Методическая разработка урока русского языка в 10 классе "Правописание безударных гласных в корнях" (подготовка к ЕГЭ)
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района» Республики Татарстан
Методическая разработка урока русского языка в 10 классе
"Правописание безударных гласных в корнях "
(подготовка к ЕГЭ)
подготовила Харитонова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2013 г.
Цели: сформировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях; сформировать способность к написанию гласных в корне слова; закрепить ЗУН по теме «Словообразование»; развивать орфографическую зоркость, связную речь; развивать мыслительные операции, необходимые для подготовки к ЕГЭ с целью выполнения заданий А14, В1; воспитывать интерес к предмету, культуру речевого поведения.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор, презентация.
2. Карточки и перфокарты для самостоятельной работы (по вариантам).
3. Карта самоанализа (у каждого учащегося).
4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
Ход урока
I. Мотивация
– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография)
– Какой раздел предшествовал данному разделу? (Морфемика и словообразование)
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Безударные гласные в корне слова)
– Как считаете, достаточно полны наши знания? Для чего нам нужно углублять их?
(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)
II. Актуализация знаний
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите «+», если ошиблись «- » (У каждого уч-ся – карта самоанализа)
«Карта самоанализа» (для учащихся)
№
Вид работы
Оценка (+ или -)
Задание «Способы образования слов» (В1)
Тест «Безударные гласные в корне» (А14)
Графический диктант
Упражнение 105
2) Повторим тему «Словообразование» и выполним словообразовательный разбор указанных на слайде слов: (слайды №2-3)
Рассмотреть – приставочный (от слова «смотреть»),
Предложение – суффиксальный (от слова «предложить»),
Прибрежный – приставочно-суффиксальный (от слова «берег»),
Приход – бессуффиксный (от слова «приходить»)
Юннат – сложение
3) Самостоятельная работа по карточкам (по теме «Словообразование» (ЕГЭ, В1) (слайд №4)
(см. Приложение 1)
4) Взаимопроверка (на слайде – ответы), отметка в карте самоанализа (слайд №5)
1. предрассветный 2. юннаты 3. закинув 4. изредка 5. шёпот
6. перенесли 7. по-летнему 8. стук 9. очистка 10. слегка, наушники
III. Постановка проблемы
(На слайде – 4 ряда слов с орфограммами в корне) (слайд №6)
- Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается?
1) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить
2) б...дон, к...чан, в...нтиляция
3) зам...рать, сл...жение, пл...вучий
4) аб...немент, нагр...вание, настр...ение
- Какие вопросы-задания могут быть сформулированы к данным рядам слов?
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?(1)
2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?(3)
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?(2)
- В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?
IV. Решение проблемы
- Какая опорная схема может нам помочь? (слайд №7)
Безударные гласные в корне
Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся
… - …
…
?
?
?
?
– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)
Ответьте на вопросы по теме «Чередующиеся гласные в корне»: (слайд №8)
На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?
Перечислите корни, зависящие от суффикса А
В чём происходит зависимость от суффикса А?
Перечислите исключения из этого правила
Перечислите корни, зависящие от согласного звука
Как происходит зависимость?
Перечислите исключения из этого правила
Перечислите корни, зависящие от ударения
Расскажите правило
Перечислите исключения из этого правила
Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями
Назовите исключение из этого правила
(слайд №9)
Чередующиеся гласные в корне слова
Корни, зависящие от суффикса А
Корни, зависящие от согласного
Корни, зависящие от ударения
Корни, зависящие от смысла
Бир-бер
Пир-пер
Дир-дер
Тир-тер
Мир-мер
Блист-блест
Стил-стил
Чит-чет
Им
Ин
Кас-кос
Лаг-лож
ИСКЛ! Сочетание, сочетать
Раст-ращ-рос
Скак-скоч
ИСКЛ! Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль;
скачок, скачу
Гор, клон, твор
НО
Зар, плав
ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь
Мак – макать, опускать в жидкость,
МОК – мокрый, пропитанный жидкостью,
РАВН – равный одинаковый
РОВН – ровный, гладкий
ИСКЛ! равнина
V. Самоконтроль с взаимопроверкой
– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание, а затем проверить себя. (слайд №10)
Задание (по вариантам): Тест «Безударные гласные в корне» (ЕГЭ, А14) (см. Приложение 2)
– Проведем взаимопроверку. (на слайде – ответы) (слайд №11)
– Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать?
– Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте в лист самоанализа + или -.
– У кого нет ошибок?
VI. Закрепление знаний
1) Графический диктант (слайды №12-13)
Перед проведением графического диктанта учитель проводит инструктаж по заполнению специальных карточек, в которые школьники будут вписывать только гласные буквы: а/о, е/и.
Сгоревший дом, замирать от счастья, опираться на шест, маленький росточек, поравняться с прохожим, постелить скатерть, непромокаемый плащ, написать изложение, слегка прикасаться, поклониться до земли, опершись на седло, сравнять счёт, зарницы, равнина, заросли травы, раствориться, скакалка, плавучий, придираться, блистающий, благотворительный, заниматься в секции, отрасль производства, полагаться на удачу, обмакнуть в чай.
- Выполним самопроверку. (слайд №14)
Отметим получившийся результат в листе самоанализа.
2) Работа с учебником
–А сейчас выполним упражнение, пользуясь необходимым способом действия. (слайд №15)
(с.70, Упражнение 105). (1 вар.- нечетные, 2 вар.- четные).
VII. Рефлексия учебной деятельности
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение.
Подведение итогов по «Карте самоанализа».
VIII. Домашнее задание: (слайд №16)
$ 19-20, Упр.93 (составить кроссворд из 15 слов)- на отдельном листе А4;
Упр.106-107 (подготовиться к выборочному словарному диктанту).
Использованная литература:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2011
3.И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку.10 класс – М. ВАКО. 2008
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ