Открытый урок «Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ».



Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ».

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели:

  1. Сформировать представление о написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ и умение писать слова с данной орфограммой;

  2. Закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию, умение действовать по алгоритму; развивать внимание, память, речь, мышление;

  4. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Оборудование: карточки, набор гласный букв, набор блоков алгоритма, учебник, ватман, яблоки (красного, жёлтого и зелёного цвета).

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда - учиться.

-На каком уроке мы продолжаем учиться? (на уроке русского языка)

-Чему мы учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши).

На доску выставляется карточка:

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА



-Вы уверены, что научились правильно их писать и мы можем перейти к изучению нового? (Да)

-А как вы узнаете новое? (Мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами найти новый способ действия)

Вам хочется узнать новое? (Да).

-Что надо сделать, прежде чем начнём узнавать новое? (Повторить то, что нам нужно, чтобы узнать новое).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске карточка:

Ж_ знь, ш _на, маш _на, ч_ стый, ч_ щ_



-Я приготовила для вас следующее задание: прочитать слова, записанные на карточке (Жизнь, шина, машина, частый, чаща).

-Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы).

-Верно, только надо не просто вставить буквы, а ещё обосновать её выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (Правило «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща).

-А как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма:

Произнеси слово

Примени правило





Определи опасное место

Обозначь орфограмму



-Посмотрите на доску. Все согласны с записанными на доске алгоритмом? (Нет)

-Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку).





-Предлагаю вам восстановить алгоритм.

-Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да).

Ученики работают по карточке.

-Проверяем по образцу. Учитель вывешивает карточку с образцом.

Жизнь, шина, машина, частый, чаща.



-У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

-Какое задание я вам предложу? (В котором есть затруднение).

-Для чего вы будете его выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем).

На доске слова: ЩУКА, ЧУДАК

-Прочитайте слова.

-Определите, какие буквы надо вставить в эти слова и запишите их.

Выполнение задания, затем проверка.

-У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какую букву нужно вставить в слова «Щука», «»Чудак».

-Кто сделал задание, покажите на доске.

-Кто считает, что его ответ правильный?

-Обоснуйте своё мнение?

3. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли? (вставляли буквы в слова «чудак», «щука»).

-В каком месте вы засомневались? (Какую букву написать после Ч, Щ).





-Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой У или Ю писать буквосочетания ЧУ-ЩУ).

-Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ).

Работа в группах (каждой группе выдается карточка с заданием и планом действий)

План действий:

  1. Прочитайте слова;

  2. Обозначьте новую орфограмму;

  3. Сделайте и запишите вывод

Верчу, кручу, ищу, тащу





Проверка работ групп.

Ученики формулируют правило сами.

-Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Читают правило в учебнике.

Делают вывод.

-Какую цель ставили? ( Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ-ЩУ).

-Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе?

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Руки в стороны держите,

Занимай свои места: Раз, два, раз, два!

Шаг на месте – левой, правой. Друг на друга посмотрите,



Раз, и два, раз и два! Раз, и два, раз и два!

Прямо спину все держите, Опустили руки вниз,

Раз, два, раз, два! И на место все садись!

И под ноги все смотрите

Раз, два, раз, два!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Какие наши дальнейшие действия? (Нам надо потренироваться).

Выполняют упражнение из учебника с.8 упр. .

Работают у доски, выполняя задание, проговаривают правило вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель выдаёт ученикам две карточки (первая – с заданием, вторая - с проверкой). Карточки разного цвета.

Вставь пропущенные буквы.

Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, ч_до, ч_гун,

Ч_ дак, щ_ка, ворч_н.

Ч-мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч-десный, ч_вство, ч-лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_,

Я с У пишу ЧУ и ЩУ!














Возьмите карточку красного цвета. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно, затем выполнив задание, берут карточку зелёного цвета и проверяют задание.

-В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте над словом плюс.

-Посчитайте, сколько плюсов у вас получилось?

-Оцените работу по следующим критериям - карточка зелёного цвета.

Количество «+»

Оценка

20

5

19-17

4

16-11

3



-У кого оценка «3»? Где ошибка?

-Почему она возникла?

-Молодцы! Поняли в чём ваши ошибки!

-Кто поставил себе оценку «4»? Что не получилось?

-Кто поставил себе оценку «5».

-Молодцы! Отлично!



Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Пошипели, помолчали

Ну, тогда все дружно встали. И, как зайки поскакали.

Дружно вытянули шеи Поскакали, поскакали,

И, как гуси, зашипели, И за кустиком пропали.



8. Включение в систему знаний и повторение.

-Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно?

-Где можем применить полученные знания?

-Хорошо. Давайте поработаем со следующим заданием.



Записаны слова: чашка, чулан, частый, шиповник, ищу, пушистые, животное, часовой, тащу, стрижи, щука.

Распределите эти слова в три столбика: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

-Проверим. Кто объяснит выполнение задания?

Проверка проходит фронтально.

-Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упражнений полученные знания.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-С какими затруднениями на уроке столкнулись?

-Какую цель ставили?

-Как пишутся буквосочетания ЧУ-ЩУ?

-Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ – повесьте красное яблоко. Если у вас есть сомнения – жёлтое. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас большие затруднения – зелёное.

10. Домашнее задание.

У кого созрели красные яблоки – дома сочините рифму с изученными буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, у кого жёлтые и зелёные – вам необходимо выполнить упражнение 21.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ