Сочинение, как один из видов развития творческих способностей учащихся начальных классов















Представление опыта на тему:

«Сочинение, как один из видов развития творческих способностей учащихся начальных классов»



















Автор:

Виноградова Елена Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ «СОШ №160»

г. Санкт-Петербург



Введение.


Важную роль в обучении русскому языку играют упражнения в устном и письменном сочинении.

Работа над сочинением вырабатывает навык последовательно, логично грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Таким образом, деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика, вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

Написание сочинения – это речевая деятельность, осуществляемая в письменной форме. Она предполагает наличие коммуникативно-речевого мотива, а также учет особенностей адресата и ситуации общения. Следовательно, чтобы письменная речь осуществлялась в условиях, приближенных к естественным условиям функционирования речевой деятельности, необходимо, чтобы ученик осознавал, для кого и при каких обстоятельствах он пишет свое сочинение и, главное, хотел бы его написать,

В процессе письменной речевой деятельности школьники создают тексты, а их построение предполагает осознание темы и основной мысли будущего высказывания. Необходимо формировать у младших школьников умение отбирать содержание и языковой материал в соответствии с задуманной темой и основной мыслью, а также умение подчинять им организацию своего письменного текста.

Письменные тексты всегда принадлежат к определенному стилю, типу и жанру речи, выбор которых определяется коммуникативными задачами и условиями общения. Поэтому при работе над сочинениями учителю необходимо учитывать, текст какого стиля, типа и жанра будут создавать младшие школьники.

Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», - справедливо указывала М.А. Рыбникова.

Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма и т. д.,

сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.

Л.В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживания с учителем, с классом. В сочинении, считал он, проявляется восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.



2. Методика работы над сочинением во втором классе.

Сочинения во 2-м классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которых со второго полугодия можно вводить элементы описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

Если в первом классе в процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у учеников:

А) умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;

Б) умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

В) умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

Г) умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

То во втором классе задачи усложняются, а именно:

А) научить детей коллективно составлять и самостоятельно записывать небольшие рассказы о детских играх, забавах, работе, прогулках и т. д.;

Б) научить составлять и записывать небольшие рассказы по

сюжетным картинкам, диафильмам;

В) научить коллективно составлять план устных рассказов,

сочинений с элементами описания и рассуждения;

Г) совершенствовать умение правильно строить простые

предложения, различные по интонации;

Д) работать над обогащением активного словаря учащихся.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. Видное место в этой системе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные рассказы расцениваются не только как необходимые упражнения в развитии связной устной речи, но и как подготовительные упражнения к сочинениям.

Устному рассказыванию, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы сначала составляются коллективно и служат образом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

Устная подготовка сочинений во II классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете темы сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно растет. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Огромное значение при развитии творческих способностей учащихся играет тема сочинения, предложенная учителем. Выделено две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то определенного факта, явления, связанного с опытом детей, или отдельным учебным предметом. Второй тип тем – темы творческие.

Исходя из различий между репродуктивными и творческими темами . мы делаем вывод о необходимости их сочетания. Репродуктивные темы, чередуясь с темами творческими, требующими литературно-образного воплощения, выступают упражнениями в специальных навыках ( в составлении плана, в строгом отборе конкретного материала, в соблюдении логики изложения и т. д.). творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Итак, в сочинении ученик излагает свои собственные мысли. Сформированные у него в результате жизненного опыта, наблюдений, приобретенных знаний. Выражает свои чувства, переживания.

При работе над сочинением ученик располагает только темой, а план сочинения, содержание. Словарь, способ выражения мыслей он должен найти сначала при помощи учителя, а позже – самостоятельно.

Сочинение обращено к творческим силам ученика, оно требует самостоятельности мышления, живости воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы, предложенной ему учителем или выбранной им самим.



Работа над сочинением проходит в три этапа:


* Подготовка к написанию сочинения (разбор содержания, установление последовательности изложения, речевая работа: словарь, построение предложений, предупреждение орфографических ошибок).

* Письмо сочинения.

* Работа после написания сочинения (анализ, редактирование).


3. Подготовка к написанию сочинения.


Этапу написания сочинения предшествует этап предварительной подготовки к сочинению. Конечно, при написании сочинения учитель опирается на определенные знания учеников, полученные ими ранее, но ученики не смогут самостоятельно раскрыть тему, например, «Кусок хлеба к твоему обеду», если до этого в классе не говорили о тяжелом крестьянском труде, о взаимопомощи между городом и деревней. Особенно актуально эта тема звучит осенью, когда весь народ живет думами о сборе урожая.

Хорошо известно, как бывает трудно младшему школьнику выбрать конкретный эпизод для рассказа, определить те детали, которые нужно выделить, показать. Как часто ученику не хватает слов для выражения своих мыслей, а бывает, слов в голове достаточно, но выбрать точные, выразительные не всегда получается, поэтому учителя заранее, за две – три недели до проведения сочинения, организуют с детьми работу по накоплению языковых средств. Это может быть лист ватмана или специальные кармашки, в которые ребята кладут свои слова, словосочетания, сравнения для рассказов. Учитель периодически напоминает учащимся, для чего висит лист с карманом, привлекает внимание детей к «находкам», выясняет, кто же нашел подобное сравнение, хвалит и т. д. Особенно это важно для слабых учеников. Может. Они и не внесут своих находок на лист, однако у них будет возможность прочитать то, что написали другие.

На уроке написания сочинения ученики могут работать парами. Представим себе, что младший школьник захотел написать рассказ, подобрал слова и выражения для будущего высказывания, но не смог последовательно изложить свои мысли. Такая ситуация встречается достаточно часто. Младшему школьнику планировать свою письменную речь трудно, потому что психологическая основа планирования – внутренняя речь – у него пока только формируется. Одним из способов преодоления этой трудности может быть прием планирования вслух. Ученик, проговаривая, намечает ход развития основной мысли, придерживаясь единой темы и не отвлекаясь на второстепенные вопросы. Он рассказывает план будущего высказывания слушателю – соседу по парте, который контролирует его и даже может посоветовать внести какие либо изменения в будущее высказывание. Ученики планируют вслух свои высказывания по очереди. Поэтому в процессе такого взаимодействия у них развивается умение не только обдумывать свое высказывание, но и вставать на точку зрения другого человека. Понимать его, формируется важное речевое умение слушать собеседника.

Г.А. Цукерман при данной работе рекомендует объединять учеников с учетом их личных склонностей. А также с учетом того, чтобы более сильный ученик мог помочь слабому.

Кроме того, при составлении плана сочинения используются и другие приемы работы:

1.Коллективное составление части плана. Учитель дает в законченном виде два – три пункта плана, продолжать план должны сами учащиеся под руководством учителя.

  1. Работа с серией сюжетных картинок. Заголовки принимаются за план. Вначале заголовки составляются в форме вопросов. А затем и в форме повествовательных предложений.

  2. Составление плана учителем по ходу устного рассказывания. По заданию учителя учащиеся рассказывают. О чем напишут в сочинении на заданную тему. Учитель, выслушивая рассказы ребят, формирует вопросы плана и записывает их на доске. Затем план обсуждается и записывается в окончательном виде.

  3. Коллективное составление плана.

Работа проводится в ходе свободного рассказывания по теме. Объяснив тему сочинения. Учитель спрашивает учащихся, о чем следует написать в начале сочинения. Выслушав разные мнения и обсудив их, учащиеся формируют первый вопрос плана. Затем в беседе устанавливается, о чем учащиеся хотели бы написать дальше, чем закончат это сочинение, и по ходу обсуждения сочинения коллективно составляется план.

Организуя коллективную работу над планом, учитель учит учащихся отбирать материал для сочинения, четко и правильно формулировать пункты плана. В первом полугодии план составляется в виде вопросов, как и в первом классе. К концу первого полугодия можно переходить от планов в форме вопросов к планам в виде заголовков, которые даются в форме назывных и двусоставных предложений.

Вся система обучения письму сочинений основана на принципе нарастания трудностей: по мере обучения степень самостоятельности в работе над сочинением увеличивается. Работа над сочинением во втором классе начинается с коллективного составления рассказов по данному плану. Цель ее – восстановить те умения, которые получили ученики в первый год обучения. Сочинения составляются коллективно и записываются под руководством учителя после двух-, трехкратного повторения составленного текста. Методика работы над ними сходна с методикой работы в первом классе.

Во второй четверти начинается систематическая работа над планом сочинения: учащиеся пишут сочинения по планам, составленным коллективно. При подготовке сочинений проводятся различные упражнения, направленные на совершенствование синтаксиса речи учащихся, в частности на формирование умения правильно строить простое предложение. Ценными из них могут быть следующие:

  1. Наблюдение над тем, как изменяется смысл высказывания при перестановке слов в предложении.

  2. Редактирование ответов на вопросы плана с мотивировкой того, почему принимается один ответ и отбрасывается другой. Эта работа выполняется постоянно при обсуждении ответов на каждый вопрос плана.

  3. Устранение в тексте сочинения повторов. Чтобы учащиеся не допускали неоправданных повторов в своих работах. Учитель при подготовке сочинения дает взаимозаменяемые слова и учит им пользоваться.

  4. Наблюдения над построением вопросительных предложений. Во втором классе учащиеся начинают коллективно работать над планом сочинения, который в большинстве случаев дается в форме вопросов. Формулируя вопросы, предложенные учащимся, учитель обращает внимание учащихся на то, что в вопросительных предложениях на первом месте стоят слова «что», «где», «кто», «какой», и учит правильно интонировать эти предложения.

Работа над сочинением во втором классе предусматривает также обогащение словаря учащихся. Словарная работа может проводиться по такой схеме:

  1. Введение в устные рассказы и в сочинения ребят новых слов, только что объясненных на уроке чтения (половодье, хлынула, убранство, птицы взвелись и другие).

  2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).

  3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (душа ушла в пятки – испугался; река вышла из берегов _ разлилась и др.)

  4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу.

Таким образом, на этом этапе предварительной подготовки к сочинениям можно использовать различные приемы и методы: наблюдение, рассматривание картин, работа по опорным словам, по плану, письмо по памяти. Такие подготовительные упражнения повышают интерес учащихся к занятиям, будят их мысли, учат творчески мыслить в процессе письменной речевой деятельности.



4. Написание сочинения.


Помощь учителя при написании сочинения во втором классе должна иметь место не только при подготовке детей к работе, но и во время ее выполнения, т.е. на втором этапе. Проходя по классу и присматриваясь к письму детей, учитель по просьбе ученика или по своей инициативе без прямой подсказки дает ученику верное направление в подборе слова, в построении предложения, в правильном написании слова.

По мере развития у детей навыков правильной речи помощь учителя от работы к работе, от класса к классу уменьшается, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному изложению своих мыслей. Должны иметь место и совершенно самостоятельные творческие работы на темы, выбранные самими учениками и выполненные без помощи учителя. Необходимо постоянно будить у детей стремление к такому творчеству.

Учитель должен постоянно следить за речью учащихся. Нужно развивать у детей, как в устной, так и в письменной речи навык правильного согласования слов, употребления падежей, предлогов, правильного расположения слов в предложении, учить детей разнообразить свою речь, не повторять одних и тех же слов и выражений, использовать различные виды предложений, изученных на уроках русского языка. Данная работа подробно описана на этапе подготовки к сочинению.

Учащиеся во втором классе, согласно программе, учатся различать и строить простые предложения: нераспространенные, распространенные с наличием в них подлежащего – существительного или личного местоимения – и простого сказуемого – глагола в прошедшем, настоящем или будущем времени, а также предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные.

Задача учителя состоит не только в обучении детей различать эти виды предложений и строить их, но и пользоваться ими для выражения своих мыслей и чувств в связной речи и в сочинениях.

Кроме того, на этапе написания сочинения у каждого на парте должен лежать словарь, так как во 2 классе изучены еще не все орфограммы. Таким образом, учитель на первых порах частично избавит учащихся от большого количества ошибок, а постепенно научит учащихся обращаться к словарю лишь в том случае, когда данное слово или словосочетание действительно представляют трудность для учеников при написании.

Итак, учитель во втором классе при написании сочинения оказывает ученикам помощь при составлении предложений или приводит в помощь словари для верного написания слова. Но постепенно данная работа учителя уменьшается и к концу 3-го класса, особенно при написании творческих сочинений, учащиеся обходятся без помощи учителя.


5. Работа после написания сочинения. Анализ сочинения. Редактирование работы.



После того, как сочинение написано, его необходимо проверить. Проверить должен прежде всего сам ученик (а потом учитель). Он должен посмотреть, все ли будет понятно читателю, все ли в рассказе изложено последовательно, нет ли лексических и орфографических ошибок. Однако исправления в детских сочинениях встречаются нечасто. Автору нравится все написанное им, критичность в отношении собственных действий у учеников начальных классов, как правило, отсутствует. Прием взаимопроверки поможет сформировать у младшего школьника умение контролировать собственное письменное высказывание, а также поможет становлению критичности как важному качеству личности.

При проверке необходимо рекомендовать учащимся прочитывать сочинение три раза, причем каждый раз с новой целью:

1.«Прочитай сначала, как будто ты читатель этого рассказа и видишь его впервые. Все ли понятно, удалось ли передать словами главную мысль текста? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой?»

2.«Теперь прочитай как редактор, реши: верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений?»

3.«А теперь проверь текст как учитель: исправь орфографические ошибки, проверь, верно ли поставил запятые и точки».

Когда сочинения возвращаются авторам, ученики еще раз проверяют свои работы, соглашаясь или нет с исправлениями, внесенными товарищами.

На этапе работы после написания сочинения могут быть использованы следующие приемы: устный анализ в классе и саморедактирование, анализ учителем для себя.

Сочинения - бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов.

В связи с тем, что сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка, возникает огромное количество возможных линий их анализа. Работы учащихся могут оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;

  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;

  3. логичность изложения;

  4. наличие обобщенных суждений;

  5. наличие авторских оценок, комментариев;

  6. соответствие формы изложения звучанию темы.

Работа по устному анализу написанных сочинений в классе – очень важный шаг к освоению детьми приема редактирования своих сочинений. К этому чрезвычайно важному умению для совершенствования литературного творчества ученики подводятся постепенно через совместный анализ некоторых погрешностей из детских работ.

В работе можно использовать и опыт тех учителей, которые выписывают на доске 2-3 неудачных выражения из сочинений, не называя авторов. Обсуждение этих предложений может происходить так:

Учитель:

    • Вам нравится, как составлены эти два предложения?

Ученик:

    • Нет, слово (……..) два раза повторяется. Это нехорошо.

Учитель:

    • Как лучше написать?

Ученик:

    • Он боится. И все будет понятно.

Учитель на доске делает исправление.

Учитель отмечает для себя и грамматическую правильность работ. Например, некоторые ребята, увлекшись сочинением, забыли обозначить начало и конец предложения. Если подобная ошибка встретилась у многих учеников, то необходимо вернуться к этому материалу всему классу на уроках русского языка.

Можно проверять сочинения следующим образом: ошибки на неизвестные детям правила следует исправлять, а ошибки на известные правила только подчеркнуть с тем, чтобы ученики их исправили во время работы над ошибками. Надо особенно поощрять детей, написавших не только интересные работы, но и аккуратно оформившие их.

Что исправляют учащиеся в своих работах? Первоклассники в основном дописывают слова, вставляют пропущенные буквы, дополняют текст. Во втором классе дети, чувствуя логические нарушения, меняют местами отдельные предложения, и целые абзацы, дописывают пропущенные, но логически необходимые предложения, заменяют слова на более точные, дополняют текст, исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Разнообразны способы замены повторяющихся слов: использование местоимений, синонимов, объединение предложений, вычеркивание подобных слов.

Освоение редактирования идет от односторонней к разносторонней правке и к качественному ее совершенствованию.

Очень важно отметить воспитательное значение этой работы. На всю жизнь пригодятся детям умения самостоятельно решать поставленную проблему, доводить дело до конца (что предполагает развитие волевых качеств личности), пересматривать и улучшать свой вариант выполнения задания, оценивать успехи другого человека и радоваться этим успехам (при взаимном редактировании).

В то же время редактирование раскрывает процессуальную сторону написания детьми сочинений, приоткрывает ход их мыслей, объем охвата своего текста, отношение к данному заданию и к плодам своего труда.

Итак, на стадии работы в классе с уже готовыми сочинениями так же, как и при их написании, используется не один какой-либо метод, а совокупность методов.

Дети воспроизводят тексты сочинений, творчески их перерабатывают, переосмысливают, устанавливают новые, ранее не существовавшие связи, учатся сопереживать, отбирать из множества вариантов лучший. В то же время одновременно с контролем и обучением учитель использует этап анализа сочинений для формирования положительного отношения к ученой деятельности в целом и к написанию сочинений в частности. Этот факт подчеркивает интегративную сущность всех этапов работы над сочинением и в методическом аспекте, и как средства усвоения содержания образования, и эффективного средства общего развития детей.





6. Виды сочинений для написания во II классе.

1. Сочинение по наблюдениям.


Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе личного жизненного опыта прибавляются сочинения по наблюдениям за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в первом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам. Для устных рассказов, кроме перечисленных источников, используются демонстрационные картины, иллюстрации. Во втором классе учитель может предлагать учащимся сочинения с элементами описания и рассуждения, а также сочинение-письмо.

Основным источником как для рассказов, так и для сочинений является жизненный опыт, личные впечатления и наблюдения.

Тематика как устных, так и письменных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Учитель организует необходимые наблюдения и тем самым обогащает жизненный опыт учащихся. Так, в конце сентября учащимся можно дать задание понаблюдать, какие птицы готовятся к отлету, как они ведут себя, где собираются в стаи, как улетают.

Эти наблюдения можно использовать при составлении рассказа на тему «Как от нас улетели птицы», который полезно составить после чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали». Задания по наблюдениям следует давать при подготовке каждого рассказа.

Работа над устными рассказами по личным впечатлениям и наблюдениям может проводиться по такому плану:

1.Сообщение темы и цели работы.

2.Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

3.Коллективное составление рассказа по плану. (Рассказ, как правило, составляется коллективно, но допустим и другой путь: по каждому пункту плана выслушивается несколько ответов, класс их обсуждает и под руководством учителя выделяет лучший вариант).

4.Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

5.Связные рассказы по плану.

Постепенно от устных сочинений учащиеся переходят к письменным. Основой сочинений по наблюдениям служат непосредственные наблюдения детей в природу, на производство, в поле, на ферму. Особенно богатый материал для сочинений дают экскурсии. Они предусмотрены программой. Дети знакомятся с сезонными изменениями в жизни растений и животных. Перед экскурсией необходимо учащимся сообщить ее цель, если экскурсия предполагает сбор чего-либо, например, листьев, шишек и др., то обязательно необходимо объяснить, для чего они нужны. Такие конкретные задания заставляют более ответственно относиться к любому делу.

На экскурсии учитель не только обогащает представления учащихся об окружающем мире, но и воспитывает чувство любви к родине, учит любить прекрасное, понимать и чувствовать красоту природы и труда человека. Впечатления от увиденного и пережитого – богатейший материал для сочинений.

На экскурсии проводится работа над словарем. Так, услышав от детей, что небо сегодня голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, дети находят более точные определения: нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое. Солнце на нем яркое, ласковое. Весенний ветерок нежный, ласковый, слабый, легкий, теплый, приятный. Воздух прозрачный, теплый, ароматный.

Сочинения на материале экскурсии требует тщательной подготовки. Учитель обсуждает в классе впечатления от экскурсии, уточняет словарь, составляет план. Только после тщательной подготовки учащиеся пишут сочинение.

2. Сочинения по серии картинок и по картине.


Упражнения творческого характера, связанные с развитием речи, имеют большое значение для формирования навыков грамотного письма и письменной речи учащихся, позволяют решать вопросы нравственного воспитания, расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Очень важно обеспечить ребенку полноценный контакт с произведениями искусства как можно раньше и сделать эти встречи увлекательными и незабываемыми. Умеют ли дети описать то, что нарисовал художник, поделиться своими впечатлениями о картине, выступить в роли экскурсовода, заинтересовать слушателей? Умение смотреть картину – это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Не отрицая важности этого направления работы, необходимо отметить, что содержательно и самостоятельно младший школьник сможет составить рассказ по картине только при двух условиях:

  1. если он будет понимать содержание картины;

  2. если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства.

Рекомендации учителю перед тем, как начинать работу по картине:

1.Вспомните о лексике, которая связана со спецификой живописи, и найдите разъяснения терминов: «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «теплые» и «холодные» цвета. Выбранная картина должна быть подлинным произведением искусства, соответствовать возрастным особенностям учащихся и по содержанию быть доступной для восприятия.

2.Определите тему картины (отражена в названии), выделите главное и второстепенное. Чтобы полнее раскрыть содержание произведения, надо знать жизнь и творчество художника, найти материал о создании данной картины, яркий факт из биографии художника или его творческой деятельности.

3.Правильно постройте беседу по картине, направляя внимание детей на основное в картине, но не упускайте из виду и детали, имеющие не менее важное значение. Попытайтесь войти в эмоциональный мир картины, прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает картина у вас?

Основная сложность в реализации данных советов будет заключаться в умении учителя выстроить общение детей при анализе картины, выработать у детей умение слушать высказывания товарищей и проявлять отношение к ним. Учитель не должен являться носителем правильной, единственно возможной версии.

Завершающими вопросами при анализе картины должны быть вопросы об идее произведения, о том, что хотел сказать художник этой картиной.

Картину можно вывесить заранее, за 5-6 дней до работы над ней. Предложить учащимся список слов, выражений, которые могут быть использованы в сочинении. Чтобы избежать ненужных повторов, учащиеся пользуются синонимами, например, художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи…

Все рассказы по демонстрационным картинам во 2 классе составляются коллективно. Под руководством учителя дети развертывают сюжет рассказа, отбирают материал по каждому пункту плана, составляют рассказ, а затем несколько учащихся повторяют его. Это и будет обучением.

Для сочинений целесообразно использовать и сюжетные картинки, иллюстрирующие художественные произведения или сказки. Этой работе может предшествовать чтение произведения, содержание которого иллюстрировано в данной серии картинок. Работая над устными рассказами, учащиеся учатся понимать содержание картинок и соотносить его с сюжетом прочитанного произведения, составлять план, связно рассказывать по плану.

Работу над сочинением по сюжетным картинкам можно проводить по следующему плану:

  1. Постановка перед классом цели работы.

  2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

(Учащимся выдаются сразу все картинки с заданием расположить их по порядку. Эта работа позволяет охватить сюжет в целом. Но возможен и другой прием. Учащимся дается первая картинка. Они рассматривают ее и высказывают предположения о том, какой эпизод должен быть изображен на следующей картинке, вспоминают сюжет. Это повышает интерес к заданию. Учитель показывает следующую картинку и т. д. )

  1. Озаглавливание картинок.

Убедившись, что содержание картинок детям понятно, учитель предлагает подобрать к ним заголовки. Варианты заголовков обсуждаются, и наиболее удачные из них учитель записывает на доске. В результате на доске появляется план, по которому можно составить связный рассказ.

  1. Устные рассказы по плану.

Учащимся предлагается прочесть первый вопрос плана и дать на него ответ. Ответ коллективно редактируется. После обсуждения ответа на последний вопрос учитель просит повторить ответы, получив связный рассказ.

5) Запись рассказа по плану.


3.Сочинения с элементами описания.


Программой развития связной речи в начальных классах предусматривается проведение сочинений типа описания (предмета, места природы).

«Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего».1 Описание может быть двух видов: художественным, образным и деловым, строгим, научным.

Описание вводится со 2 класса. Оно «развивает у учащихся наблюдательность, точность изображения деталей, умение выбирать слова, создавать словесно-зрительные образы».2

Наиболее часто используемая композиционная схема описания:

а) часть, в которой передается общее впечатление от описываемого предмета, что-то о не сообщается;

б) часть, в которой раскрываются признаки предмета.

Работа над сочинением-описанием начинается задолго до написания самого сочинения, в ходе рассредоточенной подготовки к нему. Поэтому только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты.

С третьей четверти 2 класса в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Прежде чем приступить к работе над сочинением с элементами описания, учитель обращает внимание учащихся на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.

В дальнейшей работе над сочинениями учитель настойчиво обращает внимание учащихся на необходимость вводить в сочинение элементы описания, учит этому. Чтобы описания были точными, учитель организует наблюдения.

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинения следует приводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.





      1. 4. Сочинения на основе личного опыта.


Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить писать детей такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

Рассказ до урока записывается на доске. Учитель читает рассказ. После чтения следует анализ сочинения по вопросам: «О каком случае рассказано в сочинении? С кем он произошел? Когда это было? Чем закончилось?» и т. д.

Далее в беседе учащиеся уясняют, что в сочинениях о случаях из жизни нужно указывать где, когда, и с кем произошел случай, о котором идет речь, почему он запомнился.

Работа по написанию сочинений на основе личного опыта может проходить по следующему плану:

1.Сообщение темы и цели работы.

2.Коллективное составление плана или чтение вслух плана рассказа, данного учителем.

3.Коллективное составление рассказа по плану.

4.Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

5.Связные рассказы по плану. Слушаются 2-3 ученика.

6.Написание сочинения.


5. Сочинение – письмо.


В четвертой четверти второго класса учащиеся знакомятся с особым видом сочинения – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинением этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам.

Цель данной работы: формирование умения писать письма.

Во вводной беседе учитель должен выяснить кому приходилось раньше писать письма и о чем в них пишут.

Письмо оформляется особым образом: вначале указывается место, откуда пишется, дата написания, далее, обращение к тому, кому адресуется письмо. В конце указывают, от кого пришло письмо.

Учитель вместе с учащимися обсуждает, что будет основным в письме (рассказ о своей жизни или о каком-то событии, о прочитанном рассказе, книге и т. д.)

При орфографической подготовке необходимо выяснить, какие предложения встретятся в сочинении и вспомнить знаки препинания в них (чтобы узнать что-то о жизни друга необходимо задать ему вопрос).

Желательно, чтобы на уроке написания сочинения-письма на партах учащихся были словари, чтобы ученики не допустили большого количества ошибок.


Психолого-педагогическое обоснование.


Огромное значение в развитии речевой творческой деятельности учащихся начальных классов придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития творческой личности, включая эмоциональную сферу ребенка, как средство усвоения содержания образования и осмысление социального опыта.

Характерная особенность учащихся 1-2 классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, поэтому на первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе собственных наблюдений, впечатлений детей, на основе полученных знаний. Для этого учитель организует перед написанием сочинений экскурсии в природу, наблюдения за тем, как опадают листья с деревьев, рассматривание картин, игрушек и др.

Поскольку интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, то учителю необходимо стремиться сделать урок интересным, занимательным. Только такой урок будет располагать учащихся к собственному творчеству.

Основные условия работы над сочинениями: от самостоятельных, спонтанно написанных работ – к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинения разных жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся; нацеленность данного процесса на творческое развитие детей, на умение работать с текстом и на языковое развитие.

Кроме того, систематически учитель проводит словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи.

Возрастной особенностью детей восьми лет является общая недостаточность воли. Поэтому достаточно сложной и серьезной работой для младших школьников является работа после написания сочинения (редактирование, устное обсуждение и т.д.). Учащиеся должны уметь находить недостатки, недоработки своей работы и исправить их.

Работа над творческим сочинением носит и обучающий характер, учитель знакомит учащихся на уроке с разными жанрами произведений и учит в своей творческой работе их использовать (описание, повествование, рассуждение и т. д.). На данных уроках учитель не дает готовых ответов, постоянно привлекает к работе учащихся, предлагает им выдвигать и отстаивать свою точку зрения.

Многие психологи отмечают, что в процессе обучения в школе живой, яркий, образный язык дошкольника порой становится более точным и грамотным, но зато сухим, казенным, шаблонным. Вот этого надо избегать, включая в лексическую работу подбор синонимов к какому-либо слову, антонимов, разбор и выявление смыслового понимания образных выражений.

Таким образом, творческое сочинение способствует формированию потребности в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей.




Тема

Содержание

Формы

Методы и приемы

1

Сочинения по наблюдениям «Как опадают листья»

До урока учащиеся наблюдают, как опадают листья с различных деревьев. На уроке обсуждают тему сочинения. При лексической подготовке обсуждают, какие листья на деревьях, работа с синонимами.

Обсуждают структуру сочинения и записывают текст. Проверка учащимися получившихся сочинений.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, словесный метод, фронтальная работа.

2

Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны».

На данном уроке идет отработка умений, связанных с построением текста. Учащиеся составляют рассказ по каждой картинке. Учитель при этом обращает внимание учащихся, какими словами лучше соединить части между собой; определение структуры текста; после орфографической подготовки учащиеся записывают текст; проверка.

Коллектив-но-индиви-дуальная форма обучения.

Беседа,самос-тоятельная работа, анализ.

3

Сочинение по картине «На горке».

На данном уроке у учащихся формируются умение рассматривать картину и передавать ее содержание. Учащиеся коллективно с помощью учителя составляют план сочинения. запись текста. Проверка.

Коллектив-ная форма обучения.

Словесный метод, беседа, самостоятель-ная работа.

4

Сочинение на основе личного опыта « Как мы гуляли в зимнем лесу».

Учащиеся с помощью учителя определяют главную мысль сочинения; при орфографической подготовке подбирают синонимы, определяют орфограммы в них. Запись сочинения. Проверка.

Коллектив-ная форма обучения.

Анализ, синтез, обобщение, словесные методы, самостоятель-ная работа.

5

Сочинение по серии картинок

Н. Радлова «Находчивые лягушата».

Учащиеся рассматривают картинки и свободно высказываются по их содержанию; составление рассказа по каждой картинке. Учитель своими вопросами подводит учащихся к тому, чтобы они использовали в тексте языковые средства выразительности, передающие состояние героев; знакомит с повествовательным текстом. После орфографической подготовки учащиеся записывают рассказ. Проверка.

Коллектив-ная форма обучения.

Анализ, синтез, словесные методы, беседа.

6

Сочинение- описание предмета «Моя любимая игрушка».

На данном уроке учитель знакомит учащихся с элементами описательного текста. Для этого учитель предлагает учащимся текст-описание предмета, который он вместе с учащимися разбирает. На его основе и строится сочинение – описание игрушки. Формирует умение использовать прилагательные в описательном тексте. Учащиеся записывают текст, затем проверяют его.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, анализ, синтез, самостоятель-ная работа.

7

Сочинения по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот».

К данному сочинению учащиеся готовятся заранее: наблюдают за снегом, сравнивают с зимним, записывают глаголы и прилагательные, которые могут употребить при описывании снега.

При обсуждении подготовительного задания учитель подводит учащихся к теме сочинения и главной мысли. После обсуждения темы сочинения по готовому плану идет запись текста сочинения с последующей проверкой.

Коллектив-ная и индивидуаль-ная форма работы

Беседа, самостоятель-ная работа.

8

Редактирова-ние текста «Снег теперь уже не тот».

Учитель нацеливает учащихся на доработку сочинения, то есть нахождение недостатков и исправление их.

Работа над типичными ошибками:

    • соответствие сочинения теме;

    • содержание вводной и заключительной части (обсуждение неудачной части и уяснение того, как можно изменить);

    • построение предложений (2-3 неудачных выписываются на доску);

    • орфографические ошибки.

После данной работы учащиеся записывают сочинения.

Коллектив-ная форма обучения.

Словесный метод, беседа, самостоятель-ная работа, анализ.


9

Сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц»

Цель данного урока: формирование умения связно и последовательно описывать содержание картины. У учащихся уже имеются некоторые знания по описыванию картины. В процессе рассматривания картины учащиеся по вопросам учителя составляют предложения о том, что изображено и каков был замысел художника.

В процессе обсуждения темы и главной мысли сочинения учащиеся по просьбе учителя подбирают синонимы. После обсуждения структуры сочинения, в процессе которой составляется план и записывается на доске, учащиеся записывают сочинение. Проверка.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, фронтальная работа, самостоятель-ная работа, анализ.

10

Редактирование сочинения по картине «Прилет птиц».

На данном уроке задача учителя формировать умения раскрывать тему и главную мысль сочинения, а также умения использовать синонимы в тексте.

После общей оценки работ идет постановка учебной задачи, где учащиеся уясняют, что они будут дополнять и исправлять в сочинении.

Работа над типичными ошибками:

  1. полнота раскрытия темы и главной мысли (зачитывается неудачное сочинение и проходит его обсуждение);

  2. использование синонимов в тексте;

  3. обсуждается последовательность предложений в тексте, а также их связь;

  4. работа над грамматическими ошибками, за которой следует переписывание текста.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, фронтальная работа, самостоятель-ная работа, анализ.

11

Сочинение-описание игрушки в деловом стиле.

На данном уроке происходит формирование различать деловой и художественный стили речи.

Учитель, опираясь на сочинение описания любимой игрушки подводит учащихся к цели работы: в деталях описать внешний вид, назвать цвет, рассказать об устройстве.

При обсуждении структуры сочинения и лексической работы учитель рассматривает с учащимися игрушку детально. Далее составляется план и запись сочинения. Проверка.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, фронтальный опрос, наблюдение, самостоятель-ная работа.

12

Сочинение «Письмо другу».

Основная цель: познакомить с жанром письма. При постановке учебной задачи учитель выясняет кому приходилось писать письма и о чем писали.

После обсуждения особенностей построения письма идет орфографическая подготовка, после которой учащиеся записывают письмо.

Коллектив-ная форма обучения.

Беседа, словесные методы, самостоятель-ная работа.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аничкин С. А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности. В книге: активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: сборник научных трудов. Свердловский педагогический институт. 2004 г.-88с.

  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Кн. Для учителя – 3-е изд. – М: Просвещение, 1991-93с.

  3. Мотков О.И. Развитие творчества у детей. Журнал « Дополнительное образование» – 2000 3 4 – с. 9-14.

  4. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. (В 2 книгах). Книга 1. Общие основы психологии. – М: Просвещение: Владос, 1994 – с. 576.

  5. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Пособие для учителя. М: 2006 – 83с.

  6. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине. Журнал «Начальная школа» – 2001 № 5 – с. 96-98.

  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996 – с. 192.

  8. Синицын В.А. Коммуникативный подход к обучению родному языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся сельской школы. Журнал «Начальная школа» - 1991 № 8 – с. 61-65.

  9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2007 – 240с.

  10. Уроки развития связной речи в начальной школе. СПБ: Специальная литература, 2006 – с. 160.

  11. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2003–с. 176.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ