять родной край.

B. Лед как сахар.

Г. Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.

A. Скамейка почернела от времени.

Б. В воздухе запахло гарью.

B. Буду слушать музыку падающей листвы.

Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.

A. В лесу держался прелый запах листвы.

Б. Поэзия не профессия.

B. Вижу горы и долины.

Г. Подул с заречья ветерок.


8. Определите вид простого предложения «Снегом замело входы в блиндажи».

A. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

B. безличное

Г. двусоставное


9. В каком предложении неправильно поставлен дефис при приложении?

A. Письмо принесла почтальон-девушка.

Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.


10. Укажите, чем осложнено предложение «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».

A. однородными членами предложения

Б. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и -однородными члена­ми одновременно

B. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным об­стоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Г. одновременно обособленным приложением и однородными членами предложения


11. Определите, на месте каких цифр нужно поставить знаки препинания?

Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

A. 1 – тире, 2, 3, 4 – запятые.

Б. 1 – тире, 3, 4 – запятые.

B. 1, 2, 3, 4 – запятые.

Г. 1, 3, 4 – запятые.


12. На месте каких цифр надо поставить запятые?

Он остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из ка­реты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.

A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Б. 1, 4, 6.

B. 1, 2, 3, 4, 6.

Г. 1, 4, 5, 6.

13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

B. Однажды в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь. Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.


Приложения


Схема анализа орфографических ошибок в диктанте



Анализ диктанта


Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %


Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %


Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Типичные ошибки:

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.



Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %


Типичные ошибки:


____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.

____________________________________________________________ _______чел.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ