Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе по русскому языку в 9 классе
Пугаева Наталья Леонидовна
МБОУ «СОШ №23» г. Абакан
Учитель русского языка и литературы
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
Задачи урока:
Повторить приемы сжатия текста.
Научить применять приемы сжатия текста на практике.
Повторить особенности публицистического текста.
Познакомить с текстом на литературную тему.
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации. Наш урок – это урок развития речи. Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
II. Актуализация полученных ранее знаний.
Постановка цели и задач урока.
- Запишем в тетрадях по развитию речи сегодняшнюю тему урока: Сжатое изложение публицистического текста.
Повторение теоретических знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
- Вы знаете, что на экзамене по русскому языку вам предстоит прослушать текст и написать по нему сжатое изложение. Поэтому сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. Давайте вспомним, что нам известно и ответим на следующие вопросы:
- С какими приёмами сжатия текста мы познакомились ранее?(Исключение, обощение, упрощение).
-Давайте вспомним и потренируемся.
Исключение. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
После сжатия. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
-Что сделали? (Исключили 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.)
Обобщение. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
После сжатия. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Упрощение. Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
После сжатия. Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
- Текст, который нам предстоит сжать, относится к публицистическому стилю.
Давайте назовем особенности публицистического стиля речи. Какова задача данного стиля?
(Передача информации, воздействие на читателей или слушателей; Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной проблемой.)
- Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)
- Какие жанры публицистики вам известны?
(Газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст (слоган)
- Как правильно сжать текст?
Обратимся к нашим памяткам, записанным в тетрадь для подготовки к ГИА.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
- определите количество абзацев, ключевые слова;
- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
-Что такое микротема? (-Микротема – это тема части текста, его фрагмента. Вместе микротемы передают основное содержание текста.)
III. Работа с текстом
1. - Сейчас вы прослушаете текст в первом прочтении и запишите микротемы. Напомню, что на экзамене текст будет прослушиваться 2 раза.
Прослушивание аудиозаписи текста.
2. -Определите тему текста (Роль языка в жизни общества).
- Определите идею текста. (Нужно учиться правильной и интеллигентной речи).
-Как можно озаглавить текст? Почему вы так считаете?
- Сколько микротем можно в нем выделить?
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.
2
Сильный человек силён своим благородством и великодушием.
3
Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь –важнейшее свойство личности.
3. Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте (каждому выдаются распечатки). Приложение.
Полный текст
Сжатый текст
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, –человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачёву) 136 слов
Проверка по абзацам. Учащиеся зачитывают свои варианты сжатого текста.( Проверка на слайдах презентации)
Работа с критерием ИК2. Взаимопроверка и выставление баллов.
Выставление оценок.
IV. Рефлексия. (2-3 минуты)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
Домашнее задание: применив разные приемы сжатия, сжать предложенный на листочках текст по абзацам.
Использованные материалы:
1. Цыбулько И.П. , Зверева Е.Н. ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов). - Национальное образование, 2014.
2. http://festival.1september.ru/articles/644728/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ