Программа элективного курса "Практическая орфография" 9 класс
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по УР Директор школы
учителей гуманитарного цикла
протокол № _____ ___________________ ___________________
«___» ________200__ г. «___» ________200__ г. «___» ________200__ г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Предпрофильная подготовка
учащихся 9-х классов
Программа элективного курса
по русскому языку
«Практическая орфография»
Автор: учитель русского языка и литературы
Корнеева Наталья Юрьевна
Оленегорск – 2009
Содержание.
1.
Пояснительная записка.
с. 3
2.
Цели и задачи курса
с. 3
3.
Планируемые результаты курса.
с. 4
4.
Учебно-тематический план.
с. 5
5.
Календарно – тематическое планирование курса.
с. 6
6.
Используемая литература для учителя и учащихся.
с. 8
7.
Приложение (анкеты для начинающих обучение и закончивших обучение на курсе).
с. 9
Пояснительная записка.
Изучение русской орфографии – самого сложного раздела русского языка – всегда вызывает большие затруднения у обучающихся. Программа по русскому языку * предлагает изучение орфографии до 7-го класса (в 8-м и 9-м классах при изучении синтаксиса дети сталкиваются с частичным повторением орфографии). Поэтому, элективный курс «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успешно подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку. Курс также рекомендуется тем обучающимся 9 – го класса, которые интересуются языком, не равнодушны к окружающему их миру, и имеют желание грамотно выразить себя в слове.
На практических занятиях курса обучающимся будет полезно иметь Рабочую тетрадь для 9 класса. 1-ую часть.** Пособие предназначено для организации повторения, закрепления и проверки знаний по орфографии.
Цель данного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по орфографии за курс 5 – 7-х классов.
Задачи данного курса:
Развить умения применять теоретические знания на практике.
Расширить познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.
Совершенствовать орфографическую грамотность.
Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку.
_________________________________________________________
* Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
** Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса. Повторение изученного ранее (Орфография). В 3-х ч. Ч.1.- М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2006.
Планируемые результаты курса.
Учащиеся будут знать:
что изучает орфография.
основные орфографические правила каждого раздела орфографии:
правописание морфем;
слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв;
правила переноса слов;
правила графического сокращения слов.
Учащиеся будут понимать:
что русская орфография представляет собой систему правил правописания;
суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).
Учащиеся будут уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Учащиеся приобретут навык:
оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.
Учебно – тематический план (34 часа)
№ п/п
Наименова-ние раздела
Наименование
темы
Всего часов
Форма занятий
Теория Практика
1.
Краткие сведения из истории русской орфографии.
1
Беседа, анкетирование
(0,5 часа)
Выполнение тестовой работы
(0,5 часа)
2.
ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ
Правописание корней
4
Лекция
(1 час)
Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте,
тест (3 часа)
3.
Правописание приставок
2
Лекция
(0,5 часа)
Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.
(1,5 часа)
4.
Правописание суффиксов
12
Лекция
(4 часа)
Работа с упражнениями печатной тетради,
тест, анализ орфограмм в тексте, алгоритм ответа на поставленный вопрос, групповая работа (8 часов)
5.
Правописание окончаний
5
Лекция
(2 часа)
Практикум, работа с упражнениями печатной тетради.(3 часа)
6.
Написания, требующие различения морфем
1
Лекция
(0,5 часа)
Работа с упражнениями печатной тетради.
(0,5 часа)
7.
Правописание слов с Ь и Ъ
1
Лекция
(0,5 часа)
Работа с упражнениями печатной тетради.
(0,5 часа)
8.
СЛИТНЫЕ, ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ
Различение морфемы и слова
4
Лекция, беседа. (1 час)
Работа с упражнениями печатной тетради,
анализ орфограмм, практикум. (3 часа)
9.
Написание сложных слов
2
Лекция,
(0,5 часа)
Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий
(1,5 часа)
10
УПОТРЕБ-ЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ БУКВ
Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов.
1
Практикум по сопоставлению слов.
Работа с упражнениями печатной тетради.
(1 час)
11
Итоговое занятие.
1
Беседа, анкетирование (0,5 часа)
Выполнение тестовой работы. (0,5 часа)
12
Итого:
34
11
23
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
Особые
отметки
1.
Анкетирование обучающихся, начинающих заниматься на курсе.
Краткие сведения из истории русской орфографии.
ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ
2.
Корень
Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов. Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов.
Правописание корней с чередованием гласных.
3.
Правописание Е или Э в заимствованных словах.
Правописание Ы или И в корне после приставки.
4.
Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов.
Правописание парных звонких и глухих в корнях слов.
5.
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов. Правописание удвоенных согласных в корнях слов.
6.
Приставка
Правописание неизменяемых на письме приставок. Правописание приставок на 3—С.
7.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
8
Суффикс
Суффиксы имён существительных
Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных со значением лица.
9.
Правописание буквенного сочетания -ИЧК- и -ЕЧК- в существительных.
Правописание буквенного сочетание -ИНК- и -ЕНК- в существительных.
10
Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных со значением уменьшительности.
Правописание суффиксов -ЕЦ- и -ИЦ- в существительных со значением уменьшительности.
11.
Суффиксы имён прилагательных
Правописание суффиксов -ИВ- и -ЕВ- в прилагательных.
12.
Правописание суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
13.
Образование степеней сравнения прилагательных и написание суффиксов.
14.
Суффиксы глаголов
Правописание суффиксов -Е- и -И- в глаголах с приставкой
ОБЕЗ- (ОВЕС-). Правописание суффиксов -ОВА- (-ЕВА) и -ЫВА- (-ИВА) в глаголах.
15.
Суффиксы причастий
Образование причастий и написание суффиксов. Правописание Н и НН в полных прилагательных и причастиях. Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастий.
16.
Суффиксы наречий
Правописание суффиксов -О и -А в наречиях.
17.
Суффиксы разных частей речи
Правописание Н и НН в наречиях на -О (-Е) и существительных.
18.
Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в суффиксах слов разных частей речи.
19.
Правописание соединительной гласной в сложных словах,
первая часть которых образована от числительных.
20.
Окончание
Окончания существительных
Правописание окончаний -Е и -И в существительных.
21.
Правописание окончаний в именах существительных с уменьшительными суффиксами -УШК- (-ЮШК-), -ЫШК-(-ИШК-).
Правописание окончаний в существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ-
22.
Окончания прилагательных и причастий
Правописание окончаний в прилагательных и причастиях.
23.
Окончания глаголов
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.
24.
Окончания в словах разных частей речи
Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в окончаниях
слов разных частей речи.
25.
Написания, требующие различения морфем
Правописание О и Е после шипящих и Ц. Правописание ЦЫ и ЦИ в словах.
26.
Правописание слов с Ь и Ъ
Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание Ь после шипящих. Правописание разделительных Ъ и Ь.
СЛИТНЫЕ. ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ
27.
Различение морфемы и слова
Различение на письме приставки НЕ- и частицы НЕ.
Различение на письме приставки НИ-, частицы НИ и союза НИ.
28.
Правописание НЕ и НИ в оборотах речи.
29.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Различение приставки и предлога.
30.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Различение союза и созвучного сочетания слов.
31.
Написание сложных слов
Образование сложных существительных и их написание. Образование сложных прилагательных и их написание.
32.
Слитное или дефисное написание слов с ПОЛ-.
Слитное или раздельное написание числительных.
Употребление дефиса в словах разных частей речи.
УПОТРЕБЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ БУКВ
33.
Употребление прописной буквы в словах.
Употребление строчной буквы в словах.
Правила переноса слова.
34.
Итоговое занятие.
Анкетирование учащихся, окончивших курс.
Используемая литература.
Для учителя.
1. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост.
Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2002.
2. ЕГЭ – 2007: Русский язык. Репетитор/ И.П.Цыбулько, С.И.Львова. – М.:
Просвещение, ЭКСМО, 2007.
3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. «Современная русская орфография». М.:
«Высш.школа», 1976.
4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. «Интенсивный курс русского языка». М.: «Прометей», 2000.
Шишкин Е. «Пишите без ошибок». М.: «Рольф», 2001.
Для учащихся.
1. «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой (пособие для учащихся) / Под ред. проф. Н.Н.Алгазиной. М.: «Просвещение», 1996.
2. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». Минск, «Народная Асвета», 1964.
3.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. «Слитно или раздельно?»: (Опыт словаря-справочника): Ок. 82000 слов. М.: «Русский язык», 1988.
А Н К Е Т А
для начинающих обучаться на курсе
«Практическая орфография».
Почему ты выбрал этот курс? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие трудности ты испытываешь на уроках русского языка? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, поможет ли тебе рекомендованная учителем 1-я часть печатной «Рабочей тетради по русскому языку» Г.А.Богдановой на курсах? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Чему ты хочешь научиться, посещая данный элективный курс? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А Н К Е Т А
для окончивших курс обучения
«Практическая орфография».
Полезен ли был для тебя курс? _____________________________________________________________________
Чему ты научился за это время? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оправдались ли твои ожидания? Если да, объясни. ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оказалась ли тебе полезной печатная тетрадь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратитесь с рекламным обращением к тем, кто еще не выбрал этот курс.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ