Сценарий "Лингвистический турнир «Секреты русского языка с Буквознаем»"
Лингвистический турнир «Секреты русского языка с Буквознаем»
Цель:
прививать любовь к родному языку;
закреплять знания и умения, полученные на уроках
Оборудование:
презентация
листы, маркеры
эмблемы для каждого члена команды,
карточки –задания (конкурсы 2,11,12,13)
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Подскажите мне, какая неделя проходит у вас в школе? (Неделя русского языка)
РАЗМИНКА. (3 мин.)
- Команды подготовятся к приветствию друг друга. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга.
БУКВАРИКИ (хором). 1а
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
УМНИЧКИ (хором). 1б
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
ЗНАТОКИ (хором).1в
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.
ГРАМОТЕИ (хором). 1г
И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
- А кто приносил все задания вам для этой недели? (Буквознайки)
(Появляется Буквознайки)
Буквознайки:
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
6 ученик
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!
1. конкурс «Вопрос – ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
3. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука.)
4. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.)
2 конкурс «Кто лучше знает алфавит?»
Играющий должен наизусть назвать все буквы русского алфавита по порядку.
3.Конкурс болельщиков
Отгадай загадку, где спрятались антонимы
Я антоним слово “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я - (ЗИМА).
Я – антоним слову “смех”,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, Это (ПЛАЧ).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь (ТИШИНА)
Ведущий. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
(Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.)
Автор: Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
1–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
2–Нет, не могу, нога болит,
– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
1 – Да разве пишешь ты ногой?
2– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
4.Угадай пословицы ( Помогают учителя)
Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.
ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить).
МОСКВА………(слезам не верит. Москва не сразу строилась).
ДАРЁННОМУ………(коню в зубы не смотрят).
НЕ В СВОИ…………(сани не садись).
ЖИЗНЬ…………..(прожить – не поле перейти).
ОВЧИНКА……….(выделки не стоит).
ПОСПЕШИШЬ……….(людей насмешишь)
ТРУД……………..(человека кормит ,а лень портит)
5 ИГРАЮТ ВСЕ! «Игра на внимание»
Круг синий – хлопать
Круг зеленый – топать
Круг желтый – молчать
Круг красный – «Ура» кричать
6конкурс ( учителя не помогают)- Мои помощники раздали командам задания . У вас есть простые карандаши . выполнитете задания и впишите на листе. Чья команда правильно и быстро выполнит задания.
7.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
1. Назови предмет, про который можно сказать:
а) белый, сладкий, твёрдый _______________
б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный _______________
2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:
а) пушистый, ходит, мяукает ________
б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает ________
3. Дай название каждой группе слов:
а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … ___________
б) Стол, диван, кресло, стул - … _____________
в) а, о, е, ы, ю - … ________________________
г) с, п, р, щ, з - … __________________________
д) январь, март, май, июль - … _____________
е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … _____________
ж) зима, лето, весна, осень - … _____________________
4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:
а) баран, рана, бантик __________
б) кора, лото, боксёр ___________
5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
а) Принцесса над цветком склонилась,
Корова с головы её свалилась. ____________
б) На весёлом карнавале
Дети в мисках танцевали. _____________
6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:
а) кар… ______________________
б) вес… _____________________
в) бук… ________________
7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.
2 6 1 5 4 3
И А Г Р А Т ____________
2 5 1 6 4 3
О К С А А Б ______________
6 3 2 4 5 1
А Н И И Ц С _______________
Ответы на задания 1 класс
1. Назови предмет, про который можно сказать:
а) белый, сладкий, твёрдый (сахар)
б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный (огурец)
2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:
а) пушистый, ходит, мяукает (кот)
б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает (зеркало)
3. Дай название каждой группе слов:
а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … (имена людей)
б) Стол, диван, кресло, стул - … (мебель)
в) а, о, е, ы, ю - … (гласные буквы)
г) с, п, р, щ, з - … (согласные буквы)
д) январь, март, май, июль - … (месяцы)
е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … (посуда)
ж) зима, лето, весна, осень - … (времена года)
4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:
а) баран, рана, бантик (барабан)
б) кора, лото, боксёр (колобок)
5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
а) Принцесса над цветком склонилась,
Корова с головы её свалилась. (корова – корона)
б) На весёлом карнавале
Дети в мисках танцевали. (мисках – масках)
6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:
а) кар… (например, карта, картон, картина, карточка, каркас)
б) вес… (например, весло, весна, вести, весточка, веснушки)
в) бук… (например, буква, буклет, букварь, буксир, буксует)
7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.
2 6 1 5 4 3
И А Г Р А Т (гитара)
2 5 1 6 4 3
О К С А А Б (собака)
6 3 2 4 5 1
А Н И И Ц С (синица
1
2
3
4
5
6
с
с
с
с
с
с
******************
***************************
************************************
Для девочек
Начните с буквы С:
Музыкальный инструмент.
Игра со снегом.
Высокая обувь из резины.
Часть слова.
5.Отпечаток на снегу , песке.
Для девочек
1
2
3
4
5
6
К
К
К
К
К
К
********************************
************************************************
Для мальчиков
Начни с буквы к:
Место птицы в доме.
Красная жидкость в теле человека.
Квадрат, треугольник,……..
Нос птицы.
Домашнее животное.
Стакан с ручкой.
Для мальчиков
Физминутка
Игра«Летит, летит по небу шарик».
Я скажу небольшой текст, а вы постарайтесь его запомнить:
Летит, летит по небу шарик,
Шарик по небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
8. Конкурс «Внимание – ошибка».
Есьть в осини перваначальной
Кароткая, но дивная пара -
Весь день стаит как бы хрустальный,
И лучезарны вечира:
Где бодрый серб гулял и падал колас,
Теперь уш пусто всё - простор везде,
Лишь поутины тонкий волас
Блистит на празднай барозде.
шипит (Составьте из слов предложение) её
лежит ясно
укусит верёвка
плутовка опасно
брать
В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.
На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как? -Откуда? -Сколько?
-Почему? -Зачем?
-Где? -Куда?
-Какая? -Отчего?
-О ком? -Что?
-Кому? -Который?
-Чья? -Каким?
- О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
3 уч-ся (.):Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
7 уч-ся (« »):
- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
8 уч-ся ( ( ) ):
- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!
Ведущий:
-Вот и все наши гости. Любите и цените русский язык.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ