Сжатое изложение (9 класс)

О методике работы с текстом на изложении

Основной вопрос, который волнует всех учителей русского языка, как написать сжатое изложение по аудиозаписи, которая длится 2-2,5 минуты? Существует масса методических пособий, посвящённых этому вопросу. Сениной выпущены диски с текстами для аудирования.


Воспринимать живой голос учителя и голос в записи — разные вещи. Задача ученика осложняется. Потому важно настроить детей психологически. Недопустимо, чтобы ребёнок впервые услышал запись на экзамене. Аудиозаписи выложены в открытом банке заданий сайта ФИПИ. Времени для качественной отработки методики написания изложения по аудиотекстам в этом учебном году предостаточно.

На экзамене предъявляются тексты публицистического характера, в которых поднимаются нравственно-моральные проблемы. Как правило, это тексты-рассуждения таких авторов, как Д.С.Лихачёв, Соловейчик, Сухомлинский и др. Потому внимание детей необходимо сконцентрировать на то, чтобы во время первичного чтения они определили количество абзацев, ключевые слова, микротемы, а также зафиксировали последовательность событий, рассуждений автора. Многие дети ведут записи хаотично, меняют последовательность рассуждений. В идеале после первичного чтения экзаменуемые должны определить тему, идею текста, составить план текста. Порекомендуйте детям поделить лист на три части горизонтально и две части вертикально. Этот скелет необходимо заполнить как при первичном, так и при вторичном чтении текста рабочими материалами, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя логико - смысловую схему текста, на основе которой составится затем план. Необходимо следить за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям.

Ошибка детей

Не надо стараться записывать весь текст, помните, что изложение должно быть сжатым, а не подробным! Поэтому детали, подробности опускаем, где надо — обобщаем и т.д. Сжатое изложение введено с той целью, чтобы научить детей перерабатывать информацию. Важно, чтобы ученики сохраняли особенности языка представленного на слух текста в изложении, использовали авторские ключевые слова и словосочетания. 

Особенно обратите внимание ребят на то, чтобы они передавали содержание исходного текста без искажений. Это самая частотная ошибка. Критерий ИК1 проверяет, правильно ли понят экзаменуемым текст, его смысл. 
Обязательно призовите детей к тому, чтобы пользовались словарем. Настройте детей на работу со словарями.


О компрессии текста

Все приёмы известны: исключение, обобщение, упрощение. Тексты, представленные для изложения, насчитывают от 140 до 200 слов. Сжать до не менее 70 слов. Верхняя граница слов не называется намеренно, потому что неизвестно, сколько слов будет насчитывать предъявленный для сжатия текст. В любом случае наполовину он должен быть сжат.

80 слов — это нормально. В любом случае эксперт при оценивании работы будет ориентироваться не на количество слов, а на уровень владения приёмами сжатия текста.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ