Рабочая программа по русскому языку 9 класс М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
« Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО ________
Ивлева Л.Е.
Протокол №______
От «___» _________2014г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Ивлева Л.Е.
«___»__________2014г.
«Утверждаю»
Директор МКОУСОШ №25с УИОП
________В.Ф. Ловцова
Приказ №_____
От «___»_________2014г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по русскому языку
для 9 класса
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Мосияченко Елена Николаевна
2014 -2015 учебный год
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, примерной программы и авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского - Москва: Просвещение, 2010.
Программа разработана в соответствии с используемым учебником Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. – М: Просвещение, 2014.
Уровень программы базовый.
Данная рабочая программа расчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
. Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения,
- развитиеу детей языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и речи;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- обучение владению нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование у обучающихся научных знаний о языке.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
2.Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6 ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч)
Союзные сложные предложения. (4 ч)
Сложносочиненные предложения (5 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения (17 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями..
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч + 1 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
3.Календарно – тематическое планирование
Раздел программы
Тема урока
№ урока
Формы контроля
Дата по плану
9»А»
Дата по факту
Международное значение русского языка
1
Устный опрос
01.09
Повторение пройденного в 5-8 классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог
2
Анализ текстов
06.09
6+2ч
Стили языка
3
Анализ текстов
08.09
Простое предложение и его грамматическая основа
4
Словарный диктант
13.09
Предложения с обособлен-ными членами
5
Пунктуационный разбор.
15.09
День здоровья
6
20.09
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
7 - 8
Пунктуационный разбор.
22.09
27.09
Контрольный диктант
с грамматическим заданием.
9
Диктант
29.09
Сложное предложение 1ч.
Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложном предложении
10
Выборочный диктант
04.10
Союзные сложные предложения 2+2ч
Союзные и бессоюзные сложные предложения
11
Пунктуационный разбор.
06.10
Р.Р. Сжатое изложение
12
Сжатое изложение
11.10
Р.Р. Сжатое изложение
13
Сжатое изложение
13.10
Анализ изложений. Раздели-тельные и выделительные знаки препинания между ча-стями сложного пред-ложения. Интонация сложного предложения.
14
Словарный диктант, тест
18.10
Административная контрольная работа
15
Контрольная работа
20.10
ССП 5+1
Понятие о сложносочиненном предложении
16
Пунктуационный разбор.
25.10
ССП с соединительными союзами. ССП с разделительными союзами.
ССП с противительными союзами
17
18
Творческий диктант. Пунктуационный разбор.
27.10
Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?»
19
Сочинение
10.11
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Синтаксический и пунктуационный разбор ССП
20
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
15.11
Повторение. Тест по теме «Сложносочиненные предло-жения»
21
Тест
17.11
День здоровья
22
22.11
СПП 3+2
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному
23
Фронтальный опрос. Словарный диктант.
Знаки препинания в СПП . Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
24
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
24.11
Роль указательных слов в
сложноподчиненном предложении
25
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
29.11
Р.Р.Сжатое изложение
26
Изложение
01.12
Р.Р.Написание сжатого изложения
27
Изложение
06.12
Основные группы СПП 15+3
СПП с придаточными опре-делительными
28
29
Словарный диктант.
Пунктуационный разбор.
08.12
13.12
СПП с придаточными изъяс-нительными
30
31
Словарный диктант
15.12
20.12
Административная контрольная работа
32
Диктант
22.12
СПП с придаточными обстоятельственными
33
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
27.12
СПП с придаточными времени и места
34
Орфоэпический диктант, синтаксический разбор
12.01
СПП с придаточными причи-ны, следствия, условия
35
Словарный диктант
17.01
СПП с придаточными уступки, цели
36
Морфологический разбор
19.01
СПП с придаточными образа действия, меры, степени,
сравнительными
37
38
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
24.01
Р/р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)
39
Сочинение
26.01
Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препи-нания в них
40
41
Фронтальный опрос. Орфоэпический диктант
31.01
Р/р Деловые документы.
(автобиография, заявление)
42
Автобиография
02.02
Анализ автобиографий. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
43
Фронтальный опрос. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
07.02
Р/р Изложение с вклю-чением дополнительного материала. «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)
44
Изложение
09.02
Анализ изложений. Повторение. Тест по теме «СПП»
45
Тест «СПП»
14.02
БСП 8+2
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
46
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
16.02
День здоровья
47
21.02
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП
48
Фронтальный опрос. Морфологический разбор
28.02
Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)
49
Подробное изложение
02.03
Анализ подробного изложения. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
50
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
07.03
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
51
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
09.03
Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» №202 (из серии «Волга – русская река»)
52
Сочинение
14.03
Административная контрольная работа
53
Контрольный диктант
16.03
Р.Р. Написание сочинения по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка»
54
21.03
Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
55
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор. Тест
30.03
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
56
Контрольный диктант
04.04
Сложные предложения с различными видами связи.6+2
Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
57
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
06.04
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
58
Пунктуационный разбор.
11.04
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-личными видами связи
59
Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
13.04
Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» №219
60
Сжатое изложение
18.04
Анализ изложений. Публичная речь
61
Словарный диктант
20.04
День здоровья
62
25.04
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
63
Фронтальный опрос. Тест
27.04
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
64
Контрольный диктант
04.05
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология
65
Тест. Фонетический разбор.
11.05
6+1
Морфемика. Словообразование
66
Тест.
Морфемный и словообразовательный разбор
16.05
Морфология. Синтаксис
67
Тест. Морфологический разбор
18.05
Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)
68
Изложение с элементами сочинения
23.05
Резервный урок
69
Резервный урок
70
3.Календарно – тематическое планирование
Раздел программы
Тема урока
№ урока
Формы контроля
Дата по плану
9 «Б»
Дата по факту
Международное значение русского языка
1
Устный опрос
04.09
Повторение пройденного в 5-8 классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог
2
Анализ текстов
05.09
6+2ч
Стили языка
3
Анализ текстов
11.09
Простое предложение и его грамматическая основа
4
Словарный диктант
12.09
Предложения с обособлен-ными членами
5- 6
Пунктуационный разбор.
18.09
19.09
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
7 - 8
Пунктуационный разбор.
25.09
26.09
Контрольный диктант
с грамматическим заданием.
9
Диктант
02.10
Сложное предложение 1ч
Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложном предложении
10
Выборочный диктант
03.10
Союзные сложные предложения 2+2ч
Союзные и бессоюзные сложные предложения
11
Пунктуационный разбор.
09.10
Р.Р Сжатое изложение
12
Сжатое изложение
10.10
Р.Р Сжатое изложение
13
Сжатое изложение
16.10
Анализ изложений. Раздели-тельные и выделительные знаки препинания между ча-стями сложного пред-ложения. Интонация сложного предложения.
14
Словарный диктант, тест
17.10
Административная контрольная работа
15
Контрольная работа
23.10
ССП 5+1ч
Понятие о сложносочиненном предложении
16
Пунктуационный разбор.
24.10
ССП с соединительными союзами. ССП с разделительными союзами.
ССП с противительными союзами
17
18
Творческий диктант. Пунктуационный разбор.
30.10
Р.Р.Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?»
19
Сочинение
31.11
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
20
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
13.11
Повторение. Тест по теме «ССП»
21
Тест
14.11
Понятие о сложноподчиненном предложении.
22
Фронтальный опрос. Словарный диктант.
20.11.
Место придаточного предложения по отношению к главному
23
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
21.11
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
24
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
27.11
Роль указательных слов в
сложноподчиненном предложении
25
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
29.11
Р.Р. Сжатое изложение
26
Изложение
04.12
Р/р Сжатое изложение
27
Изложение
05.12
Основные группы СПП
14+3
СПП с придаточными опре-делительными
28
29
Словарный диктант.
Пунктуационный разбор.
11.12
12.12
Административная контрольная работа
30
Диктант
18.12
СПП с придаточными изъяс-нительными
31
32
Словарный диктант
19.12
25.12
СПП с придаточными обстоятельственными
33
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
26.12
СПП с придаточными времени и места
34
Орфоэпический диктант, синтаксический разбор
15.01
СПП с придаточными причи-ны, следствия, условия
35
Словарный диктант
16.01
СПП с придаточными уступки, цели
36
Морфологический разбор
22.01
СПП с придаточными образа действия, меры, степени,
сравнительными
37
38
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
23.01
Р.РСочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)
39
Сочинение
29.01
Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препи-нания в них
40
41
Фронтальный опрос. Орфоэпический диктант
30.01
Р/р Деловые документы.
(автобиография, заявление)
42
Автобиография
05.02
Анализ автобиографий. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
43
Фронтальный опрос. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
06.02
Р/р Изложение с вклю-чением дополнительного материала. «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)
44
Изложение
12.02
Анализ изложений. Повторение. Тест по теме «СПП»
45
Тест «СПП»
13.02
БСП 8+2
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
46
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
19.02
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП
47
Фронтальный опрос. Морфологический разбор
20.02
Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)
48
Подробное изложение
26.02
Анализ подробного изложения. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
49
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
27.03
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
50
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
05.03
Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» №202 (из серии «Волга – русская река»)
51
Сочинение
06.03
Административная контрольная работа №202
52
Контрольный диктант
12.03
Р.Р. Написание сочинения по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» №
53
Сочинение
13.03
Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
54
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор. Тест
19.03
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
55
Контрольный диктант
20.03
Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
56
Фронтальный опрос. Пунктуационный разбор.
02.04
Сложные предложения с различными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
57
Пунктуационный разбор.
03.04
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-личными видами связи
58
Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
09.04
Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» №219
59
Сжатое изложение
10.04
Анализ изложений. Публичная речь
60
Словарный диктант
16.04
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
61
Фронтальный опрос. Тест
17.04
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
62
Контрольный диктант
23.04
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика и графика.
63
Тест. Фонетический разбор.
24.04
Лексикология (лексика) и фразеология
64
Тест.
30.05
Морфемика. Словообразование
65
Тест.
Морфемный и словообразовательный разбор
07.05
Морфология
66
Морфологический разбор
08.05
Синтаксис
67
Тест
14.05
Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)
68
Изложение с элементами сочинения
21.05
Анализ изложений. Орфо-графия. Пунктуация
69
Орфографический разбор. Пунктуационный разбор. Тест
22.05
Резервный урок
70
4. Формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение ,
- сжатое изложение;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Различные виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы,
тестирование, сочинения ,изложения.
С целью подготовки учащихся к ГИА продумана система практических
работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста,
работу со средствами художественной выразительности, различные виды
лингвистического анализа.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта
осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме контрольных диктантов,
зачетов, тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов,
сочинений, изложений, исследовательских проектов.
5. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения '.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.); - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: - разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики пользоваться разными видами толковых словарей; - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной; - проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
6.Критерии и нормы оценок.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
7. Перечень учебно – методического и материального обеспечения.
1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
2. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014
3. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011
4. Малюшкин А. Б. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва «Творческий центр», 2007
5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.
6. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.
7. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
8. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2009.
9 .Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2011 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2011.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ