Подготовка к ЕГЭ по текстам Лихачева
ТЕКСТ 1
(1) В моем школьном образовани__ был один очень существенный (не)достаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий (впрочем, домашние письменные работы все же иногда выполняли, но задавали их редко). (2) Классные работы писать было нельзя. (3) В годы моих последних классов зимой школа не отапливалась, мы сидели в пальто, в варежках (с)верх перчаток, и учителя время от времени заставляли нас согреваться: мы вставали, (по)кучерски взмахивали руками и били в ладоши. (4) Наступало оживление. (5) А домашние задания то(же) было делать трудно, да и проверять их учителям было тяжело. (6) Вечерами преподаватели не сидели дома – пр__рабатывали лекциями, за которые платилось иногда провизией (слово продукты в значени__ «провизия» тогда еще не было в употреблени__).
(7) (В)общем, когда я появился в университет__, я с трудом мог в письменной форме изл__жить свои мысли. (8) Хотя я и написал две дипломные работы, но изл__же(н,нн)ы они были детским языком и бе__помощны по композиции. (9) Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. (10) Было такое впечатление, что каждое предложение жило самостоятельно. (11) Логическое повествование не складывалось.
(12) И вот сразу же по окончани__ университета я решил учиться писать, и систему пр__думал сам.
(13) (Во)первых, что(бы) язык мой был богатым, я читал книги, с моей точки зрения хорошо написа(н,нн)ые, и делал из этих книг выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.
(14) (Во)вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. (15) Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», то есть не останавливаясь. (16) Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи – речь устная. (17) Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обраще(н,нн)ый к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. (18) И как(то) быстро стало получаться. (19) Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраже(н,нн)ые мысли.
(20) (В)последстви__, когда я поступил в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) – это было в 1938 г. – и мне поручили для «Истории культуры Древней Руси» написать главу о литературе XI–XIII вв., она мною была написа(н,нн)а как «стихотворение в прозе». (21) Далось мне это очень (не)легко. (22) На даче в Елизаветине я переписывал текст от руки не менее десяти раз. (23) Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все же снов__ садился переписывать и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. (24) Я читал текст (в)слух и (про)себя, отрывками и целиком, проверял кусками и логичность изл__жения (в)целом. (25) К великому моему сожалению, текст моей главы был сильно испорчен в печатном издании правкой редакторов. (26) И все же первую свою Государственную премию я получил в числе очень (не)многих именно за участие в «Истории культуры Древней Руси».
ВАРИАНТ 1
1. Выпишите из текста все слова с пропущенными буквами и нераскрытыми скобками. Объясните их правописание.
2. Выпишите из предложения 17 слова, употребленные в переносных значениях.
3. Выполните словообразовательный разбор слов по-кучерски (предложение 3), переписка, улучшение (предложение 23).
4. Укажите частеречную принадлежность слов еще (предложение 6), (с) трудом (предложение 7), каждое (предложение 10), очень (предложение 21).
5. Выпишите из предложений 17–19 все местоимения, укажите их разряды.
6. Выпишите из предложений 3–6 все словосочетания с типом связи примыкание.
7. Выпишите из предложений 7–13 все составные именные сказуемые, укажите способы их выражения.
8. Укажите верную грамматическую основу предложения 18:
а) как-то стало получаться;
б) стало получаться;
в) быстро стало получаться;
г) как-то быстро стало получаться.
9. Выпишите из предложения 3 однородные члены вместе с определяемыми словами. Обозначьте их синтаксическую функцию.
10. Выпишите из предложений 1–6 грамматические основы односоставных предложений. Укажите их типы.
11. Укажите тип придаточной части в предложении 19.
12. Составьте схему предложения 3.
13. Выполните пунктуационный анализ предложения 13.
14. Объясните постановку скобок в тексте.
15. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ВАРИАНТ 2
1. Выпишите из текста все слова с пропущенными буквами и нераскрытыми скобками. Объясните их правописание.
2. Выпишите из предложения 13 слово, употребленное в переносном значении.
3. Выполните словообразовательный разбор слов оживление (предложение 4), прирабатывать (предложение 6), вслух (предложение 24).
4. Укажите частеречную принадлежность слов сверх (предложение 2), иногда (предложение 6), вот (предложение 12), впоследствии (предложение 20).
5. Выпишите из предложения 23 все местоимения, укажите их разряды.
6. Выпишите из предложений 21–24 все словосочетания с типом связи примыкание.
7. Выпишите из предложений 7–13 все составные именные сказуемые, укажите способы их выражения.
8. Укажите верную грамматическую основу предложения 25:
а) текст главы был испорчен;
б) текст испорчен редактором;
в) текст был испорчен редактором;
г) текст был испорчен.
9. Выпишите из предложения 17 однородные члены вместе с определяемыми словами. Обозначьте их синтаксическую функцию.
10. Выпишите из предложений 5–9 грамматические основы односоставных предложений.
Укажите их типы.
11. Укажите тип придаточной части в предложении 10.
12. Составьте схему предложения 13.
13. Выполните пунктуационный анализ предложения 17.
14. Объясните постановку скобок в тексте.
15. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ТЕКСТ 2
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
(1) Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. (2) Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество, и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. (3) Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. (4) Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. (5) Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. (6) Как вы считаете?
(7) В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.
(8) Точка отсчета. (9) Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. (10) И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. (11) Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. (12) А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.
(13) Способы различные, но для каждого что-то доступно. (14) Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. (15) У каждого есть такая возможность.
(16) Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. (17) Творчество тоже можно творить. (18 Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. (19) Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. (20) Вот это и есть творчество. (21) Творчество – оно беспрерывно. (22) Так что жизнь – это и есть вечное созидание. (23) Человек рождается и оставляет по себе память. (24) Какую он оставит по себе память? (25) Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. (26) И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
ВАРИАНТ 1
1. Выпишите из предложений 18–19 слова, употребленные в переносных значениях.
2. Подберите антонимы к словам созидательный (предложение 2), индивидуально (предложение 3), повышать (предложение 9), различный (предложение 13), подозрительность (предложение 19).
3. Выполните словообразовательный разбор слов разнообразно, способность (предложение 5), решение (предложение 4), окружающие (предложение 11).
4. Выпишите из предложения 25 все местоимения. Укажите их разряды.
5. Укажите частеречную принадлежность слов пока, нужно, так, обижена (предложение 1).
6. Выпишите из предложения 20 грамматическую основу.
7. Выпишите из предложения 5 грамматические основы. Укажите типы сказуемых и способы их выражения.
8. Выпишите из предложений 16–19 вводные словосочетания. Какое значение они передают?
9. Выпишите из предложений 3–5 все словосочетания с типом связи примыкание. Укажите в них главные слова и частеречную принадлежность зависимых слов.
10. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании уровень счастья (предложение 7).
11. Укажите тип придаточной части в предложении 25.
12. Укажите верную характеристику предложения 7:
а) сложное с придаточными определительным и сравнительным;
б) сложное с придаточными определительным и меры и степени;
в) сложное с придаточными определительным и причины;
г) сложное с придаточными определительным и условия.
13. Составьте схемы предложений 11 и 14. Укажите типы придаточных частей.
14. Выполните пунктуационный анализ предложения 16.
15. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ВАРИАНТ 2
1. Выпишите из предложения 19 существительное-омоним. Приведите контексты, доказывающие его омонимичность.
2. Подберите синонимы к словам созидательный (предложение 2), способность, устремление (предложение 5), легко (предложение 11), различный (предложение 13).
3. Выполните словообразовательный разбор слов человечество (предложение 12), подозрительность, молчание (предложение 19), беспрерывно (предложение 21).
4. Выпишите из предложений 7–9 все местоимения. Укажите их разряды.
5. Укажите частеречную принадлежность слов только (предложение 25), очень, важно, какую (предложение 26).
6. Выпишите из предложения 22 грамматическую основу.
7. Выпишите из предложения 14 грамматические основы. Укажите типы сказуемых и способы их выражения.
8. Выпишите из предложений 1–5 вводные словосочетания. Какое значение они передают?
9. Выпишите из предложений 9–12 все словосочетания с типом связи примыкание. Укажите в них главные слова и частеречную принадлежность зависимых слов.
10. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании аура добра (предложение 18).
11. Укажите тип придаточной части в предложении 26.
12. Укажите верную характеристику предложения 25:
а) сложное с придаточным цели, осложненное однородными дополнениями и вводным предложением;
б) сложное с придаточным цели, осложненное однородными обстоятельствами и вводным предложением;
в) сложное с придаточным условия, осложненное однородными дополнениями и вводным предложением; г) сложное с придаточным причины, осложненное однородными обстоятельствами и вводным предложением.
13. Составьте схемы предложений 2 и 16. Укажите типы придаточных частей.
14. Выполните пунктуационный анализ предложения 11.
15. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ТЕКСТ 3
ПРО КАРЬЕРИЗМ
(1) Человек с первого дня своего рождения развивается. (2) Он устремлен в будущее. (3) Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. (5) И как быстро он овладевает своим положением в жизни. (6) Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.
(7) Потом отроком и юношей он тоже учится.
(8) И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. (9) Зрелость. (10) Надо жить настоящим...
(11) Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. (12) Движение идет по инерции. (13) Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. (14) Содержание, подлинное содержание утрачено. (15) Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. (16) Это и есть карье ризм. (17) Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.
ВАРИАНТ 1
1. Объясните абзацное членение текста.
2. Выполните морфемный разбор слов развивается (предложение 1), разрушительного (предложение 2), положением (предложение 11).
3. Выполните словообразовательный разбор слов устремленность (предложение 15), карьеризм (предложение 16), беспокойство, нестерпимый, окружающие (предложение 17).
4. Выпишите из предложений 5–8 все служебные части речи.
5. Выпишите из предложения 5 все словосочетания. Укажите в них главные и зависимые слова, тип подчинительной связи.
6. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложении 8.
7. Укажите тип сказуемого и способ его выражения в предложении 14.
8. Среди предложений 6–10 найдите односоставные (в том числе в составе сложных). Укажите их типы.
9. Составьте схему предложения 11.
10. Выполните пунктуационный анализ предложений 3 и 13.
11. Как вы понимаете значение слов карьеризм, карьерист? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором раскройте свою точку зрения.
ВАРИАНТ 2
1. Объясните выделение абзацев.
2. Выполните морфемный разбор слов научается, понимая (предложение 3), стремился (предложение 8).
3. Выполните словообразовательный разбор слов будущее (предложение 2), знания (предложение 8), зрелость (предложение 10), разгон, овладение (предложение 17).
4. Выпишите из предложений 11–13 все служебные части речи.
5. Выпишите из предложения 11 все словосочетания. Укажите в них главные и зависимые слова, тип подчинительной связи.
6. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложении 3.
7. Укажите тип сказуемого и способ его выражения в предложении 2.
8. Среди предложений 7–12 найдите односоставные (в том числе в составе сложных). Укажите их типы.
9. Составьте схему предложения 8.
10. Выполните пунктуационный анализ предложений 15 и 17.
11. Как вы понимаете значение слов карьеризм, карьерист? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором раскройте свою точку зрения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ