Рабочая программа по русскому языку по УМК В.В.Бабайцевой для 5 класса
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для основной школы предназначена для учащихся 5-х классов.
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Русский язык» в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Планируемые результаты основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011);
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. Москва, «Просвещение»,2011;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва);
Программа по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова), допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2013 г, Москва, «Дрофа»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ № 21.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников, принадлежащих УМК В.В.Бабайцевой, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 кл. М. «Дрофа», 2011 г.
2. Русский язык. Практика. 5 класс/ под ред. А. Ю. Купаловой. М. «Дрофа», 2011 г.
3. Е.И.Никитина. Русская речь. 5 кл. М. «Дрофа», 2011г
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
формирование коммуникативной компетенции.
Указанная цель реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
– воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
– овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
– освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В основе содержания обучения предмета «Русский язык» лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В соответствии с данными видами компетенций выделяются основные содержательные линии:
– содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
– содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
– содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. 120 часов программы, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, включены в общее содержание и распределены по классам следующим образом: 5 класс – 60 часов, 6 класс – 50 часов, 7 класс – 30 часов, 8 класс – 35 часов, 9 класс – 45 часов.
Программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 час. Вариативная часть программы составляет 74 часа и формируется авторами рабочих программ.
Согласно учебному плану ГБОУ ООШ № 21 на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 учебных часов в неделю и того 170 часов в год.
По «Программе по русскому языку к УМК В.В.Бабайцевой 5-9 классы (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова)» на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 учебных часов в неделю и того 175 часов в год. В связи с этим, в примерную программу были внесены следующие изменения в 5 классе: сокращены 5 резервных часов на повторение в конце учебного года.
№
п/п
Раздел
По программе
(часов)
Планируемое
количество часов
I
Система языка
Введение
2
2
Орфография
10
10
Морфология и орфография
16
16
Синтаксис и пунктуация
38
38
Основной курс языка
Фонетика, графика, орфография
18
18
Морфемика, орфография
29
29
Лексика
11
11
Итоговое повторение
19
19
II
Развитие связной речи
27
27
Учебный процесс в ГБОУ ООШ № 21 осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «Русский язык» в 5 классе будет проходить в следующем режиме:
Предмет
Количество часов в
неделю
триместр
год
I
II
III
Русский язык 5 класс
5
50
55
65
170
Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 170 учебных часов, в том числе для проведения:
Вид работы
Русский язык
триместр
год
I
II
III
Контрольные работы
3
2
2
7
Изложения
1
1
2
4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения курса
«Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
Текстоведение. Обучающиеся научатся:
определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, тезисы, конспект, участие в беседе), официально-деловые тексты (объявление)
Фонетика и орфоэпия. Графика. Обучающиеся научатся:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; производить фонетический разбор слов; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Морфемика и словообразование. Обучающиеся научатся:
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.
Лексикология и фразеология. Обучающиеся научатся:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов.
Морфология. Обучающиеся научатся:
различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать слова, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Орфография. Обучающиеся научатся:
находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Обучающиеся получат возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Синтаксис и пунктуация. Обучающиеся научатся:
выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; производить синтаксический разбор простого предложения и упрощенный разбор сложного предложения; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Введение (2 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества .
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (10 ч).
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (16 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (38 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и иы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (29 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (11 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (19 ч)
Развитие связной речи (27 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое кол-во
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный Закон «Об образовании»
Д
2
Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку
Д
3
Примерная программа основного общего образования по русскому языку
Д
4
Авторская программа по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой
Д
5
Учебник по русскому языку. 5 класс.
К
10
Практикум по русскому языку. 5 класс.
К
15
Школьные словари русского языка
К
16
Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)
Ф
17
Дидактические материалы для 5 – 9 классов
Ф
18
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Д
Печатные пособия
19
Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
Д
информационно-коммуникационные средства
20
Электронные библиотеки по курсу русского языка
Д
Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
№
п / п
Название раздела или темы
Количество часов на изучение темы
Темы урока
Количество часов на изучение
Примерная дата проведения урока
Характеристика деятельности ученика
Планируемые результаты
№ урока
Название
триместр
Примерная дата
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1
Речь и речевое общение
РР
2
2
1
Введение. Особенности УМК В.В.Бабайцевой
1
I
2.09.
Читать и комментировать статьи учебника, устанавливать связь между теоретич-м и практич-ми пособиями УК, анализировать речевые ситуации, отвечать на вопросы учителя, формулировать выводы по итогам наблюдений по теме
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой, словарём.
Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
2
Роль языка в жизни общества
1
I
3.09.
3
РР. Для чего людям нужна речь?
1
I
4.09.
4
РР. Как различают формы речи?
1
I
5.09
Вводный курс
2
Орфография
РР
10
1
5,6
Орфограмма.
2
1
6,9.
09
Анализировать несоответствия в произношении и написании слов, записывать звуковой облик слов, графически обозначать орфограмму, составлять алгоритм выбора написания слов, определять опознавательные признаки орфограммы, определять морфемный состав слов.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнёра по деятельности.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.
7,8
Правописание безударных гласных в корне слова.
2
1
10,11.09
9
Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и,а,у после шипящих.
1
1
12.09
10,11
Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных.
2
1
13,16.09
12
Правописание удвоенных согласных.
1
1
17.09
13
Контрольный диктант по теме «Орфография»
1
1
18.09
14
Анализ результатов диктанта и работа над ошибками
1
1
19.09
15
Рр Что такое диалог и монолог?
1
1
20.09
3
Морфология и орфография
РР
16
1
16
Самостоятельные и служебные части речи.
1
1
23.09
Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника, разграничивать части речи по их отличительным признакам, объяснять написание по алгоритму; определять морфологические признаки разных частей речи, находить в тексте часть речи по его признакам, определять опознавательный признак орфограмм на слух, производить самопроверку написания орфограмм, совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника; выполнять грамматические задания.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание необходимости самосовершенствования.
Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять качественную характеристику рассматриваемого понятия; анализировать, делать выводы, обобщения; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; позитивно относится к процессу общения в учебной обстановке.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность ответов учащихся; осуществлять взаимоконтроль; обнаруживать ошибки и вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.
17
Имя существительное как часть речи.
1
1
24.09
18
Окончание имени существительного.
1
1
25.09
19
Имя прилагательное как часть речи.
1
1
26.09
20
Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных.
1
1
27.09
21
Глагол. Инфинитив - неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам.
1
1
30.09
22
РР. Как вести беседу?
1
1
1.10
23
Глагол. Прошедшее время. Правописание глаголов в форме прошедшего времени.
1
1
2.10
24
I и II спряжения глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Настоящее и будущее время глагола.
1
1
3.10
25
Правописание безударных личных окончаний глагола.
1
1
4.10
26
Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма «Глаголы с -ТСЯ, - ТЬСЯ».
1
1
14.10
27
Наречие как часть речи.
1
1
15.10
28
Местоимение как часть речи.
1
1
16.10
29
Дефис в местоимениях.
1
1
17.10
30
Служебные части речи. Предлоги и союзы.
1
1
18.10
31
Частица как служебная часть речи.
1
1
21.10
32
Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография»
1
1
22.10
4
Синтаксис и пунктуация
РР
38
8
33
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его типы.
1
1
23.10
Анализировать пунктуационную ситуацию, составлять словосочетания, предложения; осваивать новые термины и понятия; производить пунктуационный разбор предложений; устанавливать границы предложения с опорой на его основные признаки; различать главные и второстепенные члены предложения на основе связей и отношений; отражать синтаксические особенности предложения в его линейной схеме; устанавливать связь между числом основ и пунктуацией предложения; составлять схемы предложений, отражающие наличие порядок расположения его членов; выделять словосочетания из предложения; повторять сведения об однородных членах предложения, осмыслять признаки однородных членов, дифференцировать однородные члены; различать подлежащее и обращение; осмыслять роль вводных слов в структуре предложения; разграничивать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; наличие ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков; знать и выполнять основные моральные нормы; осознавать границы собственного знания и «незнания»; осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы; уметь выбирать смысловые и синтаксические единицы текста и устанавливать отличия между ними; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; владеть диалогической формой речи; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; адекватно воспринимать оценку учителя; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
34
Пунктуационный разбор предложения
1
1
24.10
35
Словосочетание и предложение. Грамматическая основа.
1
1
25.10
36
Виды предложения по цели высказывания
1
1
28.10
37
Виды предложений по интонации.
1
1
29.10
38,39
РР. Выборочное изложение по тексту «Дятел в вечернем лесу»
2
1
30.10
40
Члены предложения. Грамматическая основа.
1
1
31.10
41
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
1
1
1.11
42
Сказуемое и его способы выражения
1
1
4.11
43
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
1
5.11
44
Второстепенные члены предложения
1
1
6.11
45
Определение
1
1
7.11
46
Дополнение
1
1
8.11
47
Обстоятельство
1
1
11.11
48
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
1
1
12.11
49
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
1
13.11
50
Анализ результатов диктанта и работа над ошибками
1
1
14.11
51
РР. Что такое текст? Способы связи предложений в тексте.
1
1
15.11
52
РР. Что значит писать и говорить на тему?
1
II
25.11
53,54
Словосочетание. Подчинительные словосочетания
2
II
26,27.11
55
Предложения с однородными членами.
1
II
28.11
56,57,58
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
3
II
29.11;
2,3.12
59
РР. Главное в тексте - идея, основная мысль
1
II
4.12
60, 61
Предложение с обращениями
2
II
5,6.12
62, 63
Предложения с вводными словами
2
II
9,10.
12
64, 65
Сложные предложения
2
II
11,12.12
66
Бессоюзные и союзные сложные предложения
1
II
13.12
67
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
1
II
16.12
68
Сложное предложение: придаточное « внутри» главного.
1
II
17.12
69
Разбор сложного предложения
1
II
18.12
70, 71
РР. Изложение, близкое к тексту
2
II
19.12
72, 73, 74
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
3
II
23,24,25.12
75
Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»
1
II
26.12
76
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
II
27.12
77
Анализ результатов диктанта и работа над ошибками
1
II
30.12
78
РР. Для чего нужен план?
1
II
31.12
ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
5
Фонетика, графика, орфография
РР
18
4
79
РР. Понятие о литературном языке
1
II
9.01
Разграничивать буквы и звуки, записывать звуковой облик слова; самостоятельно читать учебную статью и составлять её план; производить фонетический разбор слов; совершенствовать орфоэпические навыки, умение определять место орфограммы в звучащем слове; объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма; распределять слова по типу орфограммы; составлять словарный диктант по теме; выполнять практические упражнения, производить взаимопроверку выполнения задания.
Испытывать положительное отношение к учению, стремиться к самоизменению-приобретению новых знаний и умений; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; интериоризация-осуществлять рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; контроль внимания - самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.
80,
81,
82
Звуки речи. Алфавит.
3
II
10,13,14
01
83
Гласные и согласные звуки.
1
II
15.01
84
Слог. Правила переноса слогов
1
II
16.01
85
Ударение. Гласные ударные и безударные.
1
II
17.01
86,
87
РР. Как связать предложения в тексте? Виды связи предложений в тексте.
2
II
20,21.01
88
Орфография
1
II
22.01
89
Безударная гласная в корнях слов
1
II
23.01
90
Гласные буквы о, ё после шипящих
1
II
24.01
91
Гласные Ы-И после шипящих и Ц
1
II
27.01
92,
93
Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме.
2
II
28,29.01
94
Непроизносимые и удвоенные согласные
1
II
30.01
95
PР. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение)
1
II
31.01
96
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного на письме с помощью Ь знака
1
II
3.02
97
Значения букв Е, Ё, Ю, Я. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков
1
II
4.02
98
Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография».
1
II
5.02
99
Контрольный тест по теме «Фонетика и орфография».
1
II
6.02
100
Анализ результатов теста и работа над ошибками
1
II
7.02
6
Морфемика, орфография
РР
29
7
101
Понятие о морфемике.
1
II
10.02
Разбирать слова по составу; анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова; обнаруживать корни с чередованием, выполнять упражнения по образцу; отрабатывать план действий при морфемном разборе слова; записывать слова под диктовку с обозначением морфем; сопоставлять звучание и написание; объяснять выбор написания приставок по алгоритму; осваивать схему словообразовательного разбора слова; определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание; выполнять грамматические задания.
Испытывать положительное отношение к учению, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; иметь ценностные ориентиры на мотивы достижения цели и социального признания; ориентироваться на моральную норму (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость); оценивать действия с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; смыслообразование; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать выводы.
Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и учебных задач; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; адекватно воспринимать оценку учителя; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать свои действия; содержательно обосновывать правильность/ошибочность результата, соотнося его с алгоритмом действия.
102
Основа слова и окончание
1
II
11.02
103
Корень слова. Исторические изменения в составе слова
1
II
12.02
104
Правописание безударных гласных в корне слова
1
II
13.02
105,106,107
Приставки. Суффиксы.
3
III
24,25,26.02
108
PР. Стили речи. Разговорный стиль
1
II
14.02
109,110
Чередование гласных звуков в корнях слов
2
III
27,28.02
111
Чередование согласных звуков в корнях слов
1
III
3.03
112
Морфемный разбор
1
III
4.03
113
PР. Книжные стили. Научный стиль
1
III
5.03
114,115,116
Корни с чередованием гласных А-О
3
III
6,7,1003
117,118,119
Корни с чередованием гласных Е- И
3
III
11,12,13.03
120
PР. Книжные стили речи. Художественный стиль
1
III
14.03
121
PР. Средства выразительности художественного текста
1
III
17.03
122
Правописание приставок, не изменяющихся на письме
1
III
18.03
123,124,125
Правописание приставок, оканчивающихся на -з(с)
3
III
19,20,21.03
126
Буквы Ы - И после приставок, оканчивающихся на согласный
1
III
24.03
127,128
PР. Изложение, близкое к тексту
2
III
25.03
129-130
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
2
III
27,28.03
131,132
Словообразование
1
III
31.03;1.04
133
Повторим изученное в разделе «Морфемика и словообразование»
1
III
2.04
134
Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография»
1
III
3.04
135
Анализ результатов диктанта и работа над ошибками
1
III
4.04
136
Р.р. Как различают типы речи
1
III
14.04
7
Лексика
РР
11
4
137
Словарное богатство русского языка
1
III
15.04
Анализировать структуру учебной статьи; осваивать структуру словарной статьи; работать с толковым словарём; осмыслять значение слова в структуре словосочетания; сопоставлять омонимы и многозначные слова; определять разные типы синонимов; производить лексический разбор слова по образцу; осмыслять исторические явления в лексике русского языкапри образовании неологизмов и архаизмов; упражняться в определении фразеологизмов и их роли в тексте.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества; осознавать необходимость самосовершенствования; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.
Осознавать познавательную задачу; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять её с учётом решаемых задач; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебников; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; контроль внимания - самостоятельно обнаруживать ошибки и вносить коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.
138
Лексическое значение слова
1
III
16.04
139
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова
1
III
17.04
140
РР. Повествовать - значит рассказывать
1
III
18.04
141
Омонимы
1
III
21.04
142
Синонимы
1
III
22.04
143
Антонимы
1
III
23.04
144
Лексический разбор слова
1
III
25.04
145
PР. Выборочное изложение
1
III
28.04
146
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
1
III
29.04
147
Архаизмы. Неологизмы
1
III
30.04
148
Происхождение лексики русского языка. Заимствованные слова
1
III
5.05
149
PР. Описание предмета
1
III
6.05
150
Фразеологизмы
1
III
7.05
151
PР. Как описать животное?
1
III
8.05
8
Повторение
19
152-157
Повторение изученного по орфографии
6
III
12,13,14,15,16,19.05
Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма, объяснять постановку знаков препинания; систематизировать и обобщать знания по культуре речи.
Смыслообразование; желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самооценка своих действий и поступков.
Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого поведения.
Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникающие трудности, искать причины и пути преодоления.
158-163
Повторение изученного по пунктуации
6
III
20,21,22,2305
164
Итоговый контрольный диктант
1
III
26.05
165
Анализ результатов диктанта и работа над ошибками
1
III
27.05
166-169
Повторение изученного по культуре речи
4
III
28,29.05
170
Заключительный урок
1
III
30.05
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ