Обучение написанию сочинения-рассуждения 9 класс

Цели: 1) закрепление навыков написания сочинения-рассуждения;

2) развитие связной монологической речи учащихся и логического мышления;

3) формирование текстовой компетенции учащихся;

4) пополнение словарного запаса учащихся;

5) подготовка к итоговой аттестации в новой форме.

Задачи: 1) способствовать нравственному развитию личности ученика, определению им истинных жизненных ценностей;

2) предупреждение всевозможных ошибок при написании сочинения-интерпретации.

Оборудование: - медиапроектор;

- экран;

- компьютер;

- раздаточный дидактический материал;

- толковый словарь.

ХОД УРОКА

(слайд 1)

  • Мотивирующий момент.

Слайд 2. «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять» (Р.Декарт)

- Как вы понимаете смысл высказывания Рене Декарта, фр. Философа, математика и физика?

- Согласны ли вы с утверждением Декарта? Если да, объясните почему. Если нет, обоснуйте свою позицию.



Лексическая работа.

- Определим лексическое значение слова «размышлять» (слайд 3-1)

- Подберите к слову «размышлять» однокоренные слова (слайд 3-2)

- Подберите синонимы к слову «размышлять»( слайд 3-3)

- Над чем вы обычно размышляете? Что может быть объектом вашего рассуждения?

- Определите лексическое значение слова «рассуждать» ( слайд 4)

  • Слово о Рерихе.

- Сегодня мне хотелось бы предложить вам тему для размышления, о которой мы с вами никогда ещё не говорили. А поводом к размышлению станет отрывок из книги Н.К.Рериха «О вечном». Но прежде чем вы прочитаете текст, я хочу познакомить вас с этим удивительным человеком и его творчеством (слайды 5, 6, 7)

3. Критическое чтение текста.

- Перед вами текст Рериха и памятка о том, что значит читать критически. Вспомните, пожалуйста, вооружитесь карандашами и – в добрый путь!

4. Работа с тестом.

- С каким настроением вы закончили чтение текста?

- Что вас удивило или заставило улыбнуться? А может быть, текст вызвал раздражение?

- Определите основную мысль теста. Подумайте и скажите, доказывает её автор или объясняет?

- Расскажите, как автор подводит нас, читателей, к главной мысли?

_ Подумайте, почему текст начинается с вопроса? Можно ли считать это утверждением, не требующим доказательства? Объясните почему.

- Что следует после утверждения автора?

- Есть ли в тексте выводы?

- Как вы понимаете смысл предложения: «В старательстве своём они вам приписывают такие тонкие выдумки»?

Словарная работа.

- Раскроем значение слов «всемогущий», «вездесущий», «натравливать», «сконфузиться», «благословенный» ( слайд 8)

- Одинаковы ли используемые в тексте слова с точки зрения стилевой окраски?

- Зачем автору нужно было использовать в тексте слова различных стилей? Что достигается при помощи такого приёма?

5. Работа с дополнительными текстами. (слайд 9)

- Прочитайте текст Л.Н.Толстого и слова Святого благовествования от Матфея (слайд 10)

- Сравните то, что вы сейчас прочитали, с высказыванием Рериха. Что объединяет эти слова и в чём отличие?

- А к какому мнению присоединились бы вы?

6. Работа над сочинением-размышлением.

- Ребята, вам предстоит письменно объяснить, как вы понимаете смысл финала текста, фразу «Да будут благословенны враги!» Какой вид сочинения здесь будет уместен?

- Какова композиция сочинения-рассуждения?

(слайд 11)

- Вы знаете, что подобное задание вам предлагается выполнить и в тесте ГИА. Это задание С2.2. Давайте вспомним, как мы будем действовать. (слайд 12)

- В ходе рассуждения вы можете опираться на дополнительные тексты, с которыми мы работали или привести другие аргументы, но подтверждение ваших мыслей – обязательно находим в тексте Рериха и оформляем при помощи вставной конструкции с указанием номера предложения или цитатой. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что предложение, смысл которого вы объясняете, аргументом служить не может!!! Желаю удачи в написании работы.

7. Написание сочинения-размышления.

8. Самопрезентация работ ( по желанию учеников)

9. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Над чем задумались?

- Чему научились?

- Пригодятся ли полученные навыки?

- Ваше мнение об уроке.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ