Общая характеристика УМК русского языка 6 класса
Общая характеристика УМК русского языка 6 класса
Русский язык как родной язык русского народа является средством межнационального общения. Это позволяет рассматривать его как важный фактор консолидации государства, как основу формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России. Являясь главным и важным предметом среди школьных дисциплин, русский язык изучается как язык государства и язык межнационального общения в Российской Федерации.
Сегодня предметная дисциплина имеет для изучения методическую формулу – УМК (учебно-методический комплекс), в основу которого положены единые образовательные концепции, методические приёмы и методы, дидактический материал. Как правило в состав УМК входят учебники, авторская программа курса, методические пособия для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и дополнительная методическая литература.
Учебник содержат систематическое изложение дисциплины и являются важнейшим средством обучения и воспитания, поскольку служат для усвоения методов познания и учебных действий, развития навыков самостоятельной работы, являясь главным источником учебной информации курса русского. Структура данных учебников отражает содержательные линии программы.
1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».
2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».
В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)
Реализация требований ФГОС в УМК по русскому языку
Русский язык как родной язык русского народа является средством межнационального общения. Это позволяет рассматривать русский язык как важный фактор консолидации государства, как основу формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России.
Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Изучение и совершенствование владения языком связано с развитием мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей личности. Русский язык как основной школьный предмет обеспечивает самореализацию ученика, его готовность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, поскольку владение им обеспечивает качество усвоения школьных предметов, а в дальнейшем – социальную адаптацию и овладение профессиональными навыками.
Предметные образовательные функции родного языка определяют освоение учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку как системы знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Они включают в себя:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Курс русского языка выстраивается на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы
Курс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащиегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Курс отражает системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Курс учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацелить обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместное планирование деятельности с учителем.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.1
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.
Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (способности ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Предмет «Русский язык» в учебном плане 6 класса
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.
В 6 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю)
Всего часов
210 ч
В том числе:
повторение
8 ч
контрольные работы
16 ч
сочинения и изложения
8 ч
резервные уроки
18 ч
Распределение часов по модулям учебника
Резервные уроки
О языке и речи
Система языка
Правописание
Текст
Изложение или сочинение
Язык и культура.
Культура речи
Повторение
Контроль
Часы
Контроль
Анализ контрольных работ
1 модуль.
Что значит «современный литературный язык»?
2
2
3
4
1
1
1
1
1
1
17
2 модуль.
Что значит работать над своей речью?
2
1
7
9
2
2
1
1
2
2
29
3 модуль.
Что такое сферы общения?
2
1
8
6
2
1
1
1
2
2
26
4 модуль
Сколько стилей в современном литературном языке?
3
1
7
8
1
-
1
1
2
2
26
5 модуль.
Трудно ли освоить язык науки?
2
1
11
10
1
1
2
1
2
2
33
6 модуль.
В чём особенности официальных документов?
2
1
4
4
2
1
1
1
2
2
20
7 модуль.
В чём особенности публицистической речи?
2
1
13
4
1
-
1
1
2
2
27
8 модуль.
Есть ли правила у беседы
3
1
11
4
2
2
1
2
3
3
32
18
9
64
49
12
8
9
9
16
16
210
Основное содержание модулей с характеристикой основных видов деятельности учащихся (на уровне формирования УУД
Кол-во часов
Название раздела модуля
Основное содержание программы
6 класса
Характеристика основных видов деятельности
учащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)
9
О языке и речи
Разновидности русского языка. Ситуация речевого общения (формальная, неформальная). Формы речи (устная и письменная). Сферы общения.. Основные понятия о стилях литературного языка.
Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогической речи.
Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности.
64
Система языка
Изучаются такие разделы лингвистики как фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология (причастие, деепричастие, имя числительное, местоимение), основные понятия синтаксиса.
Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков.
Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать.
Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор.
49
Правописание
Правописание гласных в корнях с чередованием. Правила переноса слов. Правописание приставок, сложных слов. Правописание суффиксов. Правописание причастий, деепричастий, числительных и местоимений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами, обращениями и сравнениями. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
12
Текст
Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)
Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.
Создавать и редактировать собственные письменные тексты.
8
Изложения и сочинения
Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста.
Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.
9
Язык и культура. Культура речи
Употребление форм глагола и частей речи (причастий, деепричастий, числительных и местоимений) в литературном языке. Литературный язык и просторечия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари современного русского языка.
Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Повторение
Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5 классе и по модулям, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой.
Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.
16
Контроль
Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля. В конце учебного года проводится итоговый контроль.
Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.)
16
Анализ контрольных работ
Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.
18
Резервные уроки
Распределяются по темам на усмотрение учителя
210
Примерное тематическое поурочное планирование
Модуль=глава
Разделы
В том числе на:
Часы
Разделы главы
теорию
практику
контроль
сам. работы
Глава 1.
Что значит «современный литературный язык»?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Вводный урок
1
Разновидности русского языка (повторение)
+
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА (повторение изученного в 5 классе)
Имя существительное
+
+
+
1
Имя прилагательное
+
+
+
1
Глагол
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Повторение изученного в 5 классе
Правописание падежных окончаний имён существительных
+
+
+
1
Правописание окончаний прилагательных
+
+
+
1
Правописание личных окончаний глаголов
+
+
+
1
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами
+
+
+
1
ТЕКСТ
Основные признаки текста
+
+
1
Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Литературный язык и просторечие
+
+
1
Комплексное повторение материала главы 1
+
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Контрольная работа (тест или диктант с грамматическим заданием) и её анализ
+
2
Глава 2.
Что значит работать над своей речью?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Ситуация речевого общения
+
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика и графика
Повторение изученного в 5 классе
+
+
1
Фонетические позиции и позиционные чередования звуков
+
+
1
Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков
+
+
2
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости
+
+
+
1
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости
+
+
+
1
Слогораздел: открытые и закрытые слоги.
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание согласных
+
+
+
1
Правописание безударных гласных
+
+
+
2
Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение)
+
+
+
2
Гласные Е и И в корнях с чередованием
+
+
+
1
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-
+
+
+
2
Основные правила переноса
+
+
+
1
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
План текста: вопросный, назывной, тезисный
+
+
+
2
Р.р. Обучение изложению
+
+
+
+
2
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Современные варианты орфоэпических норм
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 2.
+
+
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 3.
Что такое сферы общения?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Сферы общения
+
+
1
Морфемика и словообразование
Корневые и служебные морфемы
+
+
+
1
Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы)
+
+
+
1
Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)
+
+
+
1
Нулевые словообразовательные морфемы
+
+
+
1
Основы производных и непроизводных слов
+
+
+
1
Морфологические способы словообразования
+
+
+
1
Способы образования сложных и сложносокращённых слов
+
+
+
1
Морфемный и словообразовательный разбор слова
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание приставок (повторение)
+
+
+
1
Правописание приставок при-, пре-
+
+
+
2
Правописание сложных существительных с соединительными гласными
+
+
+
1
Правописание сложных имён прилагательных
+
+
+
2
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
План текста: простой и сложный
+
+
+
2
Р.р. Изложение по аудиотексту
+
+
+
+
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Ударение в сложных словах
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 3
+
+
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 4.
Сколько стилей в современном литературном языке?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Стили литературного языка
+
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексика и фразеология
Слово – основная единица лексикологии (повторение)
+
+
+
1
Паронимы
+
+
+
1
Стилистическая окраска лексики литературного языка
+
+
+
1
Лексика ограниченного употребления: диалектизмы
+
+
+
1
Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы
+
+
+
1
Слова с эмоциональной окраской
+
+
+
1
Стилистическая окраска фразеологизмов
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Употребление прописных и строчных букв (повторение)
+
+
1
Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных
+
+
+
2
Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных
+
+
+
2
Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-
+
+
+
2
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)
+
+
+
1
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
Средства связи предложений и частей текста
+
+
+
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Нормативные словари современного русского языка
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение главы 4
+
+
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 5.
Трудно ли освоить язык науки?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Научный стиль
+
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Причастие.
Части речи (повторение)
+
+
1
Глагол как часть речи (повторение)
+
+
+
1
Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного
+
+
+
1
Признаки прилагательного у причастия
+
+
+
1
Суффиксы причастий
+
+
+
1
Образование действительных причастий настоящего времени
+
+
+
1
Образование действительных причастий прошедшего времени
+
+
+
1
Образование страдательных причастий настоящего времени
+
+
+
1
Образование страдательных причастий прошедшего времени
+
+
+
1
Краткие страдательные причастия
+
+
+
1
Морфологический разбор причастия
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени
+
+
+
2
Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени
+
+
+
2
Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных
+
+
+
2
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
+
+
+
2
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
+
+
+
2
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
Типы речи в научном стиле литературного языка
+
+
1
Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.
+
+
+
+
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление причастий в литературном языке
+
+
+
1
Употребление причастного оборота
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 5
+
+
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 6.
В чём особенности официальных документов?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Официально-деловой стиль
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Деепричастие.
Деепричастие как форма глагола
+
+
+
1
Образование деепричастий
+
+
+
1
Деепричастный оборот
+
+
+
1
Морфологический разбор деепричастия
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями
+
+
+
2
Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами
+
+
+
2
Контрольная (диктант) работа и её анализ
+
2
ТЕКСТ
Деловые бумаги: заявление
+
+
+
1
Типы речи: официально-деловое и художественное описание
+
+
+
1
Р.р. Сочинение-описание по картине
+
+
+
+
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление деепричастий в литературном языке
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 7.
В чём особенности публицистической речи?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Публицистический стиль
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи
+
+
+
1
Простые, сложные и составные числительные
+
+
+
1
Количественные числительные
+
+
+
1
Склонение простых количественных числительных
+
+
+
1
Склонение сложных числительных
+
+
+
2
Склонение составных количественных числительных
+
+
+
2
Обозначение дробных чисел
+
+
+
2
Собирательные числительные
+
+
+
1
Порядковые числительные
+
+
+
1
Морфологический разбор имени числительного
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание мягкого знака в именах числительных
+
+
+
2
Слитное и раздельное написание числительных
+
+
+
2
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
Соединение в тексте разных типов речи
+
+
1
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление числительных в литературном языке
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 7.
Самостоятельная работа
+
+
1
Контрольная работа (тест) и её анализ
+
2
Глава 8.
Есть ли правила у беседы
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Обиходная разговорная речь
+
+
1
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Местоимение.
Знаменательные и местоименные части речи
+
+
+
1
Особенности местоимения как части речи
+
+
+
1
Личные местоимения
+
+
+
1
Возвратные местоимения
+
+
+
1
Притяжательные местоимения
+
+
+
1
Определительные местоимения
+
+
+
1
Указательные местоимения
+
+
+
1
Вопросительные и относительные местоимения
+
+
+
2
Неопределённые и отрицательные местоимения
+
+
+
1
Морфологический разбор местоимения
+
+
+
1
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание местоимений с предлогами
+
+
+
2
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
+
+
+
2
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
ТЕКСТ
Устный рассказ
+
+
2
Р.р. Контрольное изложение
+
+
+
+
2
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление местоимений в литературном языке
+
+
+
1
ПОВТОРЕНИЕ
Контрольная работа (диктант) и её анализ
+
2
Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе
+
+
+
+
2
Контрольная итоговая работа (тестирование) и её анализ
+
2
РЕЗЕРВ
18 часов
ИТОГО:
210 часов
Перечень обязательных контрольных работ, сочинений и изложений
-
№ п.п.
Глава. Тема
Кодификатор
Форма контроля
Модуль 1. Что значит «современный литературный язык»?
Сочинение-описание
Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др.
Сочинение по картине, сочинение по воображению, сочинение на основе вымышленных или реальных событий и др. (на усмотрение учителя)
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». (Входной контроль)
Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.
Тест или диктант с грамматическим заданием
Модуль 2. Что значит работать над своей речью?
Контрольная работа по теме: «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием»
Знать основные правила переноса слов, правописание безударных гласных в корне, правописание гласных в корнях с чередованием. Уметь применять правила, подбирать однокоренные проверочные слова.
Диктант с грамматическим заданием
Изложение
Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
Изложение
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 2»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Модуль 3. Что такое сферы общения?
Контрольная работа по теме: «Правописание приставок»
Знать правописание приставок при-, пре-, правописание сложных существительных с соединительными гласными, правописание сложных имён прилагательных. Уметь применять правила.
Контрольная работа с грамматическим заданием.
Изложение по аудиотексту
Знать последовательность работы над изложением по аудиотексту в соответствии с планом и вопросным рядом по тексту.
Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст до мини-изложения, где хорошо читается основная идея.
Мини-изложение с вопросным рядом
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 3»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Модуль 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
Контрольная работа по теме: «Правописание суффиксов прилагательных»
Знать правила правописания –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных, -СК- //-К- в суффиксах отымённых прилагательных, правописание -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-,-ЛИВ-,-ЧИВ-
10
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 4»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Модуль 5. Трудно ли освоить язык науки?
11
Контрольная работа по теме: «Правописание причастий»
Знать правописание причастий. Знать как выделяются на письме причастные обороты. Уметь применять правила.
Диктант
12
Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.
Уметь выстраивать композиционную схему сочинения в разных стилей речи, определять смысловые части, работать с планом. Уметь наблюдать за словом в разных стилях речи.
Сочинения
13
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 5»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Модуль 6. В чём особенности официальных документов?
14
Контрольная работа по теме: «Правописание деепричастий»
Знать правило о написании НЕ с деепричастиями, как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты. Уметь применять правила при написании текста.
Диктант
15
Сочинение-описание по картине
Уметь строить текст-описание, пользоваться при написании синонимами, изобразительно-выразительными средствами языка и оборотами речи.
Сочинение
16
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 6»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
17
Контрольная работа по теме: «Правописание имён числительных»
Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях, знать правила правописания имён числительных.
Диктант
18
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 7»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
19
Контрольная работа по теме: «Правописание местоимений»
Знать общее значение, морфологические признаки местоимений, правописание местоимений с предлогами, неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.
Диктант
20
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 8»
Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом.
Тест
Итоговая контрольная работа
Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знать систему языка, изученную в 6 классе, уметь работать с текстами разных стилей и типов.
Диктант / тест
1 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ