Первый этап работы над сочинением на ГИА – анализ формулировки темы

И.Н. ДОБРОТИНА,

г. Москва


Первый этап работы над сочинением на ГИА – анализ формулировки темы


1


Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему – непростая задача, здесь требуется целенаправленная работа по формированию лингвистической компетенции, коммуникативных умений учащихся. Среди распространенных недостатков сочинений-рассуждений можно назвать


ориентацию автора сочинения на краткий пересказ содержания текста (фрагмента), представленного для анализа;

расширение или сужение темы высказывания, уход от предложенной темы, перегруженность высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы;

бедность словаря учащихся, ошибки в выборе средств для выражения мысли.


Одна из причин, как нам кажется, – недостаточная или вовсе отсутствующая работа над самой темой сочинения.

Написание школьного сочинения должно начинаться с анализа формулировки темы.

Анализ поможет ученику осознать основной круг вопросов, которые нужно раскрывать в сочинении, определить основную мысль (идею) будущего текста, спланировать ход аргументации и т.д. Можно сказать, что формулировка темы сочинения является прообразом, компрессией будущего текста.

На раннем этапе обучения сочинению, еще в начальной школе, формулировки тем в основном совпадают с предметом речи в будущем тексте («Мой самый счастливый день», «Мой домашний питомец») и не вызывают сложностей у учащихся.

В старших классах умение осознать, понять тему считается сформированным, хотя темы сочинений в значительной степени усложняются и часто представляют развернутое высказывание. Такой заголовок (в форме развернутого высказывания) требует анализа его структуры и содержания.

В формулировке темы сочинения можно выделить несколько компонентов.

Обязательный компонент – основная часть формулировки, называющая предмет речи и/или его признак.

Рассмотрим пример: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”». (А.А. Реформатский)

В первом же предложении указан предмет речи – местоименные слова, местоимения, названа их особенность – вторичные слова и их функция в речи – слова-заместители.

Второе предложение содержит развернутую метафору, для понимания которой все же лучше дать цитату без сокращений: «Местоименные слова в языках независимо от их появления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота». (Реформатский А.А. Введение в языковедение.)

Вторую часть высказывания можно расценить как факультативный элемент, она раскрывает мысль о вторичности местоимений по сравнению с той частью речи, которую они замещают.

К необязательным (факультативным) компонентам формулировки темы сочинения могут относиться:

1) ограничитель того материала, который должен стать основой будущего сочинения, например: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Б.В. Шергин) Учащийся должен отметить в работе именно синтаксические особенности, с помощью которых передан диалог, реплики персонажей. Речь в сочинении может идти о неполных предложениях, использовании простых неосложненных предложений;

2) указание на автора цитаты, которая является заголовком сочинения, актуализирует фоновые знания учащегося об авторе цитаты и может влиять на содержание будущего сочинения, например: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д.С. Лихачёв)

Хорошо, если ученики вспомнят тот факт, что Д.С. Лихачёв был активным защитником культуры, нравственности и духовности.

Темы сочинений могут быть представлены в виде простых предложений разной структуры, в виде сложных предложений, в том числе сложных синтаксических конструкций, текстовых фрагментов.

Высказывание может быть построено на антитезе с акцентом на вторую часть высказывания: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е.В. Джанджакова) Размышляя над этим высказыванием, учащийся определяет: «что сказано» – предмет речи, «как сказано» – какие языковые средства выбрал автор. Речь может идти о лексических средствах (выбор синонимов, антонимов, эпитетов), синтаксической синонимии для точного выражения мысли.

В высказываниях вторая часть бессоюзного сложного предложения может раскрывать, пояснять мысль, представленную в первой части: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (И.А. Гончаров)

Использование парцелляции также позволяет акцентировать внимание на второй части высказывания: «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л.В. Успенский)

Высказывание может быть построено при по- мощи вопросно-ответной формы: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (А.А. Реформатский)

Развернутая метафора в первой части высказывания может находить свое объяснение-расшифровку во второй части: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». (М.В. Панов)


2


После подготовительной части приведем упражнения и фрагменты текстов, которые могут стать материалом, иллюстрирующим содержание фразы: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (А.А. Реформатский)


В сочинении ученики должны отразить следующие содержательные элементы:

1) что такое местоимение как часть речи: самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте;

2) функции местоимений в предложении и тексте: устранение лексического повтора, средство связи, выражение дополнительного оценочного значения.


Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения он, она, оно, они и притяжательные его, ее, их. В любом тексте если не второе, то третье, четвертое предложение обязательно связывается с предыдущим при помощи этих местоимений. Например:


Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.

И потом он встречал ее в городском саду и на сквере по нескольку раз в день. Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой. (А.П. Чехов. «Дама с собачкой»)


В качестве средств межфразовой связи используются и другие местоимения. Так, указательное местоимение это может соединять и два предложения, и два семантико-синтаксических целых; оно может относиться и ко всему тексту, особенно если им начинается произведение:


На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»)


Указательное местоимение такой (такая, такое) в отличие от местоимения это имеет дополнительное оценочное значение.


Когда же ощупью добрался до бани, стоявшей в ельнике, дождь обрушился на землю с такой силой, что, как в детстве, стали мелькать страшные мысли о потопе. (И.А. Бунин. «Деревня»)


Определительное местоимение все выполняет функцию, близкую той, в которой оно выступает внутри одного предложения при однородных членах. В сочетании с указательным местоимением это (всё это) определительное местоимение все также относится ко всей предыдущей или последующей части текста:


С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню, и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами. И тотчас все эти вещи, деревянные плечики с платьем, кружевные платки, синие шелковые туфли на распялках и поясок – все это посыпалось на пол, и Наташа всплеснула освободившимися руками. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)


Местоимение в речи говорящего может быть главной, определяющей его характеристикой. Так, употребление неопределенных или отрицательных местоимений говорит о неуверенности говорящего или о стремлении все отрицать. Местоимение может дать представление о стиле автора, иногда авторское использование местоимений того или иного разряда позволяет выразить главную мысль текста. Приведем примеры использования местоимений в речи из материалов Национального корпуса русского языка.


Подробный стилистический анализ первого знакомства читателя с отрезанным носом завел бы слишком далеко, но и из приведенного ясно, что отрезанный нос превращен семантической (смысловой) системой фраз в нечто двусмысленное: «что-то» «плотное» (средн. род) «его, он» (очень частое местоимение, в котором всегда блекнут предметные, вещные признаки) «позволить носу» (одушевл.) (Ю.Н. Тынянов. «Об основах кино»)


И если Ахматова знает только местоимение ты, обращаемое женщиной к возлюбленному, и еще другое ты, обращенное к Богу, то Маяковский непрестанно горланит «эй вы», «вы, которые» «вы, вы, вы…» (К.И. Чуковский. «Ахматова и Маяковский»)


3


Материал для самостоятельной работы


Задание 1. Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу местоимения, определите их разряд. Подчерните те местоимения, которые служат для связи предложений в тексте.

Орион – это … величественное созвездие земного неба. … древние народы видели в … изображение великана – человека или зверя. Вавилоняне называли … Пастухом Небес, египтяне считали Царем Звезд, древние инду- сы видели в … скоплении звезд фигуру мощного красавца – оленя, а китайцы – белого тигра. Греки считали, что это изображение гигантского охотника, известного … по греческим мифам. В созвездии 120 ярких звезд, из которых … заметные – Ригель и Бетельгейзе. … хорошо видно в Северном и Южном полушариях Земли. В … небе Орион господствует зимой.

(Приводим пропущенные местоимения в том порядке, в каком они должны быть в тексте: самое, все, в нем, его, этом, нам, самые, его, нашем.)

Какие из вставленных вами местоимений являются неизменяемыми?


Задание 2. Прочитайте фрагмент, определите способ и средства связи предложений.

1) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. 2) Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. 3) Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. 4) Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. 5) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… (А.П. Чехов)


Предложения соединены между собой параллельной связью, то есть каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают… Они не бунтуют… Они болеют…. Средство связи – местоимение: люди – они.


Задание 3. Прочитайте текст.

1) Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. 2) Зиму простояла она безжизненной – ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. 3) Снег завалил ее снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумет. 4) Люди отводили от нее глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо. 5) Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы… (Фрагмент рассказа В.Распутина «Изба»)


Представим, что текст начинается с предложения «Зиму простояла она безжизненной…». Может ли указанное предложение стать первым в тексте? Нет, потому что нельзя сразу обозначить что-то как она, оно, это… Без обозначения в первом предложении абзаца предмета речи было бы непонятно, что именно заменяет местоимение.

Предложим подчеркнуть использованные местоимения, определить их разряд. Приходим к выводу, что все местоимения – формы личного местоимения она, которые заменяют существительное изба, заданное в первом предложении. В этом фрагменте текста местоимение, помимо функции замены существительного, выполняет еще и функцию соединения предложений 2–5 с зачином абзаца.


Задание 4. Прочитайте фрагмент сказки Л.Петрушевской «Самовар». Используя этот текст, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.А. Реформатского «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или прибегайте к цитированию.


1. Один самовар буквально бросили и забыли, так получилось.

2. Все лето этот самовар провел как гордость и украшение стола, слушал со всех сторон хвалебные речи и гордо пел свои песни каждый вечер в окружении чашек и блюдец, варенья и печенья…

3. Самовар был сверкающий, его нашли на чердаке и так начистили, что он выглядел как зеркало, причем кривое зеркало, перед которым хотелось корчить рожи, и все вокруг самовара весело смеялись, пели, пили чай и рассказывали смешные истории, а дети устраивали целые спектакли вечерами, под звездным небом, и никто не боялся комаров, поскольку дым самовара их отпугивал.

4. Вот такой был этот самовар, гордость семьи, и внезапно его бросили и забыли. 5. Вдруг все вокруг опустело, щелкнул замок, заревел мотор – а самовар остался стоять на полке вместе с убогим старым чайником, мало того, с самовара впопыхах уронили крышечку, и он стоял без своей шапки, растерянный и обиженный.

6. Он бы заплакал, но перед отъездом его насухо вытерли полотенцем, и слез не было, да и краник ему крепко завернули, неоткуда было капать этим слезам.

7. Он, самое главное, не мог понять, за что с ним так обошлись, почему его так жестоко покинули.

8. Он бормотал:

Это я сам виноват, я никуда не гожусь. 9. Но дети тоже хороши! 10. Якобы они меня любили! 11. Якобы носили мне воду из родника в ведерочках и шишки из лесу! 12. Они это исключительно делали для себя, вот что. 13. Чтобы себе было лучше, а я дурак верил!

14. – Дурак, – соглашался старый чайник, – ты дурак.

15. – Конечно, – бубнил самовар, – они обо мне заботились, чистили меня речным песком. 16. Может, они не такие и плохие, это я, наверно, плохой. 17. Может быть, я надоел им со своими песнями, пел как дурак.

18. – Дурак, – соглашался чайник. – 19. Просто дурак ненормальный, что ты ноешь тут. 20. Нашел о чем ныть. 21. А я вот отдыхаю в кои-то веки, я радуюсь, что меня оставили в покое.

22. – Но какая-то ведь должна быть причина, что они меня разлюбили!

23. – Я думаю, ты не электрический, и все, – важно говорил чайник. – 24. Был бы ты электрический, тогда другое дело. 25. Тебя бы взяли в город. 26. Но ты не электрический...

27. – За это не бросают, – отвечал самовар, – они наоборот меня хвалили, что я кипячу чаек с дымком, отпугиваю комаров.

28. – Ты, медный лоб, чегой-то не дотумкиваешь! – говорил чайник. – 29. В городской квартире ты бы своим дымком всех придушил, как тех комаров.

30. – Да, в городе бы я не пригодился, – горевал самовар, – я простой, поэтому они меня бросили.

31. – Ты шишкоед деревенский, – твердил чайник, – был бы ты электрический, как я, а ты простой шишкоглот.

32. – Что мне делать, что мне делать, – стонал самовар. – 33. Слез нет, броситься мне, что ли, с полки вниз головой? 34. Это будет мой ответ им.

35. – Ага, – говорил чайник, – кто один раз упал, тот будет падать все ниже и ниже, как мой дядя чайник. 36. Он упал со стола, и тогда его бросили еще ниже, в поганое ведро, а потом ведро унесли и принесли уже пустое, и где теперь мой дядя чайник находится, неизвестно, да и никому не интересно. 37. Ведро такое поганое, говорит: «Со временем узнаете, а пока что не ваше дело». 38. Так что вот такой путь – опасная дорога.


4


Примеры сочинений


I. Лингвист А.А. Реформатский, рассуждая о местоимениях как части речи, писал: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».

Анализируя это высказывание, мы понимаем, что местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Так, например, местоимение этот (самовар) в предложении 2 указывает на предмет речи, который задан в первом предложении текста. Являясь указательным местоимением, согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

Частое использование личного местоимения он (он стоял, он бы заплакал, он бормотал) помогает избежать лексического повтора существительного самовар, определительное местоимение все словно объединяет тех людей, которые по вечерам собирались вокруг самовара, взрослых и детей, а отрицательное местоимение никто выступает как контекстуальный антоним в предложении 3.

Но использование только местоимений, без тех частей речи, которые они заменяют, сделало бы понимание текста затруднительным, поэтому знаменательные слова действительно являются «золотым фондом для местоимений», как метко заметил А.А. Реформатский.


Более кратко проиллюстрируем работу по анализу формулировки еще одной темы с опорой на текст Л.Петрушевской.


II. Анализ еще одного высказывания А.А. Реформатского «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.» можно начать с анализа структуры самого высказывания. Перед нами пример использования вопросно-ответной формы изложения.

В сочинении ученики должны отразить следующие содержательные элементы:

1) главная функция языка – общение (коммуникация);

2) синтаксис – раздел науки о языке, изучающий построение связной речи, те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию.


Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения. Единицы других уровней языка – фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии – участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

Важнейшая функция языка – это общение.

Мы обмениваемся мыслями, спорим, соглашаемся или договариваемся, используя различные по структуре предложения.

Именно предложения и словосочетания являются основными единицами синтаксиса. Словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Так, характеризуя героев сказки, автор отмечает, что самовар был сверкающий, а собеседник, с которым самовар ведет разговор, – старый чайник. Это помогает создать образы героев сказки.

Основную часть текста (предложения с 8 по 38) занимает диалог – общение, взаимодействие, в котором герои обмениваются мыслями и чувствами. Для выражения того, что тревожит героев, автор использует разные по структуре и интонации предложения: вопросительное (33), восклицательные (9–11).

Таким образом, именно синтаксис позволяет осуществлять коммуникативную функцию.


***

Безусловно, работа над сочинением на лингвистическую тему должна включать и работу над терминами и понятиями, являющимися ключевыми. Однако этап анализа и интерпретации формулировки темы сочинения является важнейшим в процессе создания самостоятельного текста.



Материал из журнала «Русский язык. Первое сентября» 2014 № 9 с. 54-59


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ