Школьное сочинение в современных условиях


Школьное сочинение в современных условиях



Актуальная тема сегодня – сочинение по литературе как форма итоговой аттестации выпускников школы. Действительно, что можно сказать об этом, учитывая значительные изменения в отношении к школьному преподаванию литературы у современных школьников? Многочисленные сборники литературных сочинений по произведениям школьной программы и широко востребованные сегодня «Энциклопедии литературных аргументов» для сочинения ЕГЭ по русскому языку, которыми сегодня наводнен Интернет, предельно упростил массовое списывание текстов, имеющих название «сочинение».

Между тем нет лучше и универсальнее этой формы обучающей деятельности для формирования языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, для развития культуры речи учащихся и ее оценки посредством сочинения. Перспективный путь, позволяющий преодолеть сложившуюся ситуацию, – работа над константами русской культуры, отраженными не только в различных концептах искусства и литературы, но и формирующимися и существующими в сознании каждого ребенка в его практической жизнедеятельности. Какие константы составляют суть русской ментальности? Родной дом, Отечество, Мать и Отец. Совесть, Воля, Свобода, Добро… Разве не об этом мы говорим на уроках литературы, разве не это составляет нравственную суть классической русской литературы?

В этом плане лингвокультурологический концепт выступает в качестве уникальной сущности, сплавляющей в себе языковое и культурное содержание, и методическая работа над концептом позволяет ученику оперировать знаниями, полученными на уроках литературы, сопоставлять их с собственным жизненным опытом, глубже осознавать, переживать, осваивать, формировать собственные нравственные установки и отражать их в форме сочинения, раскрывая индивидуальную речевую культуру.

Всем известна аксиома: форма не может существовать без содержания. Можно ли обучать культуре речи, не воздействуя на личную культуру учащегося? Можно ли обучать литературе, не опираясь на индивидуальные концептуальные представления ребенка? Системная и целенаправленная работа учителя над концептами культуры логически приводит к необходимости работы над текстопорождением, над сочинением как самостоятельной творческой деятельностью, позволяющей выявить уровень культурного и личностного развития выпускника школы.

Концептоориентированная методика преподавания русской словесности опирается на исследования известных лингвистов С. А. Аскольдова, Ю. С. Степанова, Д. С. Лихачева, А. Вежбицкой, Ю.Н. Караулова, Е. С. Кубряковой, В.Г. Воркачева, Н.С. Болотновой и др., признающих концепты «сгустком культуры в сознании человека» [1, с. 43] и, следовательно, ключевым признаком текста как явления культуры: «…концепт существует не для самого слова, а во-первых, для каждого основного (словарного) значения слова отдельно и, во-вторых, предлагаю считать концепт своего рода «алгебраическим» выражением значения…, которым мы оперируем в своей письменной и устной речи…» [2, с. 4]. В соответствии с лингвистическими исследованиями, концептами являются не любые слова языка, а те слова, которые несут в себе культурный опыт человека и общества. Подтверждением этой точки зрения является труд академика Ю.С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры», в котором детально исследуется понятие «духовного концепта» как «сгустка» национальной и индивидуальной культуры личности.

В методических работах понятие «концепт» трактуется достаточно разнообразно; чаще всего под концептом понимают единицу «…этнокультурного уровня, которая связывает отдельную языковую личность с этническим сообществом. В таком случае концепт можно определить как структурно и образно организованное знание определенного социума о каком-либо явлении духовной или материальной культуры, реализующееся через пространство языковых знаков, связанных между собой» [3, с. 126]. «Лингвокультурный концепт», например, в работах известного лингвиста Н.Л. Мишатиной представлен как значимая единица методической системы: «…лингвокультурные концепты в их узком «содержательном» понимании: «понятия жизненной философии», «обыденные аналогии мировоззренческих терминов», закрепленные в языке и обеспечивающие стабильность и преемственность культуры этноса (Антология концептов) [4, с. 123]. С точки зрения Н.Л. Мишатиной, методическая работа с базовыми концептами русской культуры, которая осуществляется посредством текста, – это обязательное условие реализации культуроведческого подхода в обучении: «При этом концепт вводится и изучается с постепенным расширением и углублением его значений и смыслов в зависимости от возрастных особенностей детей и их когнитивных характеристик» [4, с. 124].

Концептоориентированная методика преподавания русского языка ставит в центр обучающей деятельности в средней школе культурный концепт, являющийся идейно-смысловым ядром текста. Данная методика разрабатывается такими известными методистами, как А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, Н.Л. Мишатина, Т.К. Донская, Т.Ф. Новикова, О.Н. Лёвушкина и др. В монографии Л.А. Ходяковой «Культуроведческий подход в преподавании русского языка» дано такое определение культурного концепта: «…ценностная единица культуроориентированного обучения русскому языку, выражающая сугубо национальный специфический образ культуры, воплощенный в слове» [5, с. 290].

Концептоориентированная методика в преподавании русского языка и словесности в старших классах позволяет реализовать не только текстоориентированный и культуроведческий подходы. Именно в старших классах необходима интенсивная коммуникативная деятельность, реализующая системные универсальные учебные действия учащегося. В работе с текстами можно в полной мере реализовать системно-деятельностный и компетентностный подходы, так как текстовая деятельность основана на коммуникативной компетенции и развивает лингвокультурологическую компетенцию. С нашей точки зрения, лингвокультурологическая компетенция по сути объединяет коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции, выступая в качестве «…совокупности знаний и умений, позволяющих ученику воспринимать и интерпретировать языковые факты как факты культуры на вербольно-семантическом, тезаурусном и мотивационно-прагматическом уровнях» [6, с. 71]. Это подтверждают труды по коммуникативной стилистике текста профессора Н.С. Болотновой, утверждающей, что «…все коды текста имеют лингвокультурологический статус, фокусируя главным образом с помощью языковых средств разные грани отраженной в нем культуры» [7, с. 68].

Исследование концептов русской культуры, размышление над их смыслами, которое должно вестись на основе концептуального анализа текста в лингвокультурологическом аспекте, может быть реализовано в системе учебных модулей, выстроенных с учетом программы по русскому языку и словесности. Данная идея представлена ученым-методистом О.Н. Левушкиной в методическом пособии для учителей «Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов» [8]. Учебный модуль может состоять из одного или двух уроков русского языка, объединенных с уроками развития речи. В этом случае дидактическим материалом служат тексты-миниатюры, позволяющие учителю организовать грамматическую работу на основе текста, а также развернуть на основе данного текста речемыслительную деятельность обучающихся в сочинении по концептуальной теме («Глаза – зеркало души», «О духовной жизни страны и общества» и др.). Жанры подобных сочинений разнообразны: сочинения-этюды, сочинения-эссе, сочинения-сопоставления, а также более масштабные речевые произведения, работа над которыми может выйти за рамки конкретного урока.

Концептоориентированная методика обучения русскому языку и словесности опирается на этапы учебного концептуального анализа текста: «…концепт моделируется на основе его текстового ассоциативно-смыслового поля с учетом особенностей лексической структуры целого текста, включая его парадигматику и синтагматику» [9, с. 244]. Моделирование концепта – по сути комментирование исходного текста, направленное на выявление его глубинного смысла.

Этапы учебного концептуального анализа:

1) выявление концептов (или слов-номинатов концептов) и их ключевых признаков;

2) выявление параметров словесного «портрета» концепта;

3) выявление взаимодействия слов-номинатов и слов-ассоциатов в рамках ассоциативно-смыслового поля исходного авторского текста;

4) выявление динамики в развертывании взаимосвязей слов-номинатов;

5) выявление модальности текста.

В процессе концептуального анализа текста-миниатюры происходит актуализация индивидуальных духовных смыслов ребенка, его ценностной системы, и следующий этап работы – сочинение-миниатюра – позволяет ему сформулировать первичные духовные смыслы через комментирование исходного текста. Концепт оказывается в центре внимания ученика и учителя, он становится основой диалога, в котором развивается и кристаллизуется личностная позиция ребенка, обогащается его духовная сфера. Дальнейшая работа нацелена на продолжение диалога с текстом культуры, дающим новые повороты мысли, новые идеи в пространстве обозначенного концепта. Итоговая творческая работа ставит перед учеником задачу сформулировать свою позицию, обобщая собственный жизненный опыт и духовно-нравственное содержание художественного произведения. Это «…позволяет выявить его [произведения] глубинные культурные и исторические смыслы и формировать не только коммуникативную, но и культуроведческую, и общекультурную компетенции учащихся» [8, c.116].

Если рассматривать сочинение на основе концептуальной темы с точки зрения итоговой аттестации выпускников, то можно отметить, что концептоориентированная методика позволяет выстроить достаточно полную и адекватную систему диагностики формирования коммуникативной и лингвокультурологической компетенций. Концептуальное содержание сочинения учащегося может быть проанализировано на основе специальной диагностической карты:




I (низкий) уровень

II (средний) уровень

III (высокий) уровень

1.

Словарный объем сочинения

40-60 %

60-100 %

100-120 %

2.

Определение ключевых слов текста, репрезентирующих концепты

Не определены или определены не полностью

Определены

Определены

3.

Словесный «портрет» ключевого(-ых) концепта (-ов); полнота его презентации в сочинении

40-50 %

50-80 %

80-100 %

4.

Количество слов-номинатов концептов, прокомментированных в сочинении

40-60 %

60-80 %

80-100 %

5.

Установление ассоциативно-смысловых связей между словами-ассоциатами концептуального содержания текста

Отсутствуют

Формально присутствуют

Ассоциативно-смысловые связи отражены в логике и в развитии текста

6.

Формулировка позиции автора с опорой на концептуальное содержание текста

Отсутствует или представлена предложением из текста

Представлена и прокомментирована без учета или с минимальным учетом ассоциативно-смысловых связей

Представлена и прокомментирована с учетом ассоциативно-смысловых связей

7.

Разграничение собственного отношения к концептуальному содержанию текста и позиции автора текста

Отношение к концептуаль-ному содержанию не выражено или выражено безличностно

Собственное отношение к концептуальному содержанию не отделено от авторского: формальное согласие с позицией автора.

Собственное отношение к концептуальному содержанию выражено ясно, с опорой на собственные нравственные установки и отделено от авторского

7.

Разграничение собственного отношения к концептуальному содержанию текста и позиции автора текста

Отношение к концептуаль-ному содержанию не выражено или выражено безличностно

Собственное отношение к концептуальному содержанию не отделено от авторского: формальное согласие с позицией автора.

Собственное отношение к концептуальному содержанию выражено ясно, с опорой на собственные нравственные установки и отделено от авторского

8.

Последовательность и логика изложения.

Абзацное членение сочинения

3 и более нарушений

1-3 нарушений

Нарушения отсутствуют

9.

Наличие сложных синтаксических конструкций

Отсутствуют

Присутствуют

Присутствуют

10.

Наличие стилистических приемов и иных средств художественной выразительности

Отсутствуют

В зависимости от объема сочинения присутствует не более 1-2 приемов (тропов и др.)

В зависимости от объема сочинения и целеполагания используются от 2 и более приемов (тропов и др.)

11.

Виды ошибок (в соответствии с требованиями ЕГЭ по русскому языку): орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые

В зависимости от объема сочинения




Подобная диагностика помогает учителю увидеть дальнейшую перспективу работы над концептами (например, «литература», «красота», «интеллигентность», «мудрость») в небольших текстах, например, в рамках подготовки к единому государственному экзамену, когда многие тексты содержат аналогичные концепты, например, тексты Ю. Бондарева, В Солоухина, Н. Рериха, Д. Гранина. В этом случае от учащегося требуется и адекватное понимание концептуальной системы авторского текста, и адекватная презентация собственного понимания концептов, опирающаяся на его личный и читательский опыт.

Диагностика на основе концептоориентированной методики помогает учителю не только интуитивно, опытным путем определять уровень компетентности своих учеников, но четко понимать, с каким уровнем сформированности лингвокультурологической компетенции ему приходится работать, и грамотно стоить дальнейшую стратегию обучающей деятельности.

Сочинение на основе концептуальной темы снимает главную проблему сегодняшнего отношения к литературе как учебному предмету – списывание «сочинений» с каких-либо источников. При этом сочинение на основе концептуальной темы требует от выпускника зрелости суждений, умений и навыков анализа и комментирования текста, а также демонстрации в сочинении своей речевой культуры, которая не может быть высоко оценена, если не соответствует духовному содержанию концептов русской культуры.


Литература


  1. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: 1997. 562 с.

  2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка //Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1993, т. 52, № 1. С. 3-9.

  3. Русская речь. 10-11 кл.: пособие по лингвокультурологии и развитию речи / Воробьев В.В., Дронов В.В., Хруслов Г.В. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.

  4. Мишатина Н.Л. Лингвоконцептоцентрический подход как интегральная стратегия речевого развития школьников // Полифония методических подходов к обучению русскому языку: Материалы Международной научно-практической конференции (15-16 марта 2012) / Ответственный научный редактор профессор А.Д. Дейкина; составители и редакторы Л.А. Ходякова, А.П. Еремеева, О.Н. Левушкина, В.Д. Янченко. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2012. – С. 122-126.

  5. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка [Текст]: моногр. / Л.А. Ходякова. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 292 с.

  6. Левушкина О.Н. Культуроведческий, культурологический и лингвокультурологический подходы в обучении русскому языку: полифония и иерархия // Полифония методических подходов к обучению русскому языку: Материалы Международной научно-практической конференции (15-16 марта 2012) / Ответственный научный редактор профессор А.Д. Дейкина; составители и редакторы Л.А. Ходякова, А.П. Еремеева, О.Н. Левушкина, В.Д. Янченко. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2012. – С. 66-75.

  7. Болотнова Н.С. Текст как явление культуры и его лингвокультурологические коды // Русская речевая культура и текст: Материалы Международной научной конференции (25-27 марта 2010 г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2010. С. 65-72.

  8. Левушкина О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов / методическое пособие для учителей. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 240 с.

  9. Болотнова Н.С. Особенности лингвокультурологического подхода к преподаванию русского языка в современной школе / Методика преподавания соавянских языков с использованием технологии диалога культур: Материалы III Международной научной конференции (16-18 октября 2008 г.) / Под ред. И.В. Никитенко и О.В. Орловой; ГОУ ВПО Томский государственный педагогический университет. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 340 с.


О сочинении 2015 года по литературе (Вести из Санкт-Петербурга)

Вся страна сейчас находится в полном неведении по вопросу, каким оно будет, сочинение по литературе 2015 года. В Санкт-Петербурге обсуждают уже критерии оценки работы. Познакомьтесь, пожалуйста.

Выдержки из Положения по написанию сочинения:

 1.2.Сочинение требует от учащегося развернутого высказывания.     Сочинение по литературе дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

1.3. Обучающимся 10-х классов будут предложены темы для сочинения 

по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии 

с государственной программой по литературе (по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого) и темы исторической и культурологической направленности. 



Без успешной сдачи сочинения выпускник не будет допущен к экзаменам.
На настоящий момент  общая концепция сочинения такова:
- Сочинение становится допуском к ЕГЭ.

- К началу учебного года опубликуют 5 открытых направлений тем итогового сочинения.

Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Одна тема для каждого часового пояса.
На данный момент ведутся обсуждения по следующим направлениям:

• Юбилей М.Ю. Лермонтова
• Будущее России и мира в произведениях русской литературы
• Литература и власть
• Вопросы, заданные человечеству войной
• Быть гражданином
• Милосердие и справедливость
• Путешествия и открытия
• Человек и/или техника
• Виртуальность (в) нашей жизни
• Красота науки


Содержание направлений

Юбилей М.Ю. Лермонтова
• "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..."
• Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
• "А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
• Имя Лермонтова на карте России
• "Лермонтов и Кавказ", "Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...", " То сердце, где кровь кипела..."
• "...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...
• Я думал: жалкий человек
• Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого..." ?
• "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
• Что в имени тебе моём?
• "Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик"
Будущее России и мира в произведениях русской литературы
• Роман Е. Замятина "Мы" – это роман - предупреждение?
• Предсказания писателей, которые сбылись
• Будущее России в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" и повести А. Платонова "Котлован"

Литература и власть
• Проблема власти и "маленького человека" в литературе (от А.С. Пушкина до А.И. Солженицына)
• "Поэт в России - больше, чем поэт." (Е. Евтушенко)
• "Рукописи не горят"
• Цензура и свобода
• Нет литературы, нет власти
Вопросы, заданные человечеству войной
• Между жизнью и смертью
• Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
• Дети и война
• 891 день мужества ленинградцев
• Мемориал – памятник с особым значением
• "По ком звонит колокол"
• Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
• Значение войн для государства и для человека

Быть гражданином
• Права и обязанности – стены и мосты в человеческой жизни
• Для человека национальность-и не заслуга, и не вина. Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна. (Р.Рождественский)
• Возможна ли абсолютная свобода в обществе?
• "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (Н.А.Некрасов) Так ли это?
• "Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству". Белинский В. Г.

Милосердие и справедливость
• "Добрый человек" на страницах романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и в окужающем меня мире
• Добро должно быть с кулаками?
• У каждого своя правда: относительность критериев справедливости
• Fiat iustitia, et pereat mundus! — «пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!» Согласны ли вы с этим?
• Раскройте мысль "Люди ищущие справедливости особенно опасны, справедливость не имеет никакого отношения к гуманности и милосердию".

Путешествия и открытия
• Всегда ли открытия, сделанные во время путешествия, приносят радость людям?
• Жанр путешествия в русской литературе
• "Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия». Шарлиз Терон
• Что открывают путешественники сегодня?
• В чём актуальность книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" сегодня?

Человек и/или техника
• Мир людей глазами мобильного устройства
• "Живая" книга или Интернет!
• Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)
• Человек и космос
• Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема
• Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика

Виртуальность (в) нашей жизни
• Виртуальный мир интернет - прогресс или современная "обломовщина"
• Мыслю – следовательно, существую?
• Изображение события в современном СМИ: факты, эффекты и выводы
• Быть или казаться?
• "Футурологический конгресс" Станислава Лема

Красота науки
• Проблема ответственности ученого за свои открытия
• " И на Марсе будут яблони цвести..."
• Наука, которую мы выбираем - выбор будущей профессии
• Есть ли место творчеству и фантазии в науке?
• Самое красивое открытие
• Автомобиль как образец современного искусства


Критерии оценки сочинения:

Сочинение оценивается по   пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

    При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.  

Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.


1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)


Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения

 

 

 

 

2 балла

Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения

 

 

 

1 балл

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует

 

0 баллов

2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры


Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют

 

 

 

 

2 балла

Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала

 

 

 

1 балл

Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок

 

0 баллов

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность


Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа

 

 

 

1 балл

Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения

 

0 баллов

4. Композиционная цельность и логичность изложения


Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

 

2 балла

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

 

 

 

 

 

1 балл

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

 

0 баллов

5. Следование нормам речи


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок

2 балла

Допущены 3 – 4 речевые ошибки

1 балл

Допущено 5 и более речевых ошибок

0 баллов

Максимальный балл

9 баллов


Примечание

Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.  

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе)

8, 9, 10 - 5

6, 7 - 4

4, 5-  3

1, 2, 3  -2

0  -1



Ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.

ЕГЭ можно будет пересдавать, если не набрано минимальное количество баллов. Такая возможность будет предоставлена на каждый предмет один раз на любом этапе проведения экзаменов.



- Сами темы никому не будут доступны до экзамена.
- Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся пересдача в феврале.
- Проверять работы будут школьные учителя.
- Оценка – зачёт/незачёт.
- Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями).
- Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.


Источники:
obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/
4ege.ru
sochinenie11.ru/

 

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ