Сочинение, посвящённое Году русского языка на тему «Власть слова» 8 класс

МОУ Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Терновского района Воронежской области







Сочинение,

посвящённое Году русского

языка на тему

«Власть слова».























Ученица 8 класса Черникова Екатерина.

Учитель Юдина А.Я.


Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно

обращает текущее чувство в мысль.

А. Платонов.

Слово, по определению М. Горького, является «первоэлементом» литературы, а сам язык – материалом словесного искусства. Известный лингвист А.П. Журавлёв писал о том, что художественная литература – высшая форма организации языка, когда всё важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков.

Слова как элементы художественной, поэтической речи имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию. Они не только сообщают что-то, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, необычным словообразованием, особым порядком слов в предложении, многоплановостью значений слов, ритмом


Словесный образ показывает, как писатель видит и художественно изображает мир. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». В языке художественного произведения точное слово – это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора:

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её – народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю,

В которых поёт весна.

(Н. Браун.)

Богат, красив и выразителен русский язык. Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Слово – это звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое.

Огромное количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. В.С. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы…». Он обратил внимание на выразительность много приставочных глаголов, например: плавать, доплывать, приплывать, отплывать, подплывать и т.д. Один глагол может выражать до двадцати оттенков одного и того же действия.

Значение слова – это его соотнесённость, связь с определёнными явлениями действительности. Богатство русского языка проявляется прежде всего в его лексике. Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства – фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.

Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Роль языка в жизни общества велика, что подчёркивали многие мастера слова: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть» ( М. Горький ).

Родной язык – это живая связь времён. К.Г. Паустовский так говорил о богатстве и выразительности русского языка: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Никто не знает тайны происхождения человеческого языка. Существует множество версий об этом: одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного многовекового превращения животных в человека. И только в одном единодушны учёные: язык делает человека человеком и присущ язык именно человеческому обществу, научиться человеческому языку вне общества невозможно. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Такие случаи известны. В 1920 г. в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя, как настоящие зверята. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок в 4 года. Этот и подобные факты доказывают, что язык присущ человеку не от рождения, умение говорить формируется только в человеческом обществе.

Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. Достижения науки и техники и другие чрезвычайно разнообразные причины иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад к Пушкину!».

Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его заветы как святыню. Но в его лексике не было и не могло быть тысяч драгоценнейших оборотов и слов, созданных в более позднее время. И после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов, оборотов. Некоторые из них, сослужив свою недолгую службу, переосмыслялись или исчезли из языка.

Многие слова русского языка вошли в мировые языки. Заимствования из русского или через русский язык наблюдались с давних пор.

Богатство языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всё мире. В США, Германии, Италии, Франции, Испании, Китае, в странах Африки и Латинской Америки не только студенты, но и взрослые люди на курсах изучают русский язык. Ради совместного ведения дел в новых экономических условиях, ради познавательных и туристических интересов расширяется круг людей, заинтересованных в овладении русским языком.

По словам Ф.И. Буслаева, родной язык «есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества».

У Николая Заболоцкого есть прекрасное стихотворение «Читая стихи», которое заканчивается так:

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума язык.

В этих замечательных строках – гимн мудрости русского слова, разумной одухотворённости художественной, поэтической речи.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ