Конспект урока: Строение и значение словосочетания
Урок 22. Строение и значение словосочетания
Цели:
Дать понятие о структуре и значениях словосочетания; формировать умение находить главное и зависимое слово, ставить вопросы от главного слова к зависимому, правильно строить словосочетания с главным словом глаголом и существительным.
Развивать зрительную и слуховую память, умение анализировать, доказывать правильность своих ответов.
Воспитывать любовь к предмету, желание совершенствовать свои знания и умения; расширять словарный запас учащихся; развивать языковое чутье, эстетическое чувство, речевую культуру.
(Раздаточный материал: карточки с индивидуальным заданием (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
А). Фронтальный опрос.
-- Как называется раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение? Синтаксис.
-- Что такое пунктуация? Система знаков препинания и правила их употребления.
-- Что такое словосочетание? Словосочетание – соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
-- Чем словосочетание отличается от предложения? Словосочетание не имеет интонационной законченности.
-- Как могут быть связаны слова в словосочетании? По смыслу и грамм., только по смыслу.
--Что не будет являться словосочетанием? Гр.основа.
-- Расскажите о последовательности разбора словосочетания.
- Найти главное слово
- найти зависимое слово
- задать вопрос
- найти средства связи
- определить тип (тип определяется по значению).
Б). Упражнение 119 (вызвать к доске).
Карие глаза – коричневые нитки, морозное утро-холодный утюг, душный день – горячая печь, увлекательный рассказ – добродушный человек, лёгкая задача – воздушное платье.
Упр. 115 (взять на проверку несколько тетрадей).
3. Закрепление изученного материала.
А). Работа на карточках. (Приложение 1).
Б). Записать словосочетания. Графически обозначить главное и зависимое слово, поставить вопрос, указать ЧР слов в словосочетании.
Красный цветок, идти в школу, громко петь, собака лает(!), серебряная ложка, удивить маму, объединить в группу, первый жаворонок.
4. Сообщение темы урока, постановка целей, задач урока.
-- На прошлом уроке мы познакомились с разделом синтаксиса «Словосочетанием» и узнали, какая может быть связь слов в словосочетании. Нам осталось разобраться ещё с одним понятием. Сегодня на уроке мы будем изучать строение словосочетания, т.е. из каких слов (ЧР) состоят словосочетания. Итак, тема урока: «Строение и значение словосочетаний».
5. Изучение нового материала.
А). Актуализация опорных знаний (беседа).
-- -- Расскажите о последовательности разбора словосочетания.
- Найти главное слово
- найти зависимое слово
- задать вопрос
- найти средства связи
- определить тип (тип определяется по значению).
Б). Первичное ознакомление со строением словосочетания.
--Записать на доске 3 словосочетания.
Красная роза Смотреть телевизор Впереди всех
--Запишите в строчку эти словосочетания и давайте в каждом найдём главное и зависимое слово, поставим вопрос.
--А теперь определим ЧР главного слова? (Сущ.. глаг., нареч.).
В). Запись в помощницу.
сущ.+прил. (предмет и его признак);
глаг.+сущ. (действие и предмет, с которым он связан);
глаг.+нар. (действие и его признак).
Г). Чтение правила с. 60 (самостоятельно).
-- У кого возникли вопросы?
Физкультминутка!
Волшебный сон (гимнастика для глаз)
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрее, энергичнее.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем!
Их повыше поднимаем!
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
5. Тренировочные упражнения.
А). Стр. 60, упр. 114 (выписать словосочетания (именные) прил+сущ; указать род, число, падеж гл.и завис.слов). Вызвать к доске! (Сначала 3 варианта самостоятельно - по рядам!)
1. Огромная стеклянная лестница (ж.р, ед.ч, И.п).
2. Через тростниковый посёлок (м.р, ед.ч, В.п), к высокому холму (м.р, ед.ч, Д.п), красивое здание (ср.р, ед.ч, В.п), с белыми колоннами (мн.ч, Т.п.).
3. Яростный ветер (м.р, ед.ч, И.п).
Б). Упр. 116. Списать, ставя зависимое слово, данное в скобках в нужном падеже. Указать вид словосочетания по строению (именное/глагольное). Пишем под диктовку! По цепочке + граф.обозначения.
Обратиться с просьбой (г), подъезжать к вокзалу (г), в спортивном рюкзаке (и), вести за руку (г), везти на лошади (г), на узкой террасе (и), встретить ровесника (г).
В). Записать предложение (вызвать к доске)+ гр.основа, выписать все словосочетания, указать вид по строению и назвать ЧР (+ граф. обознач.).
Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в синее небо жаворонки.
Кружатся над землёй (г), над влажной землёй (и), взлетают высоко (г), взлетают в небо (г), в синее небо (и), высоко в небо * (н).
6. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений.
А). Упр. 117 (по рядам, каждому по 2 слова). Записать словосочетание и рядом схему. Назвать вид по строению.
Убрать со стола (г), приводить в школу (г), почитать книжку (г), разных дел (и), сказочная волшебница (и), быстро приготовить (г).
Б) Упр. 121 (только разборы).
* Устно вставить в слова пропущенные буквы (проверочное слово).
Нехитрым звукам (гл. слово – звукам, зависимое – нехитрым. Звукам (каким?) нехитрым. Гл.слово выражено сущ., завис. – прилаг; прил. согласуется с сущ.в роде, числе, падеже.)
Расстаёмся с местами (Гл.слово – расстаёмся, завис.-с местами. Расстаёмся (с чем?) с местами. Гл. слово выражено гл., завис.- сущ. с предлогом. Действие и предмет, с которым оно связано.
В). Расположите словарные слова с. 60-63 в алфавитном порядке и запишите.
Боль, вокзал, картофель, колонна, коричневый, кофе, лестница, пыль, ровесник, сверстник, собака, терраса, чувствовать, яблоко.
7. Занимательное задание.
-- Разгадай загадки! (--С помощью чего удалось это сделать?)
1. Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец).
2. Длинный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом ткнет,
Там черту проведет. (Карандаш).
3. Сидит бабка на грядке,
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет – тот заплачет. (Лук).
8. Подведение итогов.
-- Что нового узнали на уроке?
-- Для чего мы изучили тему «Словосочетание»?
9. Рефлексия.
«Светофор».
10. Домашнее задание.
1. Поработать с тетрадью-помощницей.
2. Стр. 60 (правило), упр. 113, 120.
3. Ответить на вопросы «Проверяем себя» стр. 63 и подготовиться к проверочной работе по теме «Словосочетание» (§17).
Приложение 1
Карточка №1
Списать, вставляя пропущенные буквы. Определить главное и зависимое слово (графические обозначения).
С..ребряная ло..ка, приб..жать с работы, г..ворить тихо, чистая пр..стыня, пойти за гр..бами, интересная ска..ка, забежать за дерев..я.
Карточка №2*
Из данных предложений выписать все словосочетания, найти главное слово и графически всё обозначить.
Низкий берег покрыт кустарниками и зелёным ковром лугов.
В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку.
Карточка №3*
Исправить ошибки (если они есть), записать исправленный вариант.
Девочка рассказала причину пропуска урока.
Белый снег идёт с утра.
На коричневом стволе дуба сидит белка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ