Рабочая программа элективного куса «Практическая стилистика» 10-11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа
элективного куса
«Практическая стилистика»
10-11 класс
подготовила
Шмакова Т. С. - учитель
МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день одной из приоритетных задач работы школы является формирование коммуникативной личности. В связи с этим владение речью - одна из составных частей коммуникативной компетенции. Высокий уровень владения речью формируется в процессе общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и определяет приоритетное положение дисциплин гуманитарного цикла в образовательном процессе.
Программа «Практическая стилистика» составлена на основе программы «Культура речи и стилистика» (Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова, Москва, «Просвещение», 1999 год) и предназначена для 10-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (профильное направление) и 68 часов (непрофильное направление).
Целью данного курса является углубление в старших классах лингвистических знаний обучающихся, повышение их речевой культуры, совершенствование практических, коммуникативных умений и навыков.
Отбор учебного материала для программы подчинён общей цели курса и его главным задачам:
- ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;
- расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса;
- углубить знания школьников о функционально-стилистической дифференциации языка, дав развёрнутую характеристику основных стилей;
- отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка.
Содержание программы подготавливает обучающихся к осознанному углублённому восприятию такого сложного явления, как функциональные стили речи, и реализации знаний и умений из различных разделов науки о языке. Каждый раздел программы построен по единой схеме, он включает основные теоретические сведения, примерные практические работы. Все виды заданий основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематического курса русского языка в 5 - 9 классах, что даёт возможность повторять изученное, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки обучающихся и подготовить к ЕГЭ по русскому языку. В отдельных разделах программа ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и направлена в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что культура речи - это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.
Практическая направленность курса: освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- основные правила русской орфографии и пунктуации;
- экспрессивно-выразительные средства языка;
- отличительные особенности функциональных стилей речи. Обучающиеся должны уметь:
- определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
- владеть разнообразными приёмами стилистического анализа;
- владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
- понимать природу стилистических ошибок, уметь находить и исправлять стилистические ошибки;
- пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка.
Содержание учебного материала
10 класс
Введение
Роль языка в жизни общества и отдельного человека.
Речевая культура, важность её для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.
Два направления в изучении языка: строение языка и его функционирование в речи. Единицы языка и их взаимосвязи, функционирование в языке.
Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Словари русского языка.
Практическая работа:
- конспект лекции;
- анализ средств выразительности в художественном тексте;
- работа со словарями русского языка.
Слово - основная единица языка
Аспекты изучения слов в русском языке. Закрепление основных понятий, изучаемых в разделах науки о языке: фонетике, словообразовании, морфемике, лексике. Стилистическая характеристика звуков языка, лексическая и фразеологическая стилистика, стилистика форм разных частей речи. Повторение и закрепление основных орфографических правил.
Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.
Практическая работа:
- совершенствование разных видов разбора слов;
- работа со словарями и справочниками;
- составление опорных схем и таблиц по орфографии русского языка.
Предложение как коммуникативная единица языка
Предложение и словосочетание, сходные и отличительные признаки. Различные классификации предложений. Грамматическая основа - смысловой и грамматический центр предложения. Строение простого и сложного предложений. Строение сложных грамматических конструкций. Пунктуация в простом и сложном предложении.
Практическая работа:
- синтаксический разбор простых и сложных предложений;
- анализ сложных синтаксических конструкций;
- составление опорных схем и таблиц.
Грамматические нормы русского языка
Понятие о грамматических нормах русского языка: морфологические, синтаксические нормы. Причины нарушения грамматических норм. Знакомство с правилами расположения слов в грамматическом словаре. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка.
Практическая работа:
- определение грамматических признаков разных частей речи;
- анализ предложений и словосочетаний;
- тестовые задания;
- корректирование предложений с нарушением грамматических норм;
- синтаксический анализ текстов, их коррекция; выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)
Роль орфоэпии в устном общении людей
Знакомство с правилами орфоэпии. Отклонения от произносительных норм и их причины. Колебания ударения у разных частей речи. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском языке. Исторические изменения в произношении и ударении. Сближение произношения с написанием.
Практическая работа:
-работа с орфоэпическим словарём; - постановка ударения в словах; -тестовые задания.
11 класс
Текст- результат речевой деятельности человека
Связный текст как интегративная единица, назначение текста. Целостность текста. Строение текста: связь слов и предложений, ключевые слова, композиционная целостность, связность, членение текста на абзацы. Виды планов текста.
Практическая работа:
- отработка основных ключевых понятий;
- составление плана текста;
- определение связи предложений в тексте;
- анализ микротекстов из сборника для подготовки к ЕГЭ.
Авторский замысел текстов
Основная мысль текста. Тема и микротемы текста. Отбор содержания с учётом темы текста, намерений автора, потребностей адресата. Проблематика текстов, актуальность проблем, поднимаемых авторами
текстов. Позиция автора, отражённая в тексте, субъективность изложения. Средства выразительности как отражение позиции автора и их роль в тексте.
Практическая работа:
- определение темы текста;
- выявление проблемы и позиции автора в тексте;
- анализ средств выразительности.
Смысловые типы текстов
Функционально-смысловые типы текстов по содержанию: повествование, описание, рассуждение. Особенности структуры смысловых типов текста. Комбинирование в одном тексте разных типов содержания. Основные особенности языка каждого смыслового типа текста.
Практическая работа:
- определение типа текста;
- выявление языковых признаков каждого типа текста;
- создание собственных текстов разных типов.
Композиция текста
Общее понятие композиции. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развёртывания сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Понимание композиции как мотивированного расположения «отрезков», в которых сохраняется один способ выражения (повествование, описание и т.п.)
Композиционные функции «деталей» в тексте.
Практическая работа:
- анализ композиции текстов;
- выявление значимых деталей в тексте, определение их функции.
Интерпретация текста
Объективные и субъективные факторы, от которых зависит различное выражение одной темы. Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.
Развитие понятий «тезис» и «аргумент». Аргументация собственного мнения.
Практическая работа:
- выражение собственного мнения по поводу проблем, поднимаемых автором текста;
- аргументация собственной позиции школьников.
Рецензия
Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья, эссе, развёрнутая аннотация, авторецензия. Структура рецензии. Требования к сочинению-рецензии. Критерии и нормативы оценки сочинения-рецензии. Создание сочинений-рецензий. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, называть языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Практическая работа:
- написание рецензий по заданным параметрам;
- корректирование текстов;
- взаиморедактирование текстов.
Комплексный анализ текста
Многоаспектный анализ текста: определение темы, основной мысли, выделение микротем; определение типа речи, стиля, жанра; анализ использованных в тексте средств выразительности; определение позиции автора и выражение собственного мнения по поводу прочитанного текста.
Учебно-тематический план 10 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Всего часов
теория
практика
Форма занятия
Образ, продукт
1.
Введение. Язык - средство общения.
2
1
1
1.1
Роль языка в жизни общества.
1
лекция
конспект
1.2.
Богатство и выразительность русского языка
1
семинар
конспект сообщение
2.
Слово - основная единица языка.
13
1
12
2.1.
Аспекты изучения слова в
языкознании.
1
лекция
конспект
2.2.
Стилистические возможности звуковой системы русского языка.
2
практич. работа
отчёт о работе
2.3.
Особенности морфемного состава слов.
2
практич. работа
отчёт о работе
2.4.
Основные способы словообразования.
2
практич. работа
отчёт о работе
2.5.
Лексическая стилистика.
1
практич. работа
отчёт о работе
2.6.
Орфография. Орфограммы в корне слова.
2
практич.
работа
срез знаний
2.7.
Орфограммы в окончаниях слов.
1
практич. работа
срез знаний
2.8.
Правописание суффиксов слов.
1
практич. работа
срез знаний
2.9.
Слитные, дефисные, раздельныэ написания слов.
1
практич. работа
срез знаний
3.
Предложение как коммуникативная единица языка.
10
1
9
3.1.
Строение предложений. Виды предложений.
1
лекция
конспект
3.2.
Простое предложение. Грамматическая основа предложений.
1
практич. работа
отчёт о работе
3.3.
Виды односоставных простых предложений.
1
практич. работа
срез знаний
3.4.
Виды осложнения простого предложения.
2
практич. работа
отчёт о работе
3.4.
Строение сложного предложения.
3
практич. работа
отчёт о работе
3.5.
Сложные синтаксические конструкции.
2
практич. работа
срез знаний
4.
Грамматические нормы русского языка.
7
1
6
4.1.
Понятие о грамматических нормах русского языка.
1
лекция
конспект
4.2.
Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей.
1
семинар
сообщения обучающихся
4.3.
Морфологические признаки самостоятельных частей речи.
2
практич. работа
отчёт о работе
4.4.
Морфологические признаки служебных частей речи.
2
4.5.
Корректирование предложений с нарушением грамматических норм.
1
практич. работа
отчёт о работе
5.
Роль орфоэпии в устном общении людей.
2
1
1
5.1.
Варианты произношения и ударения.
1
семинар
конспект сообщения
5.2.
Причины изменения и колебания ударения.
1
практич. работа
отчёт о работе
Итого часов
34
Учебно-тематический план 10 класс (17 часов)
№
Тема занятия
Всего часов
теория
практика
Форма занятия
Образ, продукт
1.
Введение. Язык - средство общения.
2
1
1
1.1
Роль языка в жизни общества.
1
лекция
конспект
1.2.
Богатство и выразительность русского языка
1
семинар
конспект сообщение
2.
Слово - основная единица языка.
5
1
4
2.1.
Аспекты изучения слова в языкознании.
1
лекция
конспект
2.2.
Стилистические возможности звуковой системы русского языка
1
практич. работа
отчёт о работе
2.3.
Особенности морфемного состава слов.
1
практич. работа
отчёт о работе
2.4.
Основные способы словообразования.
1
практич. работа
отчёт о
работе
2.5.
Лексическая стилистика.
1
практич. работа
отчёт о работе
3.
Предложение как коммуникативная единица языка.
5
1
4
3.1.
Строение предложений. Виды предложений.
1
лекция
конспект
3.2.
Простое предложение. Грамматическая основа предложений.
1
практич. работа
отчёт о работе
3.3.
Виды осложнения простого предложения.
1
практич. работа
отчёт о работе
3.4.
Строение сложного
предложения.
2
практич. работа
отчёт о работе
4.
Грамматические нормы русского языка.
3
1
2
4.1.
Понятие о грамматических нормах русского языка.
1
лекция
конспект
4.2.
Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей.
1
семинар
сообщения
4.3.
Корректирование предложений с нарушением грамматических норм.
1
практич. работа
отчёт о работе
5.
Роль орфоэпии в устном общении людей.
2
1
1
5.1.
Варианты произношения и ударения.
1
семинар
конспект сообщения
5.2.
Причины изменения и колебания ударения.
1
практич. работа
отчёт о работе
Итого часов
17
Учебно-тематический план 11 класс (17 часов)
№
Тема занятия
Всего часов
Теория
Практика
Форма занятия
Образов, продукт
1.
Текст - результат речевой деятельности человека.
3
1
2
1.1.
Понятие текста. Признаки текста.
1
беседа
1.2.
Строение текста. Связь предложений в тексте.
1
практич. работа
отчёт о работе
1.3.
План текста. Виды плана.
1
практич. работа
отчёт о работе
2.
Авторский замысел текстов.
5
1
4
2.1.
Тема текста. Соотношение темы и микротем текста.
1
беседа
2.2.
Проблематика текстов и позиция автора.
1
практич. работа
отчёт о работе
2.3.
Средства выразительности как выражение позиции автора.
1
2
лекция;
практ. работа
отчёт о работе
3.
Смысловые типы текстов.
2
1
1
3.1.
Функционально-смысловые типы текстов.
1
лекция
конспект
3.2.
Языковые особенности смысловых типов текста.
1
практич. работа
отчёт о работе
4.
Интерпретация текстов.
2
1
1
4.1.
Виды интерпретации текстов.
1
лекция
конспект
4.2.
Аргументация собственной позиции.
1
практич. работа
отчёт о работе
5.
Рецензия.
3
1
2
5.1.
Рецензия как жанр литературной критики.
1
лекция
конспект
5.2.
Структура рецензии.
1
практич. работа
отчёт о работе
5.3.
Написание рецензии на прочитанный текст.
1
практич. работа
отчёт о работе
6.
Комплексный анализ текста.
2
2
6.1.
Практическая работа по анализу текстов.
2
практич. работа
отчёт о работе
Итого часов:
17
Учебно-тематический план 11 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Всего часов
Теория
Практика
Форма занятия
Образов. Продукт
1.
Текст - результат речевой деятельности человека.
4
1
3
1.1.
Понятие текста. Признаки текста.
1
беседа
1.2.
Строение текста. Связь предложений в тексте.
2
практич. работа
отчёт о работе
1.3.
План текста. Виды плана.
1
практич. работа
отчёт о работе
2.
Авторский замысел текстов.
6
1
5
2.1.
Тема текста. Соотношение темы и микротем текста.
1
беседа
2.2.
Проблематика текстов и позиция автора.
2
практич. работа
отчёт о работе
2.3.
Средства выразительности как выражение позиции автора.
1
2
лекция;
практич.
работа
отчёт о работе
3.
Смысловые типы текстов.
5
1
4
3.1.
Функционально-смысловые типы текстов.
,1
лекция
конспект
3.2.
Языковые особенности смысловых типов текста.
2
практич. работа
отчёт о работе
3.3.
Создание собственных текстов разных типов и стилей. Корректирование текстов.
2
практич. работа
отчёт о работе
4.
Композиция текстов.
3
1
2
4.1.
Общее понятие композиции. Сюжет и фабула.
1
лекция
конспект
4.2.
Элементы композиции. Анализ элементов композиции.
2
практич. работа
отчёт о работе
5.
Интерпретация текстов.
4
1
3
5.1.
Виды интерпретации текстов.
1
лекция
конспект
5.2.
Развитие понятий «тезис» и «аргумент».
1
практич. работа
отчёт о работе
5.3.
Аргументация собственной позиции.
2
практич. работа
отчёт о работе
6.
Рецензия.
8
2
6
6.1.
Рецензия как жанр литературной критики.
1
лекция
конспект
6.2.
Средства публицистического стиля для написания рецензии.
2
практич. работа
отчёт о работе
6.2.
Структура рецензии.
1
практич. работа
отчёт о работе
6.3.
Написание рецензии на прочитанный текст.
1
практич. работа
отчёт о работе
6.4.
Критерии и нормативы оценивания рецензии.
1
беседа
6.5.
Корректирования рецензий.
2
практич. работа
отчёт о работе
7.
Комплексный анализ текста.
4
4
7.1.
Практическая работа по анализу текстов.
4
практич. работа
отчёт о работе
Итого часов:
34
Использованная литература:
Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., Айрис-пресс, 1997
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка – М., Айрис-пресс, 1997
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., Айрис-пресс, 2003
Семенюк А.А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., Русский язык, 1994
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс, 1998
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., Просвещение, 1987
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Тестирование и единый экзамен. – М., Р.-н.-Д., ИКЦ «МарТ», 2012
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи – С.-П., Союз, 2011
Министерство образования Российской Федерации. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Русский язык – М., Просвещение, 2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ