Тема урока: «Определение» 5 Класс
Приложение №1. Технологическая карта урока русского языка.
Выполнила Олифиренко Е.В .СОШ №5, ст. Каневская
Тема урока: «Определение».
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Цель урока: обеспечить формирование умения отличать второстепенный член предложения – определение по определенным признакам.
Реализуемая программа:по русскому языку общеобразовательных учреждений: предметная линия учебников Т.А.Ладыженской М.Т. Баранова Л.А Тростенцовой и других 5-9 класса М.Просвещение 2011,в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.
Личностные результаты: Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
Научатся: отличать определение от других второстепенных членов предложения.
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания о главных и второстепенном члене предложения – дополнении.
УУД личностные:Л2 – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Л9 – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,Л10 - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
Помощь; Л20 – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Л21 – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать ; Л23 – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия;Р7 – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Р8 – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Р9 – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; Р2 – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П4– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
П13 - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
№
п/п
Этап урока
Цель
(формируемые УУД)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности
Настрой на учебную деятельность
Л2, Р3, П3, К2
Включение в деловой ритм урока.
Устное сообщение учителя.
Добрый день, друзья!
Монгольская пословица гласит: "Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят". Это так? (Да!)
Ну что ж, звонок прозвенел, приглашаю вас "ум украшать"!
Напомните, ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке русского языка?
Волевая саморегуляция.
Ответы детей: «Составляли кластер (3 позиции), в предложении находили дополнение, подчеркивали его пунктиром».
Второстепенные члены предложения:
Дополнение
Роль дополнений в тексте
От какой части речи зависит
На какой вопрос
отвечает
Какими частями речи выражается
Как подчеркивается
Актуализация
знаний и фиксация затруднений.
Задание 1.
Приём ТРКМЧП:
«Тонкие и Толстые вопросы»
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л10
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», - Монтескье. Положите перед собой кластеры, они помогут вам вспомнить вопросы, которые вы хотели задать своим друзьям по теме «Дополнение». Условие: от каждой группы принимается лишь два вопроса, причем, одни «тонкий», а один «толстый»
В группах обсуждаются, составленные дома «тонкие» и «толстые» вопросы по теме «Дополнение». Прием:
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Дайте три обяснения
Почему? В чем различие? Что, если?
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут?
Задание 2.
Приём ТРКМЧП:
«Кластер»
Развитие аналитических умений
В конце предыдущего урока вы поставили перед собой цель последующей работы. Вспомните её.
(Помогут кластеры, составленные на предыдущем уроке)
Ответы детей: «Дать определение всем второстепенным членам предложения, научиться отличать их друг от друга».
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Задание 3.
Приём ТРКМЧП:
«Перекрестная дискуссия»
Постановка цели, уточнение темы урока
Л23, Р3, П3, П13, К1
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию, работает над совершенствованием навыков грамотного письма, обогащением словаря (изумрудная), ИВС
Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, анализируем предложение, разберем его по членам предложения:
Слайд 2.
Др..жит изумрудная капля
В з..леной л..дошке ...льхи.
Г. Граубин
Орфограммы:
проверяемая безударная гласная,
непроверяемая безударная гласная
Формулирование темы, цели урока.
Записывают предложение, вставляют пропущенные буквы, объясняют виды орфограмм, встреченных в тексте, подчеркивают грамматическую основу и дополнение, находят незнакомые им второстепенные члены предложения, доказывают, что это не дополнения («изумрудная», «зеленая»; работу с несогласованным определением «ольхи» в слабом классе можно отложить,
в сильном классе проводится прием «Перекрестная дискуссия»),
Основные этапы:
1. Формулировка вопросов.
2. Составление таблицы для записи.
3. Составление списка аргументов, обмен.
4. Формулировка вывода.
Вопрос-проблема.
Да (за)
Нет (против)
Аргументы
1.
2.
1.
2.
отвечают на вопрос учителя о выразительных средствах, эпитете, повторяют толкование слова «ЭПИТЕТ». В ответах уже звучит слово «определение», находятся дети, которые высказывают предположение, что, возможно, так и называется втоостепенный член предложения изумрудный,
Фиксируют затруднение, проблему.
Формулируют тему и цель урока.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Задание4.
Приём ТРКМЧП:
«Инсерт» (маркировка текста)
Открытие новых знаний:
Л21 Р2
П4
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Итак,
ЕСЛИ хорошо спланировать – чудеса получаются. Мы ежедневно планируем вместе с вами урок, сегодня предлагаю составить план работы по новой теме. С чего начнем?
(Составление плана по теме «Определение»).
Задание № 1
«Инсерт»: (поставить маркеры напротив каждого пункта плана:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
Задают вопрос к теме, формулируют вопросы к главному вопросу темы.
Предлагают план урока:
План
Узнать, как называется новый второстепенный член предложения.
Узнать, на какие вопросы отвечает.
Узнать, какую роль играет в тексте.
Узнать, от какой части речи зависит.
Какими частями речи выражается
Как подчеркивается в предложении?
Ребята маркируют пункты плана.
У многих ребят есть знания по первому, второму и пятому пунктам плана, поэтому маркировка пунктов у всех ребят различная.
Задание5.
Прием ТРКМЧП: «Сводная таблица»
Задание2.
Прием ТРКМЧП:
«Кластер»
Задание 6.
Прием ТРКМЧП: «Да-нетка»:
Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий темы с последующим их сравнением - работа с текстами
Л23
Р3
К2
Р4
П13
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:«Говорят, если умыть кошку, она никогда больше не станет умываться сама». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести исследование, получить информацию об определении на основе анализа двух текстов:
1) Я открыл глаза. Свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В небе на высоте стояла луна, и вокруг нее переливался круг.
Когда же выпал снег?
2) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег?
К. Паустовский
Перед вами кластеры. Куда вы можете внести полученную информацию?
Обратите внимание на маркировку плана. Нужно ли вам внести изменения? В какой пункт?
Предлагает проверить по статье учебника добытую информацию и внести эту информацию в кластеры.
«Учение без размышления бесполезно…» Конфуций. Поразмышляем?
Возвращаемся к стихотворению
Др..жит изумрудная капля
В з..леной л..дошке ...льхи.
Г. Граубин
Каким членом предложения является слово «ольхи»?
(выслушав предположения детей, корректирует, обращает внимание на смысловой вопрос)
Словарь.Внимание! Дуплексив (пассивный словарь) – так называется случай, когда второстепенные члены предложения выполняют одновременно роль определения и дополнения.
(дуплексив от лат. «dupleх» – двойной).
Предлагает самостоятельно разобрать предложение по членам предложения, используя прием «Да-нетка», определить присутствует ли в предложение явление дуплексива
Исследование: читают тексты, сравнивают,перерабатываютинформацию, заносят полученную информацию в кластер.
Категории сравнения — понятия, ключевые слова, темы и т. д. Линии сравнения — характеристики, по которым происходит сравнение.
Прием «Сводная таблица»
Текст1
Линии сравнения
Текст 2
тема
Выразитель-ность текста
Наличие второстепенных членов (каких)
Заполняется на стадии осмысления
Ребята делают выводы о роли определений в тексте, заносят в кластер, еще раз маркируют пункт 3.
Далее работают по плану, уточняя и открывая новую информацию…
Чтение статьи учебника, сравнивают с кластером и планом, делают выводы
Кластеры детей (продолжение):
Работают над словосочетанием: «в ладошке ольхи»
Фиксируют затруднение, проблему.
И все же кто-то возможно скажет, что это слово одновременно выполняет роль определения и дополнения.
Анализируют предложение:
В зар..сляхкустарниковпрячутсяночные насекомые.
Пропедевтика: орфограмма раст – рос,
Заполняют таблицу
Двойная роль (дуплексив)
ДА
НЕТ
Зависит от существительного
Отвечает на вопрос чего? (вопрос родительного падежа) В зарослях (чего?)кустарников
Помогает представить картину, описывает, создает зримый образ.
Вносит дополнение и уточнение в предложение
Вносят дополнения в кластер: 3.1.
Закрепление изученного материала
Задание7.
Прием ТРКМЧП: «Ромашка Блюма»
Организация деятельности для отработки навыков
Л9, Л20, Л21, Р4, Р8
Р9
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Работа с упражнением в учебнике
Подберите определение, выраженное существительным Произведите разбор словосочетаний.
садовый участок – участок сада
Лесная опушка - опушка
цветущий сад – сад …
карнавальный костюм – костюм …
Прием ТРКМЧП: «Ромашка Блюма» - «Вопросы на понимание, уточнение»
Запись предложения под диктовку:
(В)моемкарнавальном костюме будет белая рубашка, бант (в) горошек, красная жилетка, колпак (в) полоску, длинный нос (из) бумаги. Разберите предложение по членам предложения. Задайте вопросы учителю для уточнения своей мысли. Помните! Ключом… (ребята заканчивают афоризм)… ко всякой науке является вопросительный знак. О.Бальзак.
Можете начать свой вопрос словами: : «Правильно ли я понял?..»
Решают типовые задания
Выполняют упражнение.
Взаимопроверка(с проговариванием вслух)
Объясняют орфограмму-пробелФормулируют вопросы:
«Правильно ли я понял..?»
Вносят открытие в кластер: 1.4:
В роли определений могут быть не только прилагательные и существительные, но и местоимения, отвечающие на вопросы какой? чей?
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Тест.
Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
Р7, Р4, П15
Организует деятельность по применению новых знаний.
Задание № 3
Тест «Определение – второстепенный член предложения»
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку с помощью кластера
Информация о домашнем задании
Закрепить полученные знания.
Развитие творческих способностей
Формулирование темы, задачи следующего урока
Д/З
По выбору:
1) Составить 3 предложения с определением, выраженным разными частями речи.
2) Сочинить лингвистическую сказку о второстепенных членах предложения, которые выполняют двойную роль в предложении
3) Работа с интерактивным листом на блоге (https://docs.google.com/drawings/d/1vDiuK5HbufFa97bP-_EtujgY1QW77twqlDqiemtVQ_Q/edit):
Анализируют предложение: «Вчера утром выпал пушистый снег», находят незнакомый второстепенный член предложения, формулируют учебную задачу следующего урока.
Самостоятельная домашняя работа:
Задание 3 (интерактивный лист). Ученики создают копию, в блоге учителя подписывают и выполняют работу (собирают в 3 корзинки словосочетания: с дополнением, определением и с двойной ролью второстепенного члена предложения):
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Формулирование учебной задачи на следующий урок
Задание 8.
Приём ТРКМЧП:«Снквейн»
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Л22
К2
Организует рефлексию.
Самооценка, оценка учителя.
Составляют синквейны.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.
Самооценка:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ