Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по теме "Словоизменение имён существительных"
Класс: 4
Учитель: Борисова Наталья Леонидовна
Предмет: русский язык
Тема: «Словоизменение имён существительных».
Учебные задачи:
1. Вспомнить, повторить, систематизировать знания учащихся об имени существительном;
2. Подвести учащихся через столкновение с проблемой к её разрешению;
3. Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы;
4. Формировать навык взаимопроверки и самоконтроля.
Анонс урока (технология деятельностного метода).
Этап урока
Требования к этапу
УУД, формирующиеся на данном этапе
I Мотивация к учебной деятельности.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
II Актуализа-ция знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному учебному действию .
7) Организовать выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
Критериальное оценивание
( работа с лесенкой успеха: «знаю», «умею»).
III Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные:знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
IV Реализация построенного проект а.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
V Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах .
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
VI
Самостоя-тельная работа с
самопровер-кой по эталону.
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Критериальное оценивание.
VII
Рефлексия учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Критериальное оценивание (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование).
Сценарий урока.
I Самоопределение к деятельности.
- О чём К. Г. Паустовский написал эти строки?
«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный инструмент…» (о русском языке)
-Предлагаю продолжить его изучение. С чего мы начинаем каждый наш урок?
(с чистописания)
II Актуализация знаний.
Чистописание.
- Сегодня мы пропишем узор с заглавной и строчной буквой Пп. А почему именно эту букву, вы мне сами ответите позже.
Словарная работа.
- Спишите, исправляя ошибки:
Проф(ф) ес(с)ия, а(о)лмаз, ди(е)серт, ега(о)за, жен(ь)щина, исте(и)на.
- Произведите взаимопроверку.
- Давайте проанализируем, написание каких слов вызывает наибольшее затруднение.
Какой следующий этап нашей работы? (развитие речи)
- Составьте предложение по данной схеме: «П?»- а.
- Запишем лучшее предложение, но схема изменится: А: «П?»
Повторение пройденного.
-Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что их объединяет? (они имена существительные)
- Давайте поиграем в игру «Пресс- конференция» ( одни учащиеся задают вопрос по теме, а другие на него отвечают).
- Итак. Что мы повторили в начале урока?
- Давайте поработаем с «Лесенкой успеха» и отметим, на какой ступеньке познания мы находимся.
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Пробуждение интереса к новой теме. Задание на пробное действие.
- Во время игры мы вспомнили непостоянный признак имени существительного- число. Как думаете, это единственный непостоянный признак или нет? (затрудняемся дать ответ)
- Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке
(узнать, какие ещё непостоянные признаки есть у имени существительного).
III Построение проекта выхода из затруднения.
- Разобраться с этим вопросом я вам предлагаю самостоятельно. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила групповой работы (учащиеся перечисляют правила работы в группе).
- Каждая группа получила карточку с заданием.
Прочитайте стихотворение.
У норы добыча ждёт,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая- и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
Найдите слово, в котором будет изменяться только окончание.
Выпишите все эти слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.
Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово?
- Для удобства будете работать в таблице:
СЛОВО
ВОПРОС
IV Реализация построенного проекта.
- Какое слово вы нашли? (выслушивается мнение групп и заполняется таблица).
- Как вы думаете, такое изменение имён существительных по вопросам, когда изменяется только окончание это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ или СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?
- Для чего существительному необходимо в тексте менять окончания?
- Так как же мы можем сформулировать тему нашего урока?
(Словоизменение имён существительных)
- Изменение имён существительных по вопросам в русском языке носит научное название, а какое вы узнаете, если сложите слово из первых букв наших словарных слов.
- Какое же слово получилось? (ПАДЕЖИ)
- Как нам убедиться, что мы сделали правильное открытие?
(прочитать)
V Первичное закрепление во внешней речи.
- Так как же называется ещё один непостоянный признак имени существительного?
- А как называется изменение имён существительных по вопросам?
- А что ещё интересного узнали?
- Послушайте сказку и дополните таблицу. Работать будем в парах.
« Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его Именительный. Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, ион стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.»
- Вот вы и самостоятельно ответили на вопрос, который мы поставили в начале урока.
ФИЗПАУЗА
- Предлагаю применить новые знания на практике. Измените по падежам слова
ЖЕНЩИНА и ЖЕНЩИНЫ (один ученик у доски- остальные в тетрадке)
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какой следующий этап нашего урока? (самостоятельная работа)
- Теперь самостоятельно измените по падежам слова
ДЕСЕРТ и ДЕСЕРТЫ
- Проверьте себя по эталону.
умею
- Оцените свою работу по шкале УМЕЮ
VII Рефлексия учебной деятельности.
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Достигли ли мы её? Докажите.
Почему же на этапе ЧИСТОПИСАНИЯ мы с букву П?
Завершите рефлексию СИНКВЕЙНОМ.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:
Если доволен своей работой- зелёная карточка
Если остались затруднения- жёлтая карточка
Если не доволен своей работой- красная карточка.
- Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ