ПРОГРАММА факультативного курса «Живой язык» 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайнская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 ___________________ _______________
от «___»_________
Рук. ШМО_________ «___»_____________г. «___»_________г.
П Р О Г Р А М М А
факультативного курса
«Живой язык» 7б класс
Автор – составитель: Мизёва А.В.,
учитель русского языка и литературы
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс по русскому языку «Живой язык» предназначен для учащихся 7-х классов разного уровня усвоения учебного материала и рассчитан на 17 часов. Он позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Цель факультативного курса – совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
Повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5 – 7 классы, систематизировать и обобщить полученные знания.
Совершенствовать универсальные учебные действия.
Заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком.
Совершенствовать орфографические, пунктуационные, коммуникативные навыки учащихся
Формы работы: сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
Основные методы и приёмы:
- лекция;
- беседа;
- создание учебной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- решение тестовых задач;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- работа на компьютере;
- написание диктантов
Ожидаемые результаты:
В конце изучения программы факультативного курса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за 5 – 7 классы и применять их на практике;
- повысить орфографическую и пунктуационную грамотность;
- уметь пользоваться всеми типами словарей, справочной литературой;
- уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Дорога к письменности (1ч)
Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать цели и задачи факультативного курса, понимать важность занятий для развития общей культуры, грамотности и коррекции знаний по русскому языку
-уметь вести диалогическую и монологическую речь, аргументировать свой ответ, решать тестовые задачи
Орфография как раздел науки о языке (1ч)
Основные принципы русской орфографии. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Ударение-волшебник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
- уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Коварные словарные слова (1ч)
Запомни, как писать! Орфографический словарь - наш главный помощник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Проверь себя. Тест№1 (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
- уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Опасные согласные (1ч)
Непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. Понятие о непроизносимых согласных. Сочетания согласных звуков: вств, здн, нтск, стл, стн и др. Правила проверки непроизносимых согласных. Слова – исключения. Лишний согласный в слове. Исторические изменения в слове. Буква щ и сочетания согласных: шч, жч, сч, зч, здч. Анализ состава слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данной теме, определения морфем,
- уметь видеть и находить орфограмму, подбирать проверочное слово, объяснять орфограмму, пользоваться словарём, составлять алгоритмы решения данных задач, решать тесты;
- видеть непроизносимую согласную в слове;
- уметь подбирать проверочное слово;
- знать слова-исключения;
- уметь анализировать морфемный состав слова;
- стремиться избегать орфографических ошибок;
- повышать орфографическую грамотность
Слитно, раздельно, через дефис (1ч)
Самостоятельные части речи. Частица НЕ. Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, наречиями на –о, -е, причастиями и деепричастиями. Трудные случаи. Дефисное и слитное написание сложных слов
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данным темам, отрицательное значение частицы НЕ, двойное отрицание, части речи, их морфологические признаки
- уметь видеть орфограмму, применять правило, определять часть речи, видеть противопоставление с союзом, работать с текстом, справочной литературой, составлять опорные схемы и конспекты, пользоваться алгоритмом решения данной задачи, решать тестовые задания различных типов;
- уметь различать части речи;
- знать и понимать правила написания частицы НЕ с разными частями речи;
- уметь применять правила на практике;
- развивать орфографическую грамотность
Сколько –Н- писать? (1ч)
а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем; б) в отглагольных частях речи.
Самостоятельные части речи. Наречие. Имя прилагательное. Отглагольные прилагательные. Причастия. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н, НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Краткие прилагательные и причастия. Н, НН в наречиях.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данным темам, смысловое значение суффиксов, части речи, слова с «ложными» суффиксами, краткие формы прилагательных и причастий
- уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи, приводить примеры на данную орфограмму, подбирать аргументы, формулировать выводы, находить и использовать информацию, решать тестовые задания различных типов;
- знать и понимать правила написания н, нн в различных частях речи;
- уметь различать части речи;
- уметь выполнять морфемный анализ слова;
- уметь применять правила на практике;
- совершенствовать орфографическую грамотность
Как «справиться со сложными словами»? (1ч)
Сложные слова. Имена существительные, прилагательные, наречия. Иноязычные слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
- уметь применять изученные правила на практике
Проверь себя. Тест№2 (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
- уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
История образования и правописания числительных (1ч)
Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории числительных, правила написания и склонения числительных
- уметь правильно употреблять в речи числительные, разграничивать разряды числительных, грамотно писать имена числительные
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) (1ч)
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Правописание местоимений.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории местоимений, правила написания и склонения местоимений
- уметь правильно употреблять в речи местоимения, разграничивать разряды местоимений, грамотно писать
Орфографические головоломки (1ч)
Орфографический словарь – наш помощник. Орфографические задачи, тесты, ребусы, кроссворды. Занимательная орфография.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся
- уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
- углубить знания по теории;
- видеть в слое безударную гласную;
- уметь правильно подбирать проверочное слово;
- уметь пользоваться орфографическим словарём;
- осознавать причины своих орфографических ошибок;
- совершенствовать и развивать орфографическую грамотность
Приставки-труженицы (классификация приставок) (1ч)
На –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную
б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. Морфемика. Важность морфемного анализа слова. Приставки. Правописание приставок пре-, при-. Правописание слов, близких по звучанию слов с приставками пре-, при-. Заимствованные слова с пре-, при-.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данным темам, морфемы в слове, изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, значение приставок
- уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги, применять правила на практике, различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. владеть навыками работы с книгами, справочной литературой, словарями;
- различать морфемы в слове;
- знать и понимать правила написания приставок;
- уметь определять значение приставки и лексическое значение слова;
- развивать орфографическую грамотность;
- пользоваться орфографическими словарями
Кто командует корнями? (1ч)
а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных
Развитие орфографической грамотности. Несколько простых советов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Подготовительные тренинги. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Причины ошибок. Орфографические словари. Чередование А – О. Корни: гар/гор, зар/зор, кос/кас, клан/клон, лаг/лож, мак/мок, равн/ровн, плав/плов, раст/ращ/рос, скак/скоч, твар/твор. Слова – исключения. Чередование Е – И. Корни: бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит. Слова - исключения
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся
- уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
- углубить знания по теории;
- видеть в слое безударную гласную;
- уметь правильно подбирать проверочное слово;
- уметь пользоваться орфографическим словарём;
- осознавать причины своих орфографических ошибок;
- совершенствовать и развивать орфографическую грамотность
Проверь себя. Тест№3. (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
- уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Суффиксы - большие молодцы (1ч)
а) существительных; б) прилагательных; в) глаголов; г) причастий; д) наречий. Морфемика. Части речи. Отличительные признаки частей речи. Синтаксическая роль.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать теоретический материал по данным темам, словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий
- уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи
Путешествие в страну русского языка (1ч)
Итоговое занятие. Значение орфографии в жизни современного человека.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п
Название тем курса
Все
го
ча-
сов
Лекц
Прак
Форма организации деятельности учащихся
Форма контроля
Формы организации самостоятельной работы
1
Введение. Дорога к письменности.
Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.
1
0,5
0,5
Лекция. Фронтальная беседа.
Сообщение
Работа в библиотеке
2.
Орфография как раздел науки о языке.
Основные принципы русской орфографии. Тайны фонемы.
1
0,5
0,5
Индивидуальная и парная работа
(Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта)
Словарный диктант
Составление словарного диктанта
3
Коварные словарные слова.
1
0,5
0,5
Работа в группах
Словарный диктант
Составление словарного диктанта
4
Проверь себя. Тест№1.
1
1
Индивидуальная работа
Разноуровневый тест
5
Опасные согласные.
1
0,5
0,5
Групповая и индивидуальная работа
(Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты)
Тест
Составление алгоритма
6
Слитно, раздельно, через дефис.
1
0,5
0,5
Фронтальная и парная работа
(Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты)
Тест - тренажёр (ИКТ)
Составление опорной таблицы
7
Сколько Н писать?
1
0,5
0,5
Групповая и индивидуальная работа
(Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему)
Сочинение на лингвистическую тему
Тест
8
Как «справиться со сложными словами»?
1
0,5
0,5
Фронтальная и парная работа
(Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты)
Творческая работа
Создание презентации
9
Проверь себя. Тест№2.
1
1
Индивидуальная работа
Разноуровневый тест
10
История образования и правописания числительных.
1
0,5
0,5
Групповая работа
(Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями)
Тест - тренажёр (ИКТ)
Анализ текста
11
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
1
0,5
0,5
Индивидуальная и парная работа
Словарный диктант
Подготовка сообщения
12
Орфографические головоломки.
Орфографический словарь – наш помощник
1
1
Работа в группах
Выступления с орфографическими задачами
Подбор орфографических головоломок
Работа в библиотеке и Интернете
13
Приставки-труженицы (классификация приставок)
1
0,5
0,5
Фронтальная и парная работа
(Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; анализ текста)
Тест - тренажёр (ИКТ)
Составление теста
14
Кто командует корнями?
1
0,5
0,5
Индивидуальная и групповая работа
Деловая игра
Составление презентации
15
Проверь себя. Тест№3.
1
1
Индивидуальная работа
Тест
16
Суффиксы-большие молодцы.
1
0,5
0,5
Индивидуальная и групповая работа
(Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста)
Словарный диктант
Анализ текста
17
Путешествие в страну русского языка.
1
1
Групповая работа
Игра
Литература для учителя
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Литература для обучающихся
1. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,
Просвещение.,1997
2. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001
3. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М.,
«Русское слово», 2004 год;
3. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей [Текст]. – М.:
Аванта-Плюс, 2001.
Мизёва А.В.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ