Сценарий "Лингвистический турнир «Секреты русского языка с Буквознаем»"



Лингвистический турнир «Секреты русского языка с Буквознаем»

Цель:

  • прививать любовь к родному языку;

  • закреплять знания и умения, полученные на уроках

Оборудование:

  • презентация

  • листы, маркеры

  • эмблемы для каждого члена команды,

  • карточки –задания (конкурсы 2,11,12,13)

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Подскажите мне, какая неделя проходит у вас в школе? (Неделя русского языка)

РАЗМИНКА. (3 мин.)

- Команды подготовятся к приветствию друг друга. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга.

БУКВАРИКИ (хором).

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

УМНИЧКИ (хором).

Мы отвечаем дружно,

И в том сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

ЗНАТОКИ (хором).1в

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Ведёт к победе не судьба,

А только наши знания.

ГРАМОТЕИ (хором).

И соревнуясь с вами,

Останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

А наша дружба крепнет с ней.


- А кто приносил все задания вам для этой недели? (Буквознайки)

(Появляется Буквознайки)

Буквознайки:

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!


2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!


3-й ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!


4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!


5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спасенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!




6 ученик

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!

1. конкурс «Вопрос – ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука.)

4. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.)

2 конкурс «Кто лучше знает алфавит?»

Играющий должен наизусть назвать все буквы русского алфавита по порядку.

3.Конкурс болельщиков

Отгадай загадку, где спрятались антонимы


Я антоним слово “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я - (ЗИМА).

Я – антоним слову “смех”,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, Это (ПЛАЧ).

 Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь (ТИШИНА)


Ведущий. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

(Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.)

Автор: Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
1–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
2–Нет, не могу, нога болит,

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
1 – Да разве пишешь ты ногой?
2– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт
.

4.Угадай пословицы ( Помогают учителя)

Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.


  • ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить).

  • МОСКВА………(слезам не верит. Москва не сразу строилась).

  • ДАРЁННОМУ………(коню в зубы не смотрят).

  • НЕ В СВОИ…………(сани не садись).

  • ЖИЗНЬ…………..(прожить – не поле перейти).

  • ОВЧИНКА……….(выделки не стоит).

  • ПОСПЕШИШЬ……….(людей насмешишь)

  • ТРУД……………..(человека кормит ,а лень портит)


5 ИГРАЮТ ВСЕ! «Игра на внимание»


Круг синий – хлопать

Круг зеленый – топать

Круг желтый – молчать

Круг красный – «Ура» кричать


6конкурс ( учителя не помогают)- Мои помощники раздали командам задания . У вас есть простые карандаши . выполнитете задания и впишите на листе. Чья команда правильно и быстро выполнит задания.





7.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД


1. Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твёрдый _______________

б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный _______________


2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:

а) пушистый, ходит, мяукает ________

б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает ________


3. Дай название каждой группе слов:

а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … ___________

б) Стол, диван, кресло, стул - … _____________

в) а, о, е, ы, ю - … ________________________

г) с, п, р, щ, з - … __________________________

д) январь, март, май, июль - … _____________

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … _____________

ж) зима, лето, весна, осень - … _____________________


4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:

а) баран, рана, бантик __________

б) кора, лото, боксёр ___________


5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?

а) Принцесса над цветком склонилась,

Корова с головы её свалилась. ____________

б) На весёлом карнавале

Дети в мисках танцевали. _____________


6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:

а) кар… ______________________

б) вес… _____________________

в) бук… ________________


7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.

2 6 1 5 4 3

И А Г Р А Т ____________

2 5 1 6 4 3

О К С А А Б ______________

6 3 2 4 5 1

А Н И И Ц С _______________






Ответы на задания 1 класс


1. Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твёрдый (сахар)

б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный (огурец)


2. Отгадай, о ком или о чём идёт речь:

а) пушистый, ходит, мяукает (кот)

б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает (зеркало)


3. Дай название каждой группе слов:

а) Елена, Алексей, Жанна, Михаил - … (имена людей)

б) Стол, диван, кресло, стул - … (мебель)

в) а, о, е, ы, ю - … (гласные буквы)

г) с, п, р, щ, з - … (согласные буквы)

д) январь, март, май, июль - … (месяцы)

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … (посуда)

ж) зима, лето, весна, осень - … (времена года)


4. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:

а) баран, рана, бантик (барабан)

б) кора, лото, боксёр (колобок)


5. Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?

а) Принцесса над цветком склонилась,

Корова с головы её свалилась. (корова – корона)

б) На весёлом карнавале

Дети в мисках танцевали. (мисках – масках)


6. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:

а) кар… (например, карта, картон, картина, карточка, каркас)

б) вес… (например, весло, весна, вести, весточка, веснушки)

в) бук… (например, буква, буклет, букварь, буксир, буксует)


7. Расположи буквы по порядку и запиши слова.

2 6 1 5 4 3

И А Г Р А Т (гитара)

2 5 1 6 4 3

О К С А А Б (собака)

6 3 2 4 5 1

А Н И И Ц С (синица







1


2


3


4


5


6


с

с

с

с

с

с
















































******************










***************************











************************************





Для девочек

Начните с буквы С:


  1. Музыкальный инструмент.

  2. Игра со снегом.

  3. Высокая обувь из резины.

  4. Часть слова.

5.Отпечаток на снегу , песке.









Для девочек

1

2

3

4

5

6

К



К


К


К


К


К

































********************************












************************************************






Для мальчиков



Начни с буквы к:

  1. Место птицы в доме.

  2. Красная жидкость в теле человека.

  3. Квадрат, треугольник,……..

  4. Нос птицы.

  5. Домашнее животное.

  6. Стакан с ручкой.

Для мальчиков


Физминутка

Игра«Летит, летит по небу шарик».

Я скажу небольшой текст, а вы постарайтесь его запомнить:


Летит, летит по небу шарик,

Шарик по небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар

До неба долетит.











8. Конкурс «Внимание – ошибка».



















Есьть в осини перваначальной
Кароткая, но дивная пара -
Весь день стаит как бы хрустальный,
И лучезарны вечира:





Где бодрый серб гулял и падал колас,
Теперь уш пусто всё - простор везде,
Лишь поутины тонкий волас
Блистит на празднай барозде.

















шипит (Составьте из слов предложение) её

лежит ясно

укусит верёвка

плутовка опасно

брать

В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.

На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)


1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как? -Откуда? -Сколько?
-Почему? -Зачем?
-Где? -Куда?
-Какая? -Отчего?
-О ком? -Что?
-Кому? -Который?
-Чья? -Каким?

- О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
3 уч-ся (.):Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.





4 уч-ся (…):

- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
7 уч-ся (« »):

- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
8 уч-ся ( ( ) ):

- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!


Ведущий:

-Вот и все наши гости. Любите и цените русский язык.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ