Морфемный разбор слова 5 Класс

Тема урока: Морфемный разбор слова.


Цели урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с порядком устного и письменного морфемного разбора; повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

2. Развивающая: формировать навык выделения значимых частей слова, развивать умение обобщать, сравнивать, систематизировать.

3. Воспитательная: вызывать интерес к изучению языка, воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе, любовь к родной природе.


Оборудование: 1. Школьный учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской.

2. Плакат с изображением паровоза.

3. Указатели станций.

4. Магнитная доска с материалом.

5. Сигналы с номерами «вагонов».

6. Карточки с заданием.

7. Жетоны.

8. Эпиграф к уроку на доске.

9. Магнитофон, кассеты с аудиозаписью песен.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма проведения: нетрадиционный урок-путешествие.


Ход урока.

I. Организационный момент (2 мин.)


Приветствие. Сообщение темы и целей урока.


II. Повторение ранее пройденного материала как средство подготовки учащихся к усвоению новых знаний (8-10 минут).


1) Выбор капитана-проводника для каждого ряда.


а) Знакомство с эпиграфом урока:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

«Кто быстрее (за 2 минуты) «соберёт» из морфем слова». По одному ученику с каждого ряда, составившему наибольшее количество слов, будут проводником своего «вагона» (ряда).

Морфемы записаны на доске и на карточках для каждого ученика:

С, за, вы, пере, рас, пре, раз, да, бег, сказ, к, ств, о, ние, а, ыва, ва, ть, тель.


б) Когда закончится время, каждый ученик подсчитывает количество составленных слов и сообщает учителю.


2. Станция «Незабудка» (повторение теоретических сведений о морфемах).

По одной девочке от каждой команды «срывают» искусственные цветы, на обратной стороне которых написан вопрос, и дают на него ответ.


Вопросы:

1) Что изучает морфемика?

2) Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

3) Как найти окончание в слове?


III. Изучение нового материала (10-12 минут).


1) Станция «Познавательная».

Учитель объясняет на доске на примере слова «проводник» новый материал. Учащиеся принимают активное участие в объяснении: они следят в учебниках за порядком разбора, подбирают проверочные морфемы к анализируемому слову, записывают материал с доски в тетрадь.


IV. Закрепление нового материала (15 минут).


1) Станция «Научный городок».

Всем учащимся даётся текст с заданиями:

1) Выписать слова с безударными гласными в корне слова.

2) Найти слова, состав которых соответствует схемам:


3) Разобрать по составу слова:

Распутаешь, строчки, написать.











Текст

Белые страницы

Свежий след со следами зверей принято называть белой книгой. Издаётся она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.

Новый снегопад – новая страница. Новые рассказы пишут на ней лесные жители.

Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.


3) Проверка выполненного задания у доски:

1 вагон – 1 задание.

2 вагон – 2 задание.

3 вагон – 3 задание.


4) Станция «Игровая».

«Лингвистическая эстафета»

Кто за минимальное количество времени подберёт как можно больше однокоренных слов к корню вод- ( на приз).


5) Станция «Музыкальная».

Звучит песня «Голубой вагон».

Нужно выписать из песни слова с как можно большим количеством (составом) морфем.


6) Станция «Речевая мастерская» (словарная работа).

На доске написаны слова:

Пр…ятно

Пр…рода

Пр…спокойно

Пр…шли

Пр…ветливо

Пр…чудливые

Задание: 1) Назвать те слова, которые образованы приставочным способом.

2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

Проверка (каждая команда зачитывает по одной работе).







V. Станция «Итоговая».

1) Задание на дом (1-2 минуты):

а) запомнить порядок морфемного разбора слов, § 80.

б) Выполнить упражнение 417.


2) Подведение итогов урока, выставление оценок (2-3 минуты).

Чтение учителем стихотворения из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Вопросы: - Какую ошибку допускает Винни-Пух, определяя морфемы?

- Для чего нужно знать и изучать строение слова?

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои – в беспорядке.

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмём это самое слово опять.

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать

Ошесть, и осемь, и овосемь?

Молчит этажерка, молчит и тахта –

У них не добьёшься ответа,

Зачем эта хта – обязательно та,

А жерка, как правило, эта?


Вывод: Морфемы – значимые части слова. Механическое деление слова на части приводит к разрушению смысла.




Приложение: вместо тетрадей работаем на индивидуальных листах –«проездных билетах».


Проездной билет Фамилия, имя пассажира:_____________________________

Класс: ________________________________________________

Дата:_________________________________________________

Наименование работы:__________________________________

Тема:_________________________________________________


Задание 1. Выборы проводника (соберите из данных морфем наибольшее количество слов):


С, за, вы, пере, рас, пре, раз, да, бег, сказ, к, ств, о, ние, а, ыва, ва, ть, тель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Станция «Научный городок»

(Выполнить задания по тексту «Белые страницы»):

1) Выписать слова с безударными гласными в корне слова.

2) Найти слова, состав которых соответствует схемам:


3) Разобрать по составу слова:


Распутаешь, строчки, написать.


Т е к с т

Белые страницы

Свежий след со следами зверей принято называть белой книгой. Издаётся она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.

Новый снегопад – новая страница. Новые рассказы пишут на ней лесные жители.

Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Станция «Игровая»

«Лингвистическая эстафета»

Кто за минимальное количество времени подберёт как можно больше однокоренных слов к корню вод- ( на приз).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Станция «Музыкальная».

Звучит песня «Голубой вагон».

Нужно выписать из песни слова с как можно большим количеством (составом) морфем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Станция «Речевая мастерская»

Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ