Турнир знатоков русского языка "Слово – дело великое"
Слово – дело великое.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
(И.Бунин. Слово. 1915).
Турнир знатоков русского языка.
Разработан учителем русского языка и литературы
Сысоевой И.И.
Ведущий. Кто бы ни был ты, наш гость, я хочу, чтобы ты полюбил наш великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык. Давайте вместе приоткроем таинственный занавес истории родного языка.
Звучит музыка (перезвон колоколов). Девочка в национальном русском костюме проносит плакат «Киевская Русь. IX-X век».
Выходят два старца, на стенде закреплены карточки с буквами старинного написания из алфавита.
Кирилл. Надо бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.
Мефодий. Как же создать его? Языков-то уже много. Похож больно будет он на другие. Может, пообвыкнут люди к латинскому?
Кирилл. Нет. К чужому привыкать сложнее. Видел я недавно азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмем за основу алфавит скоростного греческого письма, добавим буквы из еврейского, грузинского, коптского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный.
Ведущий.Так появилась глаголица. Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он оказался. После знаменитых братьев Кирилла и Мефодия их ученики, из которых самый известный Климент, подготовили новую азбуку – кириллицу.
Клемент. Вот и закончили мы. (Любовно гладит рукой азбуку.) Аз, буки, веди, глаголь… Красивые имена буквам дали. И волю учителей исполнили, сохранили основу греческого написания, только проще теперь стало писать да понятнее, потому как на основе торжественного письма создана азбука. Я думаю, Кирилл и Мефодий рады были бы. (Продолжает гладить буквы и называть их). Добро, есть, живете, зело, земля… Слова-то какие! Всем понятные. Люди, мыслите, наш, покой, рци, слово… доброе дело сделали! (Садится за стол).
Ведущий. Так появилась кириллица, и на основе её начал складываться письменный, ещё очень молодой язык.
Ведущий. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
Вот и сегодня мы с вами попытаемся оценить интеллект и мысли участников нашего турнира знатоков русского языка.
(На игровую площадку вызываются команды – участники).
Описание игры.
Материал рассчитан на учащихся 7-8 классов. От каждого класса представлена команда из 5-ти человек. В каждой команде есть капитан и название. У капитана сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 секунд для обсуждения вопроса и ответа. Остальные учащиеся – болельщики, для которых также предназначены некоторые конкурсы.
Предположительная продолжительность игры – 45-50 минут.
1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
Угадайте слово по шутливой характеристике.
Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно любопытные. Это… (УШИ).
Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (ВОДА)
Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле,, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это…(ВЕТЕР)
Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь в не свое дело; им клюют; его задирают; на нем делают зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? (НОС)
Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться, что это? (ЯЗЫК)
Его иногда приходиться держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (СЛОВО)
Объясните значение наличия «металла» в людях.
Стальная воля.
Железные мускулы.
Золотое сердце.
Свинцовые слезы.
Серебряный голос.
Оловянные глаза.
Бронзовая кожа.
Медный лоб.
Луженая глотка.
2. Конкурс «В стране Грамматике».
К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые:
Вол Рак
Приз Овод
Вино Рис
Сено Окно
Сад Град
Кипа Вал
Напишите десять существительных их трех букв с «Ы» в середине.
Прочтите ребус.
Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от женского имени Елена.
3. Конкурс «В редакции».
Объясните загадочные знаки.
Рассказывают, что французский писатель В. Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в которой стоял только»?». Издатель ответил остроумно и коротко: «!»
Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.
Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Вернувшись домой, пошел дождь.
Подъезжая к дому, залаяли собаки.
4. Конкурс для болельщиков «О чем идет речь?».
Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:
- Это черная?
- Нет, это красная!
- А почему она белая?
- Потому что зеленая!
5. Конкурс «Географический».
Ответьте на краеведческие вопросы:
- Какие улицы и площади нашего города названы в честь писателей и поэтов?
- Что находится между рекой и берегом? (СОЮЗ И).
- Какой русский город летает по воздуху? (ОРЕЛ)
- Что стоит посредине земли? (БУКВА «М»)
- какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имен? (СЕВАСТОПОЛЬ)
- Какие четыре моря носят названия цвета? (ЧЕРНОЕ, КРАСНОЕ, ЖЕЛТОЕ, БЕЛОЕ)
- Каким поясом не подпояшешься? (КЛИМАТИЧЕСКИМ)
6. Конкурс капитанов.
1. Задание. Собрать из предложенных слов фразеологические обороты:
Оставить. 1. Собак
Овчинка. 2. С носом.
Повесить. 3. Выделки не стоит.
Гонять. 4. голову.
2. Продолжите афоризм. Ведущий читает начало афоризма.
Для команды №1:
Люди перестают мыслить, когда…(…перестают читать. (Д.Дидро)).
Ты навсегда в ответе за всех… (…кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери)).
Для команды №2:
Лучше оправдать виновных, нежели… (…обвинить одного невиновного.( Екатерина2))
Никогда не беспокой другого тем, …(…что можешь сделать сам. (Л. Толстой) )
3. Расставьте правильно знаки препинания.
Вэтотдень когда: доблестный Игорь, ведущий? войска из лесов и болот, увидел, что в поле, где? стояли, враги, поднялось!? зловещее облако пыли?, он сказал; «как? Сладко умереть – за отчизну».
4. Произнесите скороговорку.
Для команды №1:
У пенька опять пять опят.
Для команды №2:
От топота копыт пыль по полю летит.
7 . Конкурс для болельщиков
Отгадайте загадки.
- Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
- Какой год продолжается всего один день? (Новый).
- Сколько отверстий в голове? (Семь).
- С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней. ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
-Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет. Будут три ночи).
- Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там голову кладет. (Карандаш).
- Черные, кривые, от рождения немые, а станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы).
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я –МЫ).
- Какую часть слова можнов земле найти? (Корень).
- Точка с хвостиком. (Запятая)
- Что находится в начале книги? (Буква «К»).
- Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (Изменять слово голова по падежам).
8. Конкурс «Театральный».
Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Команда называет фразеологизм.
Карточки с заданиями.
Для команды №1.
Сидеть сложа руки.
Чесать язык.
В одно ухо вошло, а в другое вышло.
Для команды №2:
Лезть на стену.
Совать нос не в свои дела.
Солдат стоял на часах
9.Конкурс «Финальный».
Как по- другому можно сказать, что какое-то место находится совсем близко:
А) рукой достать;
Б) рукой подать;
В) рукой взять.
Сильно преувеличивать – это…
А) сгущать краски;
Б) смешивать краски;
В) разбавлять краски.
Так говорят о человеке, который с трудом принимается за что-либо, неохотно идет на что- либо:
А) тяжелый на вес;
Б) тяжелый на подъем;
В) тяжелый в делах
О случайном знакомстве говорят, что это…
А) шляпочное знакомство;
Б) шапочное знакомство;
В) кепочное знакомство.
Задание. Собрать из предложенных слов фразеологические обороты:
Оставить. 1. Собак
Овчинка. 2. С носом.
Повесить. 3. Выделки не стоит.
Гонять. 4. Голову.
Ведущий. Вот и подходит к концу турнир знатоков русского языка. Предоставляем слово жюри для подведения итогов конкурса.
Жюри подводит итоги.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ