Природа родного края (Урок развития речи в 9 классе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»











Природа родного края

(Урок развития речи в 9 классе)















Учитель русского языка

и литературы

Чижикова Татьяны Ивановна



2013

г. Исилькуль

Омской области

Урок развития речи в 9 классе на тему:

«Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края»



Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи, как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.

Задачи урока:

- научить собирать и систематизировать материал для сочинения;

- осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;

- развивать речевую культуру учеников, память;

- прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, мультимедийная установка, презентация картин местных художников, изображающих природу родного края; книги местных авторов, фотовыставка «Природа родного края».

Предварительная подготовка: создание презентаций на темы «Природа родного края на картинах местных художников», «Природа в Исилькульском районе», подборка стихотворений исилькульских поэтов



Ход урока:

I. Организационный момент

- Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.

- Цель урока - подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос

«Почему мы любим родную природу?».

(Оформление тетрадей)

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы работали над упражнением №148

- Прочитайте текст этого упражнения. Какова его основная мысль? Как эта мысль раскрывается в предыдущем тексте упр. 147? (Отношение человека к природе родного края определяет его как личность. Природа вдохновляет людей на создание произведений искусства, помогает раскрыть их талант)

III. Анализ текста-рассуждения

- Но прежде чем самим написать сочинение о при роде родного края, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.

- Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.

На доске опорный план-схема.

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.

Обратимся к тексту упражнения.

- За что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).

- Найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.

-Как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?

-Назовите односоставные предложения? Какова их роль?



IV. Индивидуальные сообщения

- Посмотрите, как изображают родную природу наши местные художники

(Презентация 1).

- И послушаем, как воспевают родную природу поэты. (Учащиеся читают стихи местных поэтов)

Представление презентации с фотографиями на тему «Природа в Исилькульском районе» (Презентация 2)



V. Чтение собственных стихотворений

- Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса пробуют писать стихи. Послушаем их.

Осень.

С ветки сорвался жёлтый лист,

Его унёс безумный ветер.

Осень шепнула вслед: «Смирись!

Глупый, хотел дождаться лета?

Оно не скоро, ты же слышишь,

Птицы прощаются надолго.

Их крик тоскливый тише, тише…

Исчезнет клин за горизонтом.

И снова лишь серое небо.

В разрывах туч не видно света.

А ветер… Песни поёт ветер

О тёплых днях, о снах, о лете».

Гиль Татьяна



VI. Работа над планом сочинения.

Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе - определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:



- основной тезис соответствовал теме сочинения;

- доказательства были убедительными;

- части рассуждения – тесно связанными;

- выводы чётко сформулированными.



Запишите план в тетрадь.

План.

I. Людям свойственно любить родную природу.

II.Аргументы:

1) это место, где мы родились и выросли;

2) многообразие животного и растительного мира;

3) источник поэтического и художественного вдохновения;

4) такие разные времена года.

III.Природа - источник радости и счастья.



VII. Орфографическая и пунктуационная работа.

Запись слов и выражений, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

- Какие предложения по структуре вы употребите в своей работе?

- Назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении - рассуждении?

VIII. Работа над сочинением

Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

X. Домашнее задание.

Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.







Список использованной литературы:

  1. Русский язык. Учебник для 9 класса. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – М. «Просвещение»

  2. Сборник стихотворений исилькульских поэтов «Первоцветы»











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ