Разработка урока русского языка «В гостях у Словарей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУРЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Русский язык и литература
Разработка урока русского языка
«В гостях у Словарей»
Работу выполнила: Каушева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы первой категории
665499 Иркутская область, Усольский район, д. Буреть, ул. Молодежная, 3
С.т. 89501057881
Д. Буреть
2014г.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ»
Цели игры:
формировать у школьников умения и навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;
отработать навыки грамотного пользования разными видами лингвистических словарей;
воспитывать у детей любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства;
повышать общую эрудицию и культуру учеников, развивать интерес к научной деятельности;
развивать творческие способности учащихся.
Оформление:
«Словарь — это книга книг» (плакат);
выставка словарей;
портреты ученых-лексикографов;
презентация. (Приложение 1)
Ход урока
Дети в начале урока делятся на команды любыми способами.
На доске в качестве эпиграфа записаны слова:
Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.
Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души родины и человечества.
Анатоль Франс
Первая часть урока — инсценировка.
Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Она включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их у нее. (А. Франс)
Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов богатейшего нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова. (М. Горький)
Обсуждение данных высказываний и эпиграфа. Как понимаете слова?
Ученик (помощник ведущего):
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С .Я. Маршак
Пока ученик читает стихотворение, выходят герои инсценировки.
Действующие лица:
Словарь Даля, Словари школьные (орфографический и толковый), ученик.
На стуле сидит Словарь Даля (важный, в костюме, с бородой).
Ученик: Куда это вы меня затащили? Кто это? (показывает пальцем на Словарь).
Словарь 1: Тише! Кланяйся, кланяйся, невежда! Это же его превосходительство Толковый словарь живого великорусского языка, составленный Владимиром Ивановичем Далем.
Ученик: Какой еще такой словарь? А вы кто такие?
Словарь 2: А вот сейчас он сам о себе и расскажет (4 тома словаря Даля - словарная статья «словарь»)
Ученик читает статью о словаре.
Словарь 1: Понял? В этих четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения. А мы помощники, потомки, младшие братья Великого словаря.
Ученик: А что значит «толковый»? Что, бывают и бестолковые словари?
Словарь 2: «Толковым не оттого назван словарь, - шутил его создатель, - что он мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает», то есть объясняет смысл и значение каждого слова.
Ученик: Сколько же здесь слов?
Словарь 1: Более двухсот тысяч! Это при том, что обычный человек использует в своей речи около пяти тысяч слов.
Словарь2: А словарь А.С. Пушкина содержит более двадцати тысяч слов.
Включается фрагмент из фильма «12 стульев» про Эллочку Людоедову
Ученик, посмотрев эпизод: Вот! Это я понимаю!
Словарь Даля: Это что, все ученики такие? Так скоро мы совсем не станем им нужны. Неужели это правда?
Словарь 1: Нет, не все, я вам это докажу. Здесь собрались те, кто желает совершить путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - страна Словария.
Итак, чтобы попасть в эту страну, нам необходимо обратиться в справочное бюро.
Задание 1. «Справочное бюро»
Выбери слово, соответствующее значению:
а) «составная часть чего-либо»
компонент
колорит
комфорт
компромисс
б) «сплотить кого-либо для усиления деятельности»
констатировать
конспирировать
конкурировать
консолидировать
в) «объединение, соглашение, союз государств для достижения общих целей»
коалиция
коллегия
коллектив
коллекция
Какие словари вы знаете? Кто больше?
Внимание, наш поезд почему-то не двигается, необходимо провести следствие.
Задание 3. «Следствие ведут знатоки».
Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным. (Б. Слуцкий)
Задание 4. «Эрудит»
Раскрой значение выделенных слов. (Прочитать заранее объясненные слова)
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров)
Задание 5. «Эстафета грамотеев»
Напиши правильно.
Стюарде...а, грима...а, инте...игенция, а...ликация, га...ерея, ко...ерсант, ветер...нар, ко...екция, диску...ия
Вот пришло сообщение, но как правильно его прочитать, я не знаю, помогите, пожалуйста.
Задание 6. «Диктор» Конкурс капитанов.
Расставь ударение, произнеси правильно и четко.
Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе? Как называется наука, которая занимается происхождением слов? (этимология)
Задание 7. «Бестолковый словарь»
Каждая команда пытается объяснить в шуточной форме происхождение этих слов.
Бездарь, пломбир, тысячелистник, грабли, жатва, стриж, хлопоты
Задание 8. «Творческое»
Командам нарисовать:
Баку
Прусака
Показать, что значит «ходить фертом».
Сыграть в кости и показать особый счет в этой игре.
Показать, что значит «гамить»
Показать, что значит «жмякать»
Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «Без пословицы не проживешь», так считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих мудрых лаконичных изречениях - опыт и мудрость многих поколений. Сейчас посмотрим, кто из вас лучше знает пословицы.
Задание 9. Знатоки пословиц.
Лучше синица в руке, (чем журавль в небе)
На чужой каравай (рот не разевай)
Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)
Ум хорошо, (а два лучше)
Под лежачий камень (вода не течет)
Кто старое помянет, (тому глаз вон)
А теперь вспомним, как называются слова-враги и слова-друзья.
Задание 10. Друзья и враги.
Подберите антонимы и синонимы
Молодой - старый
Храбрый - трусливый
Голодный - сытый
Полезный - вредный
Свежий - теплый, черствый
Павда - ложь
Вот мы и закончили наше путешествие.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
Домашнее задание: Составить словарь самых нежных и добрых слов для своей любимой мамочки
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ