ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ 7 Класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новоалтайска Алтайского края»
ПРОЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ
РАЗРАБОТЧИК
Наталья Владимировна Гузей,
учитель русского языка и литературы
Тема: ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ
Тип урока: усвоение нового материала
Цель: создать условия для формирования лингвистической, коммуникативной компетенций через освоение понятия о деепричастии как самостоятельной части речи, развитие умения разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастиями, что будет способствовать воспитанию осознанного отношения к языку как духовной ценности.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» под редакцией С.Н.Пименовой.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация
Целеполагание, планирование
Реализация целей
Контроль
Рефлексия
Домашнее задание
- На доске записаны слова, определите, какой частью речи они являются?
Инструкция, благородный, миллион, тобой, чудесно, учреждение, рассчитывать, подпрыгивая, одиннадцать, задумавшись, любящий, сэкономить, секунда.
- Какие слова вызвали затруднение в определении части речи?
- На какую часть речи похожи эти слова?
- Хотели бы узнать, что это за часть речи? Это - деепричастие!
Запишите тему урока.
- Обсудите в паре: что хотели бы узнать о деепричастии, т.е. поставьте цель урока.
Учитель записывает цели учащихся на доске
Дать понятие о деепричастии.
Уметь отличать деепричастие от других частей речи.
Каковы морфологические признаки деепричастия?
- Можно ли считать эти вопросы планом урока?
- Что может помочь в решении поставленных целей?
- Рассмотрим опорный материал в «Практике» на стр. 80.
- Что такое основное действие и добавочное действие? На какие вопросы отвечаю эти слова? Чем выражены?
- Работа в паре. Сформулируйте определение «Деепричастие – это…»
- Как вы думаете, почему эта часть речи имеет такое название?
- Обратимся к этимологическому словарю Н.М.Шанского и запишем в тетради.
- Действительно, деепричастие – это форма, которая обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
- Обратимся к «Теории». Познакомьтесь с параграфами 141 и 142. Работая в 4-ах, составьте кластер/таблицу/схему, чтобы можно было ответить «Что такое деепричастие?»
- Выполнение упр. 215 на отработку основного и добавочного действия. Подчеркнуть эти слова как члены предложения.
- Выполнение упр. 217. Выборочное задание на умение находить в тексте деепричастия. Выпишите в столбик деепричастия, запишите, от каких глаголов они образованы.
- Возьмем на заметку: вид должен совпадать!
- Как вы находили деепричастия?
- В «Практике» на стр. 83 есть для вас подсказка.
- Какой морфемный показатель есть у деепричастий?
- Самостоятельная работа. Из упр. 218 распределите слова из каждого предложения таким образом:
Основ. действ.
Добавочное действие
Глагол, от кот. образовано деепричастие.
обновляет
…….
торжествуя
…..
торжествовать
……..
Самопроверка (ключи на обратной стороне доски)
- «Верное/ неверное утверждение». Учитель читает утверждение, учащиеся используют сигналы: карандаш, ручка («да» +; «нет» -)
Деепричастие – самостоятельная часть речи (+)
Деепричастие изменяется по падежам
У деепричастия можно определить спряжение
Отвечает на вопрос что делая? (+)
В предложении является дополнением
Это неизменяемая часть речи (+)
Деепричастие имеет вид (+)
Деепричастие объединяет свойства глагола и наречия (+)
Деепр. имеет суффиксы –ущ-, -ющ-
В предложении является обстоятельством (+)
- Продолжите предложение «Я сегодня на уроке познакомился…...и узнал, что….», «На уроке мне было …..»
- Чтобы закрепить свои знания дома, предлагаю выполнить упр. 222 (устно), 223 (пис.), 220 (доп. задание) и обратиться за помощью к параграфам 141,142.
Фронтальный опрос
Подпрыгивая, задумавшись.
На глагол
Записывают число, тему «Понятие о деепричастии»
Работа в паре.
Учащиеся проговаривают цель.
Учебник «Теория», опорный материал в «Практике», словари.
Работают с опорным материалом
Ответы учащихся
Проговаривают друг другу, затем вслух.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся записывают: «Термин М.Смотрицкого (17 в.) дее-(от деять –«делать») и существительного причастие». Причастный к действию.
На отдельных листах составляют опорный материал, затем защищают.
Деепр.
глагол наречие
- доб. действие - неизмен.
- что делая? - как? каким
что сделав? образом?
- возвратность
- вид - обстоятельст.
Выполняют №215 (1 -ое предложение –устно, 2-4 – письменно, затем объясняют)
Один ученик у доски.
хватаясь – хвататься (несов.в.)
рискуя – рисковать (несов. в.)
приподнявшись – приподняться (сов.в.) и т. д.
Ответы учащихся.
Работают с опорным материалом на стр. 83.
Суффиксы –а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-.
Выполнение №218, самопроверка, оценивание.
Слушают, соглашаются или нет.
Ответы учащихся
Записывают домашнее задание
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ