Технологическая карта русского языка в 5 классе "Слитное и раздельное написание не с именами существительными"
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: Филатова И. А., учитель
русского языка и литературы,
МОУ "СОШ с. Питерка
Питерского района Саратовской области"
Питерка – 2015
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» Филатова И. А.
Класс: 5
УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными»
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цели:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
Содержательные: познакомить с новыми знаниями о правописании не с существительными, уметь графически обозначать орфограмму, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Технология ТРКМ, приёмы «ЗХУ», « Один ум - хорошо, а два - лучше», «Плюс-минус-интересно».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие учащихся.
В гостях у сказки. Прочитайте текст.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась только отдельно от него.
Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью,
если только докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол и печально отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он явился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком:
«Негодую. Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без Не не может.
(Ф. Кривин)
Как вы думаете, какие слова позволили частице Не остаться рядом с Глаголом?
Какое орфографическое правило иллюстрирует данный текст?
Читают текст.
Отвечают на вопрос.
Формулируют правило.
Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
(ТРКМ)
А вот вам другой текст. Прочитайте его. Все ли слова вам понятны?
Предлагает найти информацию в толковом словаре. В каком значении употреблено слово?
Как вы думаете, что необычного в тексте?
Какое слово нам позволяет догадаться?(«лучшему») Как бы вы изменили текст?
Мой недруг
К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное недоверие. Он настоящий мой неприятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и неаккуратностью. Он всегда говорит неправду. Он трус, а не смельчак. Несчастье, что мы учимся с ним в одном классе.
Выпишите слова, которые вам придётся изменить. К каким частям речи относятся данные слова? По выписанным словам расскажите о их правописании.
Учащиеся читают текст, отвечают на вопрос. Работа над значением слова «выказывать»:
-- выставлять напоказ, давать возможность увидеть; показывать;
- обнаруживать, проявлять.
Анализируют текст, строят свои предположения.
Устно с помощью частицы не изменяют содержание текста на противоположное.
Учащиеся записывают. Один ученик выполняет на доске и комментирует письмо:
Недруг (сущ.) – друг
Недоверие (сущ.) – доверие
Неприятель (сущ.) – приятель
Уважение (сущ.) – не ? уважение
Внимательность (сущ.) – не ? внимательность
Отличается (гл.) – не отличается
Неправда (сущ.) – правда
трус (сущ.) – не ? трус
Не смельчак ? (сущ.) – смельчак
Несчастье (сущ.) – счастье
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создаёт проблемную ситуацию. Какие слова у вас вызвали затруднения?
Вызывается ученик для заполнения таблицы
- Что объединяет все эти слова? (Правописание не со словами.)
- Что мы знаем о правописании слов с не?
(Заполняется таблица) (Приём «ЗУХ»)
- Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, какую цель мы должны сегодня достичь?
А давайте попробуем предположить, при каких условиях не с существительными будет писаться слитно, а при каких раздельно? Работа в группах. (Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».)
Отвечают на вопросы.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Не с глаголами пишется раздельно Искл.: слово без не не употребл.
Не с существительными
Делают свои предположения. Записывают тему урока.
Формулируют цель урока. Отвечают на вопрос. От каждой группы предлагаются версии ответов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы.
Выявление места и причины затруднения
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Давайте сверим свои предположения с теоретическим материалом учебника.
(ТРКМ) Обращает внимание на учебник русского языка (§ 57, схема).
Какое условие правописания не не встретилось нам в тексте?
- Рассмотрите схему, сформулируйте правило правописания не с существительными.
Заполните таблицу.
Анализируют теоретический материал.
Заполняют таблицу.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Узнал
Не с существительными
слитно раздельно
не является
отрицательной
частицей
без не не является (усиливается про-
не употр. приставкой тивопоставлением
(синоним с союзом а)
без не)
Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Цель: сменить вид деятельности.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к рукам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- Встаньте, посмотрите налево, посмотрите направо, улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Пожелайте друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу. Садитесь.
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Каким же образом можно выйти нам из затруднений при написании не с существительными?
Отвечают на вопрос. Объясняют выбор написания.
Работа у доски.
Уважение (сущ.) – неуважение
Внимательность (сущ.) – невнимательность
трус (сущ.) – не трус
Регулятивные: планирование. Познавательные: использование схемы для решения задач, построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Первичное закрепление.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях
Выполните упражнение № 563 под ц. 2. Выберите любые 3 предложения. Запишите.
- А теперь я хочу вам предложить упр. № 565, которое вы будете выполнять в парах. Между собой договоритесь об одном слове, с которым нужно будет составить предложение, и о том, кто будет писать слитно, а кто раздельно.
Прочитайте друг другу свои предложения.
(Предлагаются слова: внимание, справедливость, приятель, аккуратность.)
Работают с учебником (упр.563 под цифрой 2 письменно). Решают типовые задания, объясняя выбор слитного или раздельного написания не в каждом случае.
Выполняют упражнение, составляя с указанными словами предложения таким образом, чтобы в одном случае писать не со словом слитно, а в другом – раздельно. Осуществляют взаимопроверку.
Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Организует деятельность по применению новых знаний
Предлагает выполнить упр. № 565 (индивид.), выбрав другое слово и выполнив по образцу, т. е. записать два предложения.
Выполняют упражнение самостоятельно.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.
Личностные: самоопределение.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного.
Показ на экране таблицы
(Использование ресурса: «Правописание не с существительными» (№140192)
http://files.school-collection.edu.ru
Вид ЦОР: Мультимедиа
Работа по таблице.
- Что мы уже знаем и можем рассказать по этой таблице?
- Кто хочет открыть «конвертик»?
Работа в группах по 4 человека. Каждая группа решает, какой «конвертик» будет открывать и кто будет давать ответ. Тестирование.
Поочерёдно открывают «конвертики» и комментируют информацию. Выполняют задания.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: построение монологической речи, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: осуществление итогового и пошагово контроля по результату, выполнение учебных действий в умственной форме.
Рефлексия
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.
(№ 566, № 567). Комментирует упражнение № 566.)
Прием «Плюс-минус-интересно».
Записывают домашнее задание. Слушают комментарий учителя.
На карточках в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Сдают карточки учителю.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Использованная литература
1. Практикум по русскому языку : 5 кл. /С. И. Львова. – М. : Просвещение, 2006.
2. Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл. : пособие для учащихся
С. И. Львова, - М. : Дрофа, 2007.
3. С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. М. : Мнемозина, 2012.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ