Система дидактических принципов проблемно-диалогического метода

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Талаканская СОШ №6 Амурская область Бурейский район











Система дидактических принципов проблемно-диалогического метода













Старновская Ольга Викторовна,

учитель русского языка и

литературы














Талакан – 2013



Для организации процесса обучения в новой парадигме образования достаточными и необходимыми в определённой мере являются дидактические принципы:

1. Принцип деятельности — ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).

2. Принцип непрерывности — преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире — образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

4. Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней — максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.

5. Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.

6. Принцип вариативности — развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


Анализируя дидактические принципы, можно сказать, что принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения; принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения; принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся; принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником. Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме, а значит они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.

Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления:

пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать);

репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров,

выполнение однотипных, аналогичных упражнений);

частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках);

исследовательская деятельность (самостоятельное выполнение упражнений разного характера).


Основные различия технологий обучения
при традиционном и проблемно-диалогическом подходах


Основные конструкты технологии обучения


Традиционный

Проблемно -диалогический

Предметность


Предмет изучения не задается. Ориентиры познавательного движения в изучаемой предметной области не задаются


Во «Введении в предмет» задается экспозиция предмета - качественно специфическая система понятий его конституирующих. Позволяет выстраивать траекторию познавательного движения по предмету

Опосредованность


Приоритет предметных знаний. Методология не выступает в виде целостной системы. «Внутренние» познавательные средства недостаточно рефлексируются, не используются в инструментальной функции. Формально-логический детерминизм.


Исходит из установки: «Метод - важнее результата». Переориентация целей обучения в направлении усиления методологического компонента. Нацеливает на разработку методических приемов по формированию методологических умений и использования их в инструментальной функции.

Субъектность


Опора на память, вынужденно пассивная позиция учащихся. Побудитель учебной деятельности - внешняя стимуляция.

Приоритет выводного знания. Усиление «внутренней», познавательной мотивации учения


При реализации проблемно-диалогического подхода я использую различные формы учебной деятельности. Остановлюсь на некоторых. Особенности моих уроков: четкая структура урока, доказательное объяснение материала, создание проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся (ход познания “от учеников"), сотрудничество с учениками, создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся (обеспечение их системой мыслительных операций и практических умений). Мною накоплен немалый опыт работы по созданию условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся через систему проблемно – познавательных заданий. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер, ставят ученика в позицию творческого исследователя , при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания в индивидуальном темпе. Однако необходимо отметить, что важным условием воспитания на уроке творческой самостоятельности является доступность и посильность выполнения задания для каждого обучающегося. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.

Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса. Чтобы состоялся диалог «учитель-ученик» , использую эвристическую задачу – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Например, традиционно предлагать ученикам вставить буквы в тексте, это задание можно сделать моделью интересного творческого процесса:

-Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы бы пропустили, заменив их точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточивается на предложенном тексте, они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные места», а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причем, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре. В.М.Бехтерев писал: «У детей школьного возраста зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой…». Учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков. Этому служит прием составления опорных сигналов. Малопродуктивно предлагать готовые сигналы и схемы, это и не допускается при проблемно-диалогическом подходе. Лучше, если учащиеся самостоятельно отражают иллюстративный материал в картах-схемах. Например, при изучении темы «Служебные части речи» учащимся было предложено составить такую схему, отразив в ней материал учебника.

В результате их работы появилась схема, где были отражены группы этих частей речи, примеры каждой группы. А при изучении темы «Части речи» детям была предложена схема, которую они должны были продолжить. В ней уже были указаны группы частей речи: самостоятельные, служебные, междометия. Задание: продолжите схему, восстановите недостающее звено. В результате учащиеся дополнили: самостоятельные – это…, служебные -…и т.д.

Благодаря ‘этому приему правила становятся не безразличной логической схемой, но обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Они легко воспроизводятся.

На повторительно – обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам широко использую тестовые задания по русскому языку, тем более, что это диктуется необходимостью подготовки к выпускным экзаменам.

Для 9 и 11 классов в кабинете собрано достаточно материала для такой работы. В 7 и 9 классах есть рабочие тетради к учебнику русского языка, в которые включены задания тестового характера, что, конечно, облегчает работу учителя.

Материалы для подготовки к экзамену по новой форме рассматривались на заседании кафедры гуманитарных предметов.

По данной технологии предполагается писать очень много свободных диктантов, как в 7 классе, так и в 9-ом. Эта работа способствует развитию памяти, умению отбирать главное из прочитанного текста ( ключевые слова ), строить связное высказывание, что должно положительно сказаться на экзамене в 9 классе, где потребуется написать сжатое изложение.

Мои 9-классники – мой первый опыт работы по данной технологии. По программе Р.Н.Бунеева я работаю с ними пятый год, экзамен в 2013 году покажет их результат.

Но уже сейчас я могу сказать, что мои ученики благодаря технологии проблемно - диалогического обучения более раскованны, не боятся отстаивать свое мнение, вступать в диалог, спор, анализировать свои ответы и ответы своего товарища. Они умеют работать в группе, в паре, самостоятельно.

Данная технология выступает важнейшим направлением реализации развивающего образования, поскольку является:

результативной –обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно – психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бехтерев В.Л. Объективная психология. - М.: 2006.

  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

  3.  Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Сб. программ. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Баласс, 2008.

  4.     Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.- М., Баласс, 1999.

  5.    Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М, 2004.

  6.    Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М: Баласс, 2004.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ