Текст публичной защиты исследовательского проекта как один из видов творческого речевого продукта обучающегося

Текст публичной защиты исследовательского проекта

как один из видов творческого речевого продукта обучающегося



Тема нашего исследования «Новые названия профессий на рынке труда г. Нижневартовска».

Я б в пиарщики пошла,

Супервайзером была б,

Дилером и маклером,

ЛУЧШИМ мерчендайзером…

Только вот одна беда –

Непонятны те слова!

Меняется жизнь – появляются новые профессии – обновляется язык.

Актуальность исследования объясняется необходимостью истолкования новых названий профессий и оказания помощи моим ровесником в выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Наша цель – описать новые названия профессий, используемых в рекламе трудовых вакансий г. Нижневартовска.

Задачи исследования:

выявить новые названия профессий в перечне нижневартовских вакансий;

описать их основные тематические группы;

и определить способы образования;

Объектом исследования являются новые названия профессий, зафиксированные в текстах современной печатной и Интернет-рекламы о вакансиях на рынке труда г. Нижневартовска.

В качестве предмета изучения рассматриваются структурно-семантические особенности названий новых профессий, их появление и функционирование в языке рекламы.

Материал для анализа извлекался методом сплошной выборки из газет «Ярмарка», «Местное время», «Варта», «Заработай» и с электронных сайтов: местного центра занятости, rabota-nv.ru, avito.ru, nizhnevartovsk.hh.ru.

Картотека исследования включает 97 словарных карточек.

Гипотетически мы предположили, что новые названия профессий являются важным средством, отражающим изменения, происходящие как в самом языке, так и в жизни общества в целом.

В работе мы использовали методы анализа, сравнения, обобщения и классификации, метод сплошной выборки языкового материала.

Научная новизна заключается в исследовании не привлекавшегося раньше языкового материала печатных и Интернет-объявлений о вакансиях Нижневартовска; в создании тематической классификации и исследовании структурно-семантических аспектов новой лексики.

Практическая значимость в том, что материалы могут использоваться для создания словарей разных типов и текстов рекламы кадровой прессы. Я выступила перед шестиклассниками на уроке русского языка по теме «Способы образования новых слов» и рассказала ребятам 8-9 классов на занятиях по предпрофильной подготовке о новых профессиях, появившихся на рынке труда нашего города, чтобы помочь им не запутаться в незнакомых названиях.

Весь языковой материал мы классифицировали по следующим тематическим группам.

Профессии нефтяной и газовой промышленности

Финансовая, банковская, экономическая и коммерческая деятельность.

Профессии, связанные с организацией производства и контролем за деятельностью компаний.

IT-технологии, Интернет и сфера оргтехники

Сфера предоставления услуг.

Наиболее интересными нам показались названия следующих профессий: интерпретатор скважин, брокер, коллектор, маклер, трейдер. торговый дилер, дистрибьютор, промоутер, кассир-операционист, мерчендайзер, аналитик, аудитор, куратор заказов, логист, маркетолог, IТ-специалист, сервис-мЭнЭджер, заправщик картриджей, веб-дизайнер, модератор, сушист, бАрмен, вИзовый мЭнЭджер, крупье, аниматор, визуализатор, тату-мастер, аварийный комиссар.

Затем мы сформулировали определение каждой профессии, например:

Супервайзер – сотрудник, ответственный за производительность труда и другие действия небольшой рабочей группы, в нефтяной организации он выполняет обязанности мастера.

Логист — специалист, который занимается организацией и управлением материально-техническим обеспечением предприятия, его товарно-материальними запасами, информационными и финансовами ресурсами.

Бесспорным лидером по частоте употребления в текстах печатной рекламы является слово менеджер – это наемный профессиональный управляющий, администратор предприятия, фирмы, банка и др.; предприниматель в профессиональном спорте, шоу-бизнесе

.

Следующий этап – изучение способов образования новых наименований профессий.

Суффиксальное образование остается актуальным. Самые продуктивные и традиционно используемые суффиксы: -ист, -щик /-чик, реже используются -ант, -ор, -ер(-ёр).

Основные модели суффиксального образования названий профессий представлены на слайде. 15 слов из нашей коллекции образованы по модели: имя сущ. + суффикс ист, например: программист, визажист, флорист, логист.

Слово супервайзер образовано приставочным способом.

В картотеке нашего исследования встречаются следующие сложные наименования: турменеджер, турагент, авто и фитодизайнер. Вторая часть таких сложных слов может употребляться самостоятельно: дизайнер, менеджер. Наиболее частОтными на страницах рекламы являются сложные слова с первой частью авто, менеджер, повар, продавец, водитель, например, автотонировщик, менеджер-аналитик

Встречаются слова с компонентом -лог: маркетолог, косметолог.

Аббревиация – еще один способ образования новых наименований профессий. Чаще аббревиатуры входят в состав первой части сложного слова: IT – специалист, PR-агент, WEB-дизайнер.

Многокомпонентные названия состоят из имени существительного, представляющего собой родовое наименование, и дополнительных лексических элементов, указывающих на объект деятельности, сферу профессиональных интересов, место работы, например: заправщик картриджей, продавец выходного дня, креативный директор.

Мы выявили, что 37% названий профессий рынка труда г. Нижневартовска образованы суффиксальным способом. С помощью сложения появилось 22% наименований профессий, доля составных названий - 21%. Самым малочисленным способом является аббревиация, которая составляет 8% названий.


В целом, обзор теории и анализ языкового материала позволили сделать следующие выводы:

наибольшее количество новых названий профессий появляются преимущественно в активно развивающихся на сегодняшний момент областях: в экономике и финансах, торговле, рекламе, сфере услуг и связаны с менеджментом предприятий, организацией маркетинга, новыми технологиями, Интернетом. Практически не изменяются и не пополняются наименования, обозначающие традиционные рабочие профессии. Семантическая классификация показала, что большинство - 51% - новых названий профессий связаны с предоставлением услуг и экономической деятельностью.

Новые названия профессий возникают под воздействием запроса рекламного текста, который должен разнообразно подавать материал, делая рекламное сообщение ярким, образным, выразительным.

Среди новых слов исследованного корпуса лексики особенно значительную часть, до 60%, по данным нашей картотеки, составляют заимствования, в основном из американского варианта английского языка.


Вообще родители советуют мне стать финансовым аналитиком, педагоги рекомендуют выбрать профессию валеолога, а для меня в выборе будущей профессии главным является все-таки не модное название, а дело, которое по душе. Я давно мечтаю стать стюардессой!


Благодарю за внимание.

Я готова ответить на ваши вопросы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ