Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по теме "Словоизменение имён существительных"

Класс: 4

Учитель: Борисова Наталья Леонидовна

Предмет: русский язык

Тема: «Словоизменение имён существительных».

Учебные задачи:

1. Вспомнить, повторить, систематизировать знания учащихся об имени существительном;

2. Подвести учащихся через столкновение с проблемой к её разрешению;

3. Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы;

4. Формировать навык взаимопроверки и самоконтроля.

Анонс урока (технология деятельностного метода).


Этап урока

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.


II Актуализа-ция знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию .

7) Организовать выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

Критериальное оценивание

( работа с лесенкой успеха: «знаю», «умею»).

III Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


IV Реализация построенного проект а.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.


V Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах .

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VI

Самостоя-тельная работа с

самопровер-кой по эталону.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Критериальное оценивание.

VII

Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Критериальное оценивание (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование).

























Сценарий урока.



I Самоопределение к деятельности.


- О чём К. Г. Паустовский написал эти строки?

«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный инструмент…» (о русском языке)


-Предлагаю продолжить его изучение. С чего мы начинаем каждый наш урок?

(с чистописания)

II Актуализация знаний.


  1. Чистописание.


- Сегодня мы пропишем узор с заглавной и строчной буквой Пп. А почему именно эту букву, вы мне сами ответите позже.


  1. Словарная работа.


- Спишите, исправляя ошибки:


Проф(ф) ес(с)ия, а(о)лмаз, ди(е)серт, ега(о)за, жен(ь)щина, исте(и)на.


- Произведите взаимопроверку.


- Давайте проанализируем, написание каких слов вызывает наибольшее затруднение.




  1. Какой следующий этап нашей работы? (развитие речи)


- Составьте предложение по данной схеме: «П?»- а.


- Запишем лучшее предложение, но схема изменится: А: «П?»



  1. Повторение пройденного.


-Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что их объединяет? (они имена существительные)

- Давайте поиграем в игру «Пресс- конференция» ( одни учащиеся задают вопрос по теме, а другие на него отвечают).


- Итак. Что мы повторили в начале урока?


- Давайте поработаем с «Лесенкой успеха» и отметим, на какой ступеньке познания мы находимся.




ЛЕСЕНКА УСПЕХА







  1. Пробуждение интереса к новой теме. Задание на пробное действие.


- Во время игры мы вспомнили непостоянный признак имени существительного- число. Как думаете, это единственный непостоянный признак или нет? (затрудняемся дать ответ)


- Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке

(узнать, какие ещё непостоянные признаки есть у имени существительного).



III Построение проекта выхода из затруднения.


- Разобраться с этим вопросом я вам предлагаю самостоятельно. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила групповой работы (учащиеся перечисляют правила работы в группе).


- Каждая группа получила карточку с заданием.


  1. Прочитайте стихотворение.

У норы добыча ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая- и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

  1. Найдите слово, в котором будет изменяться только окончание.

  2. Выпишите все эти слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.

  3. Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово?




- Для удобства будете работать в таблице:



СЛОВО

ВОПРОС


























IV Реализация построенного проекта.


- Какое слово вы нашли? (выслушивается мнение групп и заполняется таблица).





- Как вы думаете, такое изменение имён существительных по вопросам, когда изменяется только окончание это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ или СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?


- Для чего существительному необходимо в тексте менять окончания?


- Так как же мы можем сформулировать тему нашего урока?

(Словоизменение имён существительных)


- Изменение имён существительных по вопросам в русском языке носит научное название, а какое вы узнаете, если сложите слово из первых букв наших словарных слов.


- Какое же слово получилось? (ПАДЕЖИ)


- Как нам убедиться, что мы сделали правильное открытие?

(прочитать)


V Первичное закрепление во внешней речи.


- Так как же называется ещё один непостоянный признак имени существительного?


- А как называется изменение имён существительных по вопросам?


- А что ещё интересного узнали?


- Послушайте сказку и дополните таблицу. Работать будем в парах.


« Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его Именительный. Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, ион стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.»

- Вот вы и самостоятельно ответили на вопрос, который мы поставили в начале урока.



ФИЗПАУЗА



- Предлагаю применить новые знания на практике. Измените по падежам слова

ЖЕНЩИНА и ЖЕНЩИНЫ (один ученик у доски- остальные в тетрадке)



VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Какой следующий этап нашего урока? (самостоятельная работа)

- Теперь самостоятельно измените по падежам слова

ДЕСЕРТ и ДЕСЕРТЫ


- Проверьте себя по эталону.

умею


- Оцените свою работу по шкале УМЕЮ






VII Рефлексия учебной деятельности.


  • Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

  • Достигли ли мы её? Докажите.

  • Почему же на этапе ЧИСТОПИСАНИЯ мы с букву П?

  • Завершите рефлексию СИНКВЕЙНОМ.

  • Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:

  • Если доволен своей работой- зелёная карточка

  • Если остались затруднения- жёлтая карточка

  • Если не доволен своей работой- красная карточка.


- Спасибо за урок.







8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ