ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ 7 Класс

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новоалтайска Алтайского края»











ПРОЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ















РАЗРАБОТЧИК

Наталья Владимировна Гузей,

учитель русского языка и литературы







Тема: ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ

Тип урока: усвоение нового материала

Цель: создать условия для формирования лингвистической, коммуникативной компетенций через освоение понятия о деепричастии как самостоятельной части речи, развитие умения разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастиями, что будет способствовать воспитанию осознанного отношения к языку как духовной ценности.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» под редакцией С.Н.Пименовой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация





























Целеполагание, планирование



















Реализация целей



































































































Контроль



















































Рефлексия









Домашнее задание

- На доске записаны слова, определите, какой частью речи они являются?

Инструкция, благородный, миллион, тобой, чудесно, учреждение, рассчитывать, подпрыгивая, одиннадцать, задумавшись, любящий, сэкономить, секунда.

- Какие слова вызвали затруднение в определении части речи?

- На какую часть речи похожи эти слова?

- Хотели бы узнать, что это за часть речи? Это - деепричастие!

Запишите тему урока.





- Обсудите в паре: что хотели бы узнать о деепричастии, т.е. поставьте цель урока.

Учитель записывает цели учащихся на доске

  1. Дать понятие о деепричастии.

  2. Уметь отличать деепричастие от других частей речи.

  3. Каковы морфологические признаки деепричастия?



- Можно ли считать эти вопросы планом урока?

- Что может помочь в решении поставленных целей?



- Рассмотрим опорный материал в «Практике» на стр. 80.



- Что такое основное действие и добавочное действие? На какие вопросы отвечаю эти слова? Чем выражены?

- Работа в паре. Сформулируйте определение «Деепричастие – это…»



- Как вы думаете, почему эта часть речи имеет такое название?





- Обратимся к этимологическому словарю Н.М.Шанского и запишем в тетради.



- Действительно, деепричастие – это форма, которая обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.



- Обратимся к «Теории». Познакомьтесь с параграфами 141 и 142. Работая в 4-ах, составьте кластер/таблицу/схему, чтобы можно было ответить «Что такое деепричастие?»













- Выполнение упр. 215 на отработку основного и добавочного действия. Подчеркнуть эти слова как члены предложения.





- Выполнение упр. 217. Выборочное задание на умение находить в тексте деепричастия. Выпишите в столбик деепричастия, запишите, от каких глаголов они образованы.

- Возьмем на заметку: вид должен совпадать!

- Как вы находили деепричастия?

- В «Практике» на стр. 83 есть для вас подсказка.

- Какой морфемный показатель есть у деепричастий?



- Самостоятельная работа. Из упр. 218 распределите слова из каждого предложения таким образом:

Основ. действ.

Добавочное действие

Глагол, от кот. образовано деепричастие.

обновляет

…….

торжествуя

..

торжествовать

……..

Самопроверка (ключи на обратной стороне доски)

- «Верное/ неверное утверждение». Учитель читает утверждение, учащиеся используют сигналы: карандаш, ручка («да» +; «нет» -)

  • Деепричастие – самостоятельная часть речи (+)

  • Деепричастие изменяется по падежам

  • У деепричастия можно определить спряжение

  • Отвечает на вопрос что делая? (+)

  • В предложении является дополнением

  • Это неизменяемая часть речи (+)

  • Деепричастие имеет вид (+)

  • Деепричастие объединяет свойства глагола и наречия (+)

  • Деепр. имеет суффиксы –ущ-, -ющ-

  • В предложении является обстоятельством (+)

- Продолжите предложение «Я сегодня на уроке познакомился…...и узнал, что….», «На уроке мне было …..»



- Чтобы закрепить свои знания дома, предлагаю выполнить упр. 222 (устно), 223 (пис.), 220 (доп. задание) и обратиться за помощью к параграфам 141,142.









Фронтальный опрос











Подпрыгивая, задумавшись.



На глагол



Записывают число, тему «Понятие о деепричастии»





Работа в паре.

Учащиеся проговаривают цель.















Учебник «Теория», опорный материал в «Практике», словари.



Работают с опорным материалом



Ответы учащихся



Проговаривают друг другу, затем вслух.



Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся записывают: «Термин М.Смотрицкого (17 в.) дее-(от деять –«делать») и существительного причастие». Причастный к действию.







На отдельных листах составляют опорный материал, затем защищают.

Деепр.

Пример:





глагол наречие

- доб. действие - неизмен.

- что делая? - как? каким

что сделав? образом?

- возвратность

- вид - обстоятельст.



Выполняют №215 (1 -ое предложение –устно, 2-4 – письменно, затем объясняют)



Один ученик у доски.

хватаясь – хвататься (несов.в.)

рискуя – рисковать (несов. в.)

приподнявшись – приподняться (сов.в.) и т. д.

Ответы учащихся.

Работают с опорным материалом на стр. 83.



Суффиксы –а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-.



Выполнение №218, самопроверка, оценивание.



















Слушают, соглашаются или нет.





























Ответы учащихся









Записывают домашнее задание









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ