Общая характеристика УМК русского языка 6 класса

Общая характеристика УМК русского языка 6 класса


Русский язык как родной язык русского народа является средством межнационального общения. Это позволяет рассматривать его как важный фактор консолидации государства, как основу формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России. Являясь главным и важным предметом среди школьных дисциплин, русский язык изучается как язык государства и язык межнационального общения в Российской Федерации.

Сегодня предметная дисциплина имеет для изучения методическую формулу – УМК (учебно-методический комплекс), в основу которого положены единые образовательные концепции, методические приёмы и методы, дидактический материал. Как правило в состав УМК входят учебники, авторская программа курса, методические пособия для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и дополнительная методическая литература.

Учебник содержат систематическое изложение дисциплины и являются важнейшим средством обучения и воспитания, поскольку служат для усвоения методов познания и учебных действий, развития навыков самостоятельной работы, являясь главным источником учебной информации курса русского. Структура данных учебников отражает содержательные линии программы.

1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».

2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.

3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».

В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.

Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.

Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)



Реализация требований ФГОС в УМК по русскому языку


Русский язык как родной язык русского народа является средством межнационального общения. Это позволяет рассматривать русский язык как важный фактор консолидации государства, как основу формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России.

Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:

    1. понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

    2. осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные образовательные функции родного язы­ка определяют универсальный, обобщающий характер воздей­ствия предмета на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Изучение и совершенствование владения языком связано с развитием мышления, вообра­жения, интеллектуальных и творческих способностей личности. Русский язык как основной школьный предмет обеспечивает самореализацию ученика, его готовность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Русский язык неразрывно связан со всеми школьны­ми предметами, поскольку владение им обеспечивает качество усвоения школьных предметов, а в дальней­шем – социальную адаптацию и овладение профессиональными навыками.

Предметные образовательные функции родного языка определяют освоение учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку как системы знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Они включают в себя:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры наро­да, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  1. понимание места родного языка в системе гуманитар­ных наук и его роли в образовании в целом;

  2. усвоение основ научных знаний о родном языке; по­нимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицисти­ческий, официально-деловой стили, язык художественной ли­тературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  4. овладение основными стилистическими ресурсами лек­сики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексически­ми, грамматическими, орфографическими, пунктуационны­ми); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных выска­зываний;

  5. опознавание и анализ основных единиц языка, грам­матических категорий языка, уместное употребление языко­вых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  6. проведение различных видов анализа слова (фонетичес­кий, морфемный, словообразовательный, лексический, мор­фологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, осо­бенностей языкового оформления, использования вырази­тельных средств языка;

  7. понимание коммуникативно-эстетических возможнос­тей лексической и грамматической синонимии и использова­ние их в собственной речевой практике;

  8. осознание эстетической функции родного языка, спо­собность оценивать эстетическую сторону речевого высказы­вания при анализе текстов художественной литературы


Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление род­ного языка как основного средства общения, средства полу­чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универ­сальными учебными действиями (умения формулировать це­ли деятельности, планировать ее, осуществлять речевой само­контроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информа­цию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и за­кономерностях её функционирования, о стилистических ре­сурсах и основных нормах русского литературного языка; раз­витие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, вида­ми речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; рас­ширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

Курс русского языка выстраивается на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, составленной на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы

Курс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.

Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Концептуальные положения данной программы обеспечивают:

  • преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;

  • развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;

  • вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащиегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Курс отражает системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ­ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Курс учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацелить обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместное планирование деятельности с учителем.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под­хода, который обеспечивает формирование и развитие ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедчес­кой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.1

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

Направленность курса русского (родного) языка на фор­мирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделя­ются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуни­кативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуро­ведческой компетенции, включая культуру речи.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на со­знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функци­ональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отража­ющие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.

Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.

В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответ­ствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.

Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимо­пониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных за­ведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникатив­ные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (способности ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.).

Совершен­ствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная пе­реработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуа­цией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.


Предмет «Русский язык» в учебном плане 6 класса

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва­риант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.

В 6 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю)

Всего часов

210 ч

В том числе:

повторение


8 ч

контрольные работы

16 ч

сочинения и изложения

8 ч

резервные уроки

18 ч





Распределение часов по модулям учебника

Резервные уроки

О языке и речи

Система языка

Правописание

Текст

Изложение или сочинение

Язык и культура.

Культура речи

Повторение

Контроль

Часы

Контроль

Анализ контрольных работ

1 модуль.

Что значит «современный литературный язык»?


2

2

3

4

1

1

1

1

1

1

17

2 модуль.

Что значит работать над своей речью?


2

1

7

9

2

2

1

1

2

2

29

3 модуль.

Что такое сферы общения?


2

1

8

6

2

1

1

1

2

2

26

4 модуль

Сколько стилей в современном литературном языке?


3

1

7

8

1

-

1

1

2

2

26

5 модуль.

Трудно ли освоить язык науки?


2

1

11

10

1

1

2

1

2

2

33

6 модуль.

В чём особенности официальных документов?


2

1

4

4

2

1

1

1

2

2

20

7 модуль.

В чём особенности публицистической речи?


2

1

13

4

1

-

1

1

2

2

27

8 модуль.

Есть ли правила у беседы


3

1

11

4

2

2

1

2

3

3

32

18

9

64

49

12

8

9

9

16

16

210




Основное содержание модулей с характеристикой основных видов деятельности учащихся (на уровне формирования УУД


Кол-во часов

Название раздела модуля

Основное содержание программы

6 класса

Характеристика основных видов деятельности
учащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)


9

О языке и речи

Разновидности русского языка. Ситуация речевого общения (формальная, неформальная). Формы речи (устная и письменная). Сферы общения.. Основные понятия о стилях литературного языка.

Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогической речи.

Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности.

64

Система языка

Изучаются такие разделы лингвистики как фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология (причастие, деепричастие, имя числительное, местоимение), основные понятия синтаксиса.

Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков.

Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать.

Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор.

49

Правописание

Правописание гласных в корнях с чередованием. Правила переноса слов. Правописание приставок, сложных слов. Правописание суффиксов. Правописание причастий, деепричастий, числительных и местоимений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами, обращениями и сравнениями. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

12

Текст






Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)

Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.


Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.

Создавать и редактировать собственные письменные тексты.

8

Изложения и сочинения


Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста.

Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.

9

Язык и культура. Культура речи

Употребление форм глагола и частей речи (причастий, деепричастий, числительных и местоимений) в литературном языке. Литературный язык и просторечия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари современного русского языка.

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.


Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.


Повторение

Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5 классе и по модулям, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой.

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

16

Контроль

Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля. В конце учебного года проводится итоговый контроль.

Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.)

16

Анализ контрольных работ


Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.

18

Резервные уроки

Распределяются по темам на усмотрение учителя


210




Примерное тематическое поурочное планирование


Модуль=глава

Разделы

В том числе на:

Часы

Разделы главы

теорию

практику

контроль

сам. работы

Глава 1.

Что значит «современный литературный язык»?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Вводный урок

1

Разновидности русского языка (повторение)

+

+


+

1

СИСТЕМА ЯЗЫКА (повторение изученного в 5 классе)



Имя существительное

+

+


+

1

Имя прилагательное

+

+


+

1

Глагол

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ

Повторение изученного в 5 классе



Правописание падежных окончаний имён существительных

+

+


+

1

Правописание окончаний прилагательных

+

+


+

1

Правописание личных окончаний глаголов

+

+


+

1

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

+

+


+

1

ТЕКСТ

Основные признаки текста

+

+



1

Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46





1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Литературный язык и просторечие

+

+



1

Комплексное повторение материала главы 1

+

+

+

+

1

ПОВТОРЕНИЕ

Контрольная работа (тест или диктант с грамматическим заданием) и её анализ



+


2

Глава 2.

Что значит работать над своей речью?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Ситуация речевого общения

+

+


+

1

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика и графика

Повторение изученного в 5 классе

+

+



1

Фонетические позиции и позиционные чередования звуков

+

+



1

Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков

+

+



2

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости

+

+


+

1

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости

+

+


+

1

Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

+

+



1

ПРАВОПИСАНИЕ


Правописание согласных

+

+


+

1

Правописание безударных гласных

+

+


+

2

Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение)

+

+


+

2

Гласные Е и И в корнях с чередованием

+

+


+

1

Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-

+

+


+

2

Основные правила переноса

+

+


+

1

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ


План текста: вопросный, назывной, тезисный

+

+


+

2

Р.р. Обучение изложению

+

+

+

+

2

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Современные варианты орфоэпических норм

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 2.

+

+

+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 3.

Что такое сферы общения?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Сферы общения

+

+



1


Морфемика и словообразование

Корневые и служебные морфемы

+

+


+

1

Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы)

+

+


+

1

Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)

+

+


+

1

Нулевые словообразовательные морфемы

+

+


+

1

Основы производных и непроизводных слов

+

+


+

1

Морфологические способы словообразования

+

+


+

1

Способы образования сложных и сложносокращённых слов

+

+


+

1

Морфемный и словообразовательный разбор слова

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание приставок (повторение)


+

+


+

1

Правописание приставок при-, пре-

+

+


+

2

Правописание сложных существительных с соединительными гласными

+

+


+

1

Правописание сложных имён прилагательных

+

+


+

2

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ

План текста: простой и сложный

+

+


+

2

Р.р. Изложение по аудиотексту

+

+

+

+

1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Ударение в сложных словах

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 3

+

+

+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 4.

Сколько стилей в современном литературном языке?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Стили литературного языка

+

+


+

1

СИСТЕМА ЯЗЫКА


Лексика и фразеология

Слово – основная единица лексикологии (повторение)

+

+


+

1

Паронимы

+

+


+

1

Стилистическая окраска лексики литературного языка

+

+


+

1

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

+

+


+

1

Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы

+

+


+

1

Слова с эмоциональной окраской

+

+


+

1

Стилистическая окраска фразеологизмов

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ

Употребление прописных и строчных букв (повторение)

+



+

1

Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

+

+


+

2

Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных

+

+


+

2

Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-

+

+


+

2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

+

+


+

1

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ

Средства связи предложений и частей текста


+

+


+

1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Нормативные словари современного русского языка

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение главы 4


+

+

+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 5.

Трудно ли освоить язык науки?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Научный стиль

+

+


+

1

СИСТЕМА ЯЗЫКА


Морфология. Причастие.

Части речи (повторение)

+

+



1

Глагол как часть речи (повторение)

+

+


+

1

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

+

+


+

1

Признаки прилагательного у причастия

+

+


+

1

Суффиксы причастий

+

+


+

1

Образование действительных причастий настоящего времени

+

+


+

1

Образование действительных причастий прошедшего времени

+

+


+

1

Образование страдательных причастий настоящего времени

+

+


+

1

Образование страдательных причастий прошедшего времени

+

+


+

1

Краткие страдательные причастия

+

+


+

1

Морфологический разбор причастия

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

+

+


+

2

Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

+

+


+

2

Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

+

+


+

2

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

+

+


+

2

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

+

+


+

2

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ

Типы речи в научном стиле литературного языка

+

+



1

Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.

+

+

+

+

1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление причастий в литературном языке

+

+


+

1

Употребление причастного оборота

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 5

+

+

+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 6.

В чём особенности официальных документов?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Официально-деловой стиль

+

+



1

СИСТЕМА ЯЗЫКА


Деепричастие.

Деепричастие как форма глагола

+

+


+

1

Образование деепричастий

+

+


+

1

Деепричастный оборот

+

+


+

1

Морфологический разбор деепричастия

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями

+

+


+

2

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

+

+


+

2

Контрольная (диктант) работа и её анализ



+


2

ТЕКСТ

Деловые бумаги: заявление

+

+


+

1

Типы речи: официально-деловое и художественное описание

+

+


+

1

Р.р. Сочинение-описание по картине

+

+

+

+

1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление деепричастий в литературном языке

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа



+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 7.

В чём особенности публицистической речи?


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Публицистический стиль

+

+



1

СИСТЕМА ЯЗЫКА







Имя числительное.

Имя числительное как часть речи

+

+


+

1

Простые, сложные и составные числительные

+

+


+

1

Количественные числительные

+

+


+

1

Склонение простых количественных числительных

+

+


+

1

Склонение сложных числительных

+

+


+

2

Склонение составных количественных числительных

+

+


+

2

Обозначение дробных чисел

+

+


+

2

Собирательные числительные

+

+


+

1

Порядковые числительные

+

+


+

1

Морфологический разбор имени числительного

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ







Правописание мягкого знака в именах числительных

+

+


+

2

Слитное и раздельное написание числительных

+

+


+

2

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ

Соединение в тексте разных типов речи

+

+



1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление числительных в литературном языке

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа



+

+

1

Контрольная работа (тест) и её анализ



+


2

Глава 8.

Есть ли правила у беседы


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Обиходная разговорная речь

+

+



1

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Местоимение.

Знаменательные и местоименные части речи

+

+


+

1

Особенности местоимения как части речи

+

+


+

1

Личные местоимения

+

+


+

1

Возвратные местоимения

+

+


+

1

Притяжательные местоимения

+

+


+

1

Определительные местоимения

+

+


+

1

Указательные местоимения

+

+


+

1

Вопросительные и относительные местоимения

+

+


+

2

Неопределённые и отрицательные местоимения

+

+


+

1

Морфологический разбор местоимения

+

+


+

1

ПРАВОПИСАНИЕ


Правописание местоимений с предлогами

+

+


+

2

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

+

+


+

2

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

ТЕКСТ

Устный рассказ

+

+



2

Р.р. Контрольное изложение

+

+

+

+

2

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление местоимений в литературном языке

+

+


+

1

ПОВТОРЕНИЕ

Контрольная работа (диктант) и её анализ



+


2

Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе

+

+

+

+

2

Контрольная итоговая работа (тестирование) и её анализ



+


2

РЕЗЕРВ






18 часов

ИТОГО:






210 часов



Перечень обязательных контрольных работ, сочинений и изложений


п.п.

Глава. Тема

Кодификатор

Форма контроля

Модуль 1. Что значит «современный литературный язык»?

Сочинение-описание

Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др.

Сочинение по картине, сочинение по воображению, сочинение на основе вымышленных или реальных событий и др. (на усмотрение учителя)

Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». (Входной контроль)

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Тест или диктант с грамматическим заданием

Модуль 2. Что значит работать над своей речью?

Контрольная работа по теме: «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием»

Знать основные правила переноса слов, правописание безударных гласных в корне, правописание гласных в корнях с чередованием. Уметь применять правила, подбирать однокоренные проверочные слова.

Диктант с грамматическим заданием

Изложение

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 2»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 3. Что такое сферы общения?

Контрольная работа по теме: «Правописание приставок»

Знать правописание приставок при-, пре-, правописание сложных существительных с соединительными гласными, правописание сложных имён прилагательных. Уметь применять правила.

Контрольная работа с грамматическим заданием.

Изложение по аудиотексту

Знать последовательность работы над изложением по аудиотексту в соответствии с планом и вопросным рядом по тексту.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст до мини-изложения, где хорошо читается основная идея.

Мини-изложение с вопросным рядом

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 3»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

Контрольная работа по теме: «Правописание суффиксов прилагательных»

Знать правила правописания –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных, -СК- //-К- в суффиксах отымённых прилагательных, правописание -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-,-ЛИВ-,-ЧИВ-

10

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 4»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 5. Трудно ли освоить язык науки?

11

Контрольная работа по теме: «Правописание причастий»

Знать правописание причастий. Знать как выделяются на письме причастные обороты. Уметь применять правила.

Диктант

12

Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.

Уметь выстраивать композиционную схему сочинения в разных стилей речи, определять смысловые части, работать с планом. Уметь наблюдать за словом в разных стилях речи.

Сочинения

13

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 5»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 6. В чём особенности официальных документов?

14

Контрольная работа по теме: «Правописание деепричастий»

Знать правило о написании НЕ с деепричастиями, как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты. Уметь применять правила при написании текста.

Диктант

15

Сочинение-описание по картине

Уметь строить текст-описание, пользоваться при написании синонимами, изобразительно-выразительными средствами языка и оборотами речи.

Сочинение

16

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 6»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Глава 7. В чём особенности публицистической речи?

17

Контрольная работа по теме: «Правописание имён числительных»

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях, знать правила правописания имён числительных.

Диктант

18

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 7»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Глава 8. Есть ли правила у беседы?

19

Контрольная работа по теме: «Правописание местоимений»

Знать общее значение, морфологические признаки местоимений, правописание местоимений с предлогами, неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

20

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 8»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Итоговая контрольная работа

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знать систему языка, изученную в 6 классе, уметь работать с текстами разных стилей и типов.

Диктант / тест

1 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ