Статья "Лингвистическое развитие школьников в современной языковой ситуации"

М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»












Статья



«Лингвистическое развитие школьников в современной языковой ситуации»




подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна













с. Погромец

2013

На функционирование методической системы русского языка значительное влияние оказывает состояние языка в конкретный исторический период. Все компоненты системы обучения русскому языку – цель, содержание, методы и принципы, средства и организационные формы – взаимодействуют с речевой средой. Языковая ситуация меняется постоянно. Известно, что её развитие зависит от трёх факторов: внутренних закономерностей языка, общеязыковых тенденций и социально-культурного развития общества.

Современная языковая ситуация – социолингвистический феномен, состоящий из экстралингвистических и собственно лингвистических компонентов, обуславливающих зависимость между содержанием обучения и социолингвистическими условиями. В результате интенсивной демократизации языка, развития новых сфер коммуникации, повышенной языковой рефлексии носителей и в то же время резкого снижения культуры речи, игнорирования правил речевого этикета произошло снижение качества лингвистической подготовки школьников, особенно в части, связанной с адаптацией лингвистических знаний к реальным жизненным условиям. Способность оценивать языковые явления, понимать назначение языка в конкретной коммуникативной ситуации, интерпретировать текстовую информацию в соответствии с коммуникативной задачей – суть лингвистического развития школьников в современной языковой ситуации. В обучении и воспитании нельзя игнорировать новые социальные условия, влияющие на состояние языковой среды:

  • расширение международных контактов,

  • появление новых сфер коммуникации – виртуального общения и мобильной связи,

  • возросшие потребности нового поколения, технически образованного, активно контактирующего с носителями других языков,

  • появление компьютерных средств обучения,

  • появление средств мультимедиа.

Эти факторы повлекли за собой расширение и обогащение словарного состава современного русского языка. С помощью систем мультимедиа моделируется современная языковая среда. Компьютер становится инструментом, меняющим условия обучения. В то же время в текстах СМИ утрачены границы между литературным языком и нелитературными формами национального языка. С другой стороны, рассчитанные на широкую аудиторию темы и сюжеты СМИ отражают интересы и языковые вкусы разных социальных групп. Навязанная СМИ раскованность говорящего и пишущего приводит к тому, что в языковое пространство активно проникают жаргонизмы. При описании современной языковой ситуации нельзя игнорировать новое явление в русском языке – компьтерный жаргон, который уже вошёл в речь молодёжи. Стремительно распространяется специфический жаргон специалистов в области вычислительной техники. По мнению учителей, компьютерный жаргон стал причиной увеличения грамматико-орфографических ошибок в письменной речи школьников. Однако нельзя игнорировать и то, что этот особый язык выполняет функцию кода, скрывающего смысл беседы. Молодое поколение само создаёт специфический эмоционально-экспрессивный стиль непринуждённого общения. Языковая игра становится основой коммуникации участников чатов, форумов, конференций, блогов. Коммуниканты часто прибегают к искажению орфографии и нарушению норм пунктуации сознательно, в целях языковой игры.

Язык приспосабливается к новым реалиям, новым социальным отношениям и общественным вкусам. Возникает острейшая потребность в лингвистическом развитии школьников в современной языковой ситуации.


Особенности лингвистического развития школьников
в современной языковой ситуации:

ение само создаёт специфический эмоционально-экспрессивный стильющего смысл беседы. приводит к тому, что в языковое пространство активно проникают жаргонизмы.

  • интенсивная демократизация языка и стилистический динамизм;

  • сближение функциональных стилей в устной и письменной речи;

  • расширение сферы спонтанного общения и одновременно сужение официально подготовленного общения, усиление личностного начала в речевом поведении русскоговорящих;

  • специализация профессиональной производственной деятельности;

  • расширение состава участников массовой коммуникации;

  • либерализация норм литературного языка, популяризация нелитературной лексики творцами СМИ;

  • переоценка лексических пластов в их отношении к литературной норме, общая тенденция к огрублению речи;

  • интенсивность пополнения словарного состава;

  • повышенная языковая и речевая рефлексия носителей русского языка, игра со словом и в слово – черта речевого поведения русского интеллигента.


Основные проблемы лингвистической подготовки школьников, обусловленные языковой ситуацией:


  • удовлетворение государственного запроса в области общего образования – формирование системы ценностей и идеалов через обучение русскому родному языку – в условиях реального языкового существования;


  • важность сохранения в обществе эстетического идеала, языкового эстетического воспитания подростков в условиях влияния нового языкового вкуса массовой культуры;


  • ограниченность дидактических возможностей уроков русского языка, низкого педагогического потенциала в условиях проявления интенсивной демократизации языка, воздействия процессов диалогизации и плюрализации речи;


  • оптимальное лингвометодическое обеспечение учебной деятельности школьников и обучающей деятельности учителей в условиях глобального распространения средств медиаобразования, вовлечения подростков в сетевые коммуникативные сообщества.


Цель лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации: формирование элементарных металингвистических, лингвокреативных информационно-коммуникативных умений для адаптации в повседневной языковой ситуации


Задачи лингвистической подготовки:

  • формирование лингвистического взгляда на язык как на предмет исследования;

  • воспитание языкового эстетического вкуса, потребности в совершенствовании собственных лингвистических знаний.


Принципы обучающей деятельности:

-принцип связи теории с практикой,

-принцип развития языкового чутья,

-принцип комплексного применения информационно-образовательных средств,

-принцип осуществления самоконтроля,

-принцип личностно-ориентированного содержания обучения.


Реализации лингвистического развития школьников в современной языковой ситуации будут способствовать инновационные методы, лингвометодические средства и ресурсы обучения русскому языку.


В связи с этим изменились дидактические единицы лингвистического развития школьников в современной языковой ситуации.

  • Взаимодействие речи книжной и разговорной, устной и письменной.

  • Влияние средств массовой информации на повседневную речь. Изменение в современном обществе отношения к литературной норме и языковым тенденциям.

  • Лингвистическая и коммуникативная компетенция носителя русского языка с целью социальной адаптации.

  • Критерии оценки качества речи.

  • Языковая игра как особая форма лингвокреативного мышления. Культурно-речевые понятия уместности, соразмерности и чувства такта в речевом поведении личности.

  • Приемы создания комического: абракадабра, алогичность, каламбур, пародия, парадокс, словотворчество и т.д.

  • Словесная игра, языковая шутка и речетворчество в виртуальном пространстве

  • Понятие «информационный поиск» и его типы (фактографический, документо-графический, концепто-графический, алгоритмы поиска).

  • Виды информации и функционально-смысловые типы речи.

  • Культура работы с книгой и другими источниками информации для решения лингвистических задач.

  • Тексты художественные и нехудожественные. Информативность текста. Понятие вторичного текста.

Обращение учителя к нетрадиционному дидактическому материалу, актуальному в современной языковой ситуации, эстетизирует образовательный процесс, обогащает арсенал средств изучения родного языка, наполняет их учебно-познавательную деятельность радостью открытия и творчества. Привлечение внимания школьников к проблемам языкового существования, к проявлениям гипертекстуальности и виртуальности, приводящих к изменениям в повседневном общении демонстрирует школьникам универсальный характер «Русского языка» как предмета, оказывает положительное воздействие на воспитание и развитие личности компетентного и ответственного носителя языка.

Процессы, которые происходят в настоящее время с нашим языком, не могут не отразиться на структуре и содержании школьного образования.

Цель моей работы в современной языковой ситуации – научить учащихся свободной речевой деятельности и сформировать у них элементарную лингвистическую компетенцию.

Я в течение нескольких лет использую в работе технологии интерактивного обучения, основанного на диалоговых формах процесса познания. Считаю своей обязанностью научить детей строить интересный конструктивный диалог.

Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение «лицом к лицу», поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди одноклассников и только одно лицо – лицо учителя, здесь не уместна. На своих уроках мы с ребятами расставляем парты в зависимости от количества групп и числа детей в группах. Уже при входе в класс, где модернизировано учебное пространство, у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации. Внутренняя готовность учащихся позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в форму и содержание интерактивного обучения.

При организации интерактивного обучения уже на этапе формирования групп я учитываю желание и возможность членов группы поддерживать начинания друг друга. Иногда предлагаю ребятам объединиться в группы «по желанию». Опыт показал, что слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый процесса познания. Самых развитых учащихся не стоит прикреплять к «слабеньким», потому что им нужен партнёр равной силы.

Учебное задание для работы группы подбираю нетрадиционное. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения.

Постепенно в процессе интерактивного общения у ребят вырабатываются правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия:

  • важно не только умение говорить, но и умение слушать;

  • необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;

  • нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

  • критикуем идеи, а не личности.

Этап подведения итогов работы показывает, насколько удалось группе реализовать обе функции.

Презентация групповых решений учебной задачи может происходить в различных вариантах.

1. Совместно-индивидуальная форма.

Каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее. Этот вариант можно использовать на уроках повторения пройденного материала. Например, каждой группе раздается список из 20 – 25 постоянных и непостоянных признаков частей речи. Из предложенного списка нужно выбрать только те, которые соответствуют определенной части речи (имя существительное, местоимение, глагол), на основании признаков составить рекламный проспект. Затем следует «Парад частей речи».

2. Совместно-последовательная форма.

Результат деятельности каждой группы становится, как в мозаике, определенной ступенькой к решению общей проблемы. Данная форма является удачной для уроков-обобщений, поскольку помогает устанавливать некоторые языковые закономерности. Например, каждая группа выполняет упражнение на определенную орфограмму (буквы о – ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных, в суффиксах прилагательных, в падежных окончаниях имен существительных, в окончаниях прилагательных) и выводит соответствующее правило. После того как выступят все группы, выявляется общая закономерность написания гласных о – ё после шипящих. Затем наступает время особого этапа интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Сложность данного этапа заключается и в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, и в неумении выразить свои ощущения. Поэтому заранее подбираются вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Диалоговые формы процесса познания способствуют этому. Лингвистическое развитие школьников – основная потребность в современной языковой ситуации.

Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.









































Список использованной литературы и Интернет-ресурсы


1. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-modernizatsiya-obucheniya-shkolnikov-russkomu-yazyku-lingvometodicheskaya-strategiya-v-sovremennoy-yazykovoy-situatsii

2. http://dazor.narod.ru/lingvistika/dinamika.htm

3. Журнал «Русский язык в школе» №8, 2009, стр. 106 – 110


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ