Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс
Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.
Министерство образования и науки Мурманской области
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рабочая программа
учебного предмета “Русский язык”
8 класс
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Корнеева Н.Ю.
Оленегорск – 2008
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения. При составлении программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2008 году», методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».
Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
сбалансированное развитие устной и письменной речи;
формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе -формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.
Цели и задачи учебной дисциплины
Главной его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
основные нормы русского литературного языка;
словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь
опознавать единицы синтаксиса;
проводить анализ словосочетаний предложений;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии ГОСа НРК:
культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
В том числе на:
уроки
развитие речи
контрольные работы (указать вид (тест, диктант, анализ текста и др.))
сочинения (аудиторные; домашние)
изложения (подробные; сжатые; выборочные)
1.
Русский язык в современном мире.
1
1
2.
Повторение изученного в 5-7-х классах
8
5
2 (аудиторные)
1 (диктант с грамматическим заданием)
3.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
6
6
4.
Простое предложение.
3
2
1(домашнее)
5.
Двусоставные предложения.
8
6
2 (домашнее;
аудиторное
6.
Второстепенные члены предложения
9
6
1 (домашнее)
2 (тренировка публичных выступлений)
7.
Односоставные предложения
12
10
1(аудиторное)
1 (диктант с грамматическим заданием)
8.
Простое осложненное предложение
12
9
2 (выборочное)
1 (диктант с грамматическим заданием)
9.
Предложения с обособленными членами
20
15
2(аудиторное)
1 (зачет),
2 (контрольный диктант)
10.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
10
7
2(аудиторный
диспут)
1 (контрольный
диктант)
11.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
8
6
1(диалог)
1(итоговый тест)
12.
Повторение и систематизация изученного
5
4
1 (подробное)
Итого:
102
77
14
3
8
Календарно – тематическое планирование
Дата
Тема урока
Педагогические средства
Дидактическая модель обучения
Вид деятельнос-ти учащихся
Русский язык в современном мире.
рассказ, работа с книгой, беседа
объясни-тельно-иллюстра-тивная
индиви-дуальная, групповая
2.
Повторение изученного в 5 - 7-х классах.
Пунктуация и орфография.
тренинг, прохождение материала быстрым темпом
репродук-тивная
парная, групповая
3.
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
4.
Знаки препинания в сложном предложении.
5.
Буквы -н- - -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
6.
Повторение написания не с существительными, прилагательными, наречиями на –о(-е), глаголами и глагольными формами, числительными.
7.
РР Сочинение в форме письма.
работа с памяткой,
текстом
объясни-тельно-иллюстра-тивная,
индивиду-альная
8.
РР Сочинение в форме письма.
9.
Контрольный диктант. (По теме «Повторение в начале учебного года»)
контроль
репродук-тивная
фронталь-ная проверка
10.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично поисковая
групповая
11.
Текст как единица синтаксиса.
12.
Предложение как единица синтаксиса.
13.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
14.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
15.
Синтаксический разбор словосочетаний.
16.
Простое предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
17.
Интонация. Интонационные средства.
18.
РР Описание памятника культуры.
работа с
текстом
объяснительно-иллюстративная,
индивиду-альная
19.
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее.
работа с учебником
объяснительно-иллюстративная,
частично поисковая
групповая
20.
РР Сочинение – описание по картине И.Шевандровой «На террасе».
работа с памяткой и
картиной
объяснительно-иллюстративная,
индивиду-альная
21.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
работа с учебником
объяснительно-иллюстративная,
групповая
22.
РР Сочинение на тему «Чудный собор» по материалам текста упр.101.
работа с
текстом
объяснительно-иллюстративная,
индивиду-альная
23.
Составное глагольное сказуемое.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
24.
Составное именное сказуемое.
25.
Тире между подлежащим и сказуемым.
26.
Тире между подлежащим и сказуемым.
27.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
28.
Определение.
29.
Приложение. Знаки препинания при нем.
30.
РР Знакомство с понятием «Риторика». Основные приемы ораторской речи. (упр.128, 131)
беседа, работа с учебником, тренировочные задания
репродук-тивная,
творческая
индивиду-альная, групповая
31.
РР Совершенствование навыков устной речи. Тренировка публичных выступлений.(упр.212)
32.
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
33.
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.
34.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
35.
РР Характеристика человека.
беседа
творческая
индивиду-альная
36.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
репродуктивная,
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
индивиду-альная, групповая
37.
Назывные предложения.
38.
Определенно-личные предложения.
39.
Определенно-личные предложения.
40.
Неопределенно-личные предложения.
41.
Безличные предложения.
42.
Безличные предложения.
43.
РР Рассуждение на тему «Слово делом крепи» (по упр.207)
беседа
творческая
индивиду-альная
44.
Неполные предложения.
работа с учебником, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
45.
Синтаксический разбор односоставного предложения.
проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
46.
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
контроль
репродук-тивная
фронтальная
47.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».
контроль
репродук-тивная
фронтальная проверка
48.
Простое осложненное предложение
Понятие об осложненном предложении.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
49.
Понятие об однородных членах.
50.
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
51.
РР Написание изложения - сравнительной характеристики
(по упр.238 – 242).
организация совместной учебной деятельности
поисковая
групповая,
индивиду-альная
52.
РР Написание изложения - сравнительной характеристики
(по упр.238 – 242).
53.
Однородные и неоднородные определения.
работа с печатными тетрадями
объяснительно-иллюстра-тивная
групповая
54.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
работа с учебником, печатными тетрадями
объяснительно-иллюстра-тивная
групповая
55.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
работа с учебником, печатными тетрадями
объяснительно-иллюстра-тивная
групповая
56.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
проблемные задания
репродук-тивная
индивиду-альная
57.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
практикум
репродук-тивная
групповая
58.
Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами».
практикум
репродук-тивная
групповая
59.
Контрольный диктант.
контроль
репродук-тивная
фронтальная проверка
60.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
61.
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.
62.
Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.
63.
Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.
64.
Обособление согласованных приложений.
65.
Обособление согласованных приложений.
практикум
репродук-тивная
групповая
66.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.
67.
Обобщение изученного по теме.
практикум, проблемные задания
репродук-тивная
групповая
68.
РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди» (упр.281).
организация совместной учебной деятельности
поисковая
групповая,
индивиду-альная
69.
РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди».
70.
Контрольный диктант.
контроль
репродук-тивная
фронтальная проверка
71.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
работа с учебником, печатными тетрадями
объясни-
тельно-
иллюстра-тивная
групповая
72.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
практикум
репродук-тивная
групповая
73.
Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».
практикум, проблемные задания
репродук-тивная
групповая
74.
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
75.
Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
76.
Обособление уточняющих членов предложения.
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
практикум
репродук-тивная
групповая
77.
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.
практикум
репродук-
тивная
групповая
78.
Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»
контроль
репродук-тивная
индивиду-альная
79.
Контрольный диктант.
контроль
репродук-тивная
фронтальная проверка
80.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
Обращение. Назначение обращения.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
81.
Обращение и знаки препинания при нем.
82.
Вводные слова и знаки препинания при них.
83.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
84.
Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.
85.
Вставные конструкции.
86.
РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)
организация совместной учебной деятельности
поисковая
групповая,
индивиду-альная
87.
РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)
88.
Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
89.
Контрольный диктант.
контроль
фронтальная
индивиду-альная
90.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
91.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.
работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания
объяснительно-иллюстративная, частично поисковая
групповая
92.
Предложения с косвенной речью.
93.
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
94.
Цитаты и знаки препинания при цитировании.
проблемные задания
частично поисковая
индивидуальная, групповая
95.
РР Диалог. Рассказ.
беседа
творческая
групповая
96.
Итоговая тестовая работа.
контроль
репродук-тивная
фронтальная проверка
97.
Анализ итогового теста.
работа над ошибками
поисковая
групповая
98.
Повторение и систематизация изученного
Синтаксис и морфология.
тренинг, прохождение материала быстрым темпом
репродуктивная
парная, групповая
99.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.
100.
РР Подробное изложение с элементами описания (по упр.443)
работа с текстом
поисковая
индивиду-альная
101.
Синтаксис и орфография.
тренинг,
прохождение материала быстрым темпом
репродук-тивная
групповая
102.
Подведение итогов года.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено на основе Программы по русскому языку (авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).
Учебник Русский язык. 8 класс. Авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: «Просвещение», 2008.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. В 2-х частях. Авт. Г.Богданова. Изд-во «Генжер», 2007.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
материалы портала «Русское слово», сайта «Википедия», материалы ЦОР.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ