Русский язык "Развитие орфографической зоркости"
Из опыта работы по теме «Развитие орфографической зоркости»
Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Виссарион Григорьевич Белинский
В современной школе изучение русского языка является одной из главных задач. Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становления основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направленно на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Так как одной из целью изучения предмета «Русский язык» является развитие грамотного и безошибочного письма, а без развития орфографической зоркости учащихся этой цели добиться будет тяжело.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотности учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Поэтому развитие орфографической зоркости я считаю актуальной и важной, так как от этого зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
С чего начать работу над развитием орфографической грамотности? Как помочь детям? Как добиться грамотного письма? Я выработала ряд задач:
провести теоретический анализ литературы по данной теме;
изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся.
Формирование орфографической зоркости –
одна из главных задач уроков русского языка
в начальной школе, так как с ней связано
приобретение орфографического навыка.
Н.С. Рождественский
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, где при едином произношении возможен выбор написания, в умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, т.е. осознанно выполнять орфографические действия.
Рассмотрим структуру осознанного орфографического действия:
ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом
применять правило
проверять и осуществлять орфографический самоконтроль
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. Орфограммы ученики выделяют зеленой пастой, предшествующие или последующие буквы подчеркиваем одной чертой. Так же активно используют схемы-опоры. Например:
1 после согл. Ь е,ё,ю,я,и
¬согл Ъ е,ё,ю,я
2.Правописание разделительного твердого знака
Широко дети используют таблички, памятки
1.Алгоритм списывания:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
2. Памятка звукобуквенного анализа
1.Написать слово.
2.Разбить на слоги
3.Определить ударение
4.Посчитать слоги
5. Определить количество гласных и согласных звуков
6. Написать букву и звук, который она обозначает.
7. Определить гласный или согласный звук:
8. Посчитать количество букв и звуков
Для развития орфографической зоркости использую следующие приемы и упражнения.
Списывание (см. Памятка №1) Обучение списыванию, организованное по предложенному алгоритму, способствует развитию не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.
Проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.
Комментирование. Это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Зрительный диктант. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Словарный диктант. Изучение нового слова сопровождается пояснением лексического значения, рассказами о происхождении изучаемого слова. Данный вид работы провожу под диктовку и по карточкам.
Работа над ошибками. Учащиеся работают по памятке. Выписывают слова с ошибками, подбирают проверочные слова, группируют в соответствии с орфограммами, самостоятельно подбирают слова с подобными правилами.
Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Запись.
5. Проверка. Взаимопроверка.
9. Орфографические минутки с грамматическим заданием. Учащимся предлагаются различные слова с определенными заданиями. Например:
Подчеркнуть слоги с мягким шипящим звуком.
Подчеркнуть слоги с твёрдыми шипящими звуками.
Подчеркнуть в словах буквы и сочетания букв, которые при письме надо запомнить.
Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить. И д.р.
Учиться с увлечением, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, работа в группах, работа в парах, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
Родной язык нам должен быть
главною основою и общей нашей образованности
и образования каждого из нас.
Петр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик
Литература:
Федеральный государственный стандарт.
«Закон об образовании».
Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение,2011г.
М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.
Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.
Из опыта работы по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» Кибардиной Елены Юрьевны.
Из опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости младших школьников» Кусовой Людмилы Анатольевны
Учитель начальных классов
Ковалева Марина Вячеславовна
МКОУ «Восточная НОШ» филиал МКОУ «Новоозерская СОШ»
Алтайский край,
Тальменский район,
п. Восточный
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ