Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

г.Челябинска
























Патриотическое воспитание на уроках русского языка
статья (обобщение опыта работы).

























Автор: Шеина Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №13
г. Челябинска, высшей категории











Челябинск, 2013

Патриотическое воспитание подрастающего поколения наряду с обучением является главной задачей современной школы, которая должна реализовываться ею в повседневной работе – классной и внеклассной. Нужно воспитывать так молодежь, чтобы она со всем юношеским пылом полюбила свою страну, полюбила ее не только сознанием, но и всеми пятью чувствами человека.

Быть патриотом – это значит любить свою Родину, уважать многонациональный народ и его славное историческое прошлое, ценить его культуру, любить свой родной язык, природу своей страны и ее несметные богатства, в том числе созданные трудом людей.

Патриотические чувства формируют печать, радио, телевидение, участие самих подростков в деятельности страны.

Немалое влияние на воспитание патриотических чувств своих детей оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию систематически с I по XI класс, концентрируя все источники влияния на учащихся. Каждый учебный предмет должен внести свой вклад в дело воспитания патриотических чувств учащихся. Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи.

Русский язык также располагает определенными возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

  1. Формировать у детей любовь и преданность Родине;

  2. Развивать у них любовь и уважение как к своему, так и народам других стран, героическому прошлому нашей страны;

  3. Воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;

  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

  5. Формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее;

Как известно, на уроках учащихся воспитывают содержание предмета, деятельность учащихся на уроке, а также личность учителя и методы, применяемые им.

В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников: во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в начале каждого учебного года и специальная тема «Общие сведения о языке», завершающая школьный курс русского языка в 9 классе. Во-вторых, дидактический материал, используемый для целей обучения: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, а также темы сочинений и темы для составления предложений.

Общие сведения о языке и функциях русского языка в современном мире создают условия для формирования любви и уважения к русскому языку как языку великого русского народа и одному из международных языков, во-вторых, уважения к другим языкам и народам – их носителям.

Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, любовь к родной природе, гордость героическими и трудовыми подвигами простых людей.

Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические темы (составление тематических словариков, подбор художественных и публицистических текстов патриотического содержания, запись рассказов героев войны и труда, и т.п.), который используется на уроках.

Обогащение словарного запаса школьников общественно-политической лексикой расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины, о величайших свершениях нашего народа. Задача учителя состоит в том, чтобы одновременно пробудить у учащихся чувство гордости за дела народа и желание активно участвовать в жизни нашей великой страны.

Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к общественно-политическим явлениям жизни нашей страны.

В курсе русского языка V-IX классов можно выделить два этапа работы над воспитанием патриотизма.

На первом этапе (V-VII классы) происходит подготовительная работа по накоплению языкового материала, второй этап (VIII-IX классы) предполагает формирование умений в связном изложении рассуждать на общественно-политические темы, носящие обобщенный характер.

Главным делом ребят школьного возраста является учеба. Воспитание правильного отношения к учебе через отрицательный пример мы находим в работе по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Многие тексты также служат воспитанию нравственных начал: честности и взаимопомощи (изложение по рассказу А. Гайдара «Совесть»), чуткости и отзывчивости к чужому горю («Из письма М. Горького»), трудолюбия («Из письма М. Горького сыну»). Сюда же относятся упражнения на материале пословиц о труде, о нравственных правилах и т.д.

В учебник V-VI класса включено около 20 текстов под общей рубрикой «Отечество мое», прямо направленных на сознание величия нашей Родины, воспитывающих чувство гордости за дела и свершения человека. Среди этих текстов много таких, которые рисуют малые и большие уроки нашей Родины, показывают их красоту или значение в жизни страны (см. текст К. Паустовского «Мещера», стих Л. Татьяничевой «Урал», «Дон», «Сахалин» и др.)

Многие из этих текстов представляют образцы публицистического стиля, эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него умений передавать личное отношение к высказанному, на усвоении разнообразной общественно-политической лексики.

Особое значение для воспитания гордости за нашу Родину имеют тексты о защите Отечества (см. тексты К. Ваншенкина «Минское шоссе», А. Коваля – Волкова «Носите ордена», «Город-герой Тула», «Город-герой Москва», «Город-герой Волгоград» и др.) Из этих текстов ученики не только узнают о подвиге народа в Великой Отечественной войне, но и в силу эмоционального их воздействия проникаются мыслью о том, что защита Отечества – первейшая обязанность гражданина.

Сочинения в VII классах также дают возможность учащимся поработать над построением связных высказываний на темы общественно-политической жизни «Люби и охраняй природу», «Книга – друг и учитель человека» и др.

Это еще не сочинения-рассуждения, но они привлекают внимание учащихся к явлениям общественной жизни через конкретные факты ее проявления, такие, которые доступны учащимся данного возраста.

Обучение в VIII-IX классах (второй этап воспитания патриотизма) ставит учащихся на новую ступень. На первый план выступает задача научить школьников строить связное публичное высказывание, раскрывающее общественно-политическое понятие.

Учебник и «Дидактический материал для VIII-IX классов дают богатый материал для бесед на общественно-политические темы.

Важно при этом использовать словарную работу, предлагаемую в учебнике большое количество слов, выделенных рамками для запоминания, относится к общественно-политической лексике: президиум, президент, специальность, профессия, традиция, секретарь, плакат, кандидат, депутат, конгресс, мировоззрение, девиз, дискуссия…

Эти и многие другие слова, предназначенные для орфографической работы, составляют тот лексический план, который будут использовать школьники в своих сочинениях на патриотические темы.

Непосредственно связаны с воспитанием школьников и тексты в упражнениях других разделов курса. Это описание памятника, (я даю описание «Орленка»), о бережном отношении к природе, о профессии строителей, своими руками преобразовывающих землю и мн.др.

Все эти тексты позволяют повторить сведения о типах высказываний (повествование, описание, рассуждение), функциональных стилях речи (научном, деловом, публицистическом), учат на образцовых примерах построению текстов разных стилей и типов речи.

Для описания могут быть использованы темы, в которых выражается идея сочинения: «Родина помнит своих героев», «Они отстояли Родину», «Их имена и дела бессмертны», «Человеку по работе воздается честь» и т.д.

Все эти темы требуют раскрытия одной из сторон патриотизма – любви к Родине.

При работе над этими сочинениями ученики собирают нужный материал из разных источников: из учебников русского языка, литературы, истории, из художественных произведений, биографии знаменитых людей. Немаловажный источник информации для сочинений – краеведческая работа, различные внеклассные мероприятия (школа смотрела) к/ф «Сталинград», учащиеся написали отзывы, которые были опубликованы в школьной газете «Лестница».

Итак, мы видим, что воспитание любви и преданности к Родине заложено в самой программе по русскому языку, а уроки русского языка превращаются в средство воспитания активной личности.



Список использованной литературы



  1. Конституция Российской Федерации М., 2012.

  2. Ладыженская Т.А. О чем хотят писать в своих сочинениях школьники 4-11 классов. М., 2003.

  3. Павлов И.П. Темы и содержание сочинений учащихся II-XI классов городских и сельских школ. М., 2006.

  4. Иванова Э.В. Экзаменационное сочинение на патриотическую тему в восьмом классе. – Русский язык в школе, 1975, № 6 с 121-124.

  5. Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А. и др. Учебник русского языка для 5,6,7 кл. М. «Просвещение», 2012.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ